Развитие социально-эмоциональной адаптивности и компетентности у детей с нарушениями речи как основы эмоциональной культуры

Татьяна Еремина
Развитие социально-эмоциональной адаптивности и компетентности у детей с нарушениями речи как основы эмоциональной культуры

В своей книге «Развитие эмоций дошкольников» Минаева В. М., написала, что «мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа проблемных семей, а как следствие, появлению детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали мало общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает эмоциональную культуру и чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они сложнее адаптируются в новых коллективах сверстников.» Еще Л. С. Выготский в свое время писал о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства, которое наблюдается у современников. Причина данного феномена была в особенностях воспитания, направленного на логизированное и интеллектуализированное поведение. На фоне прогрессивных изменений современные ученые говорят и пишут о том, что развитию эмоциональной культуры ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Эмоциональная культура понимается нами как целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими, направленных на адекватность реагирования, что способствует вербализации эмоций человека, его эмоциональной открытости, эмоциональной эмпатии и оказания эмоциональной поддержки окружающим. Иными словами, эмоциональная культура – область деятельности, регулируемая общепринятыми нормами выражения эмоций, которая оказывает влияние на развитие личности.

Эмоциональная культура включает эмоциональную компетентность, эмоциональную грамотность, которые в полной мере влияют на социальную адаптацию ребенка. Последнее особенно важно, так как социальная адаптация - это вхождение в социально-ролевые связи и отношения, в процессе которого ребенок овладевает социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями. Взаимное проникновение ребёнка и социума, приводящие к адаптации, индивидуализации и интеграции определяют сущность социализации личности и выражаются в гармоничном существовании ребёнка в социуме и в удовлетворённости социума поведенческими реакциями, ценностными установками и ориентирами детей.

Социальное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи, заключающееся в усвоении социального опыта и социальных связей, определяется социальной средой, её качественными и количественными характеристиками. Ограниченные возможности здоровья оказывают влияние на разные компоненты социально- эмоционального развития детей. Общая закономерность развития детей с речевой дефицитарностью заключается в затруднениях взаимодействия с социальной средой и в нарушениях связей с окружающим миром.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи используют и понимают более «простые» средства невербального общения (движения, жесты, мимику, взгляды, характерные для детей более раннего развития. В репертуаре невербальной коммуникации у них превалируют мимика и визуальное взаимодействие (взгляды).

Таким образом, в период подготовки таких детей к школе актуальным становится создание коррекционно-педагогических условий для полноценного развития ребенка с учетом его особенностей и потребностей. Особое значение для формирования социально – психологической готовности к школе детей с нарушениями речи имеет развитие эмоциональной культуры.

Всё выше сказанное обусловлено тем, что до поступления в школу ребенок интенсивно усваивает представления об общественно - значимых нормах, целях и идеалах. Он приобретает собственный эмоциональный опыт в общении с другими людьми и вырабатывает определенное отношение к самому себе. Эмоции помогают ребенку приспосабливаться к той или иной ситуации.

Эмоции ребенка, его эмоциональная культура - это "послание" окружающим его взрослым, о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Детские эмоции влияют на будущее поведение ребенка, способствуют социальному и нравственному развитию и являются источником радости и страдания.

Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной культуры, очень актуальна и важна. Для достижения поставленной цели свои усилия мы сосредоточили на:

- создании оптимальных условий, для полноценного развития эмоциональной культуры ребенка, как основы дальнейшей социальной адаптированности и социально- эмоциональной компетентности дошкольников,

- индивидуальном становлении личности,

- создании педагогического пространства активного взаимодействия взрослых и детей, в котором ребенок получает опыт активного освоения мира в процессе различных видов деятельности.

С учетом требований ФГТ, где в содержании образовательной области "Социализация" даны рекомендации о включении детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности детей и приобщение их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

Реализуя данные рекомендации, мы определили следующие задачи:

1. Освоить социальные нормы и правила поведения в обществе;

2. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);

3. Формировать коммуникативные навыки в обращении «ребенок – ребенок»;

4. Обогащать качественно и количественно словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;

5. Научить слушать себя и других, управлять своим поведением, развивать произвольность и самостоятельность.

Для успеха нашей работы по развитию эмоциональной культуры у детей мы четко следовали следующим принципам:

- позитивность (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);

- безусловное принятие ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;

- индивидуальный подход (максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);

- развитие и саморазвитие личности (активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию и самосовершенствованию);

- демократизм в объединении взрослого и ребенка, соблюдении равноправия;

- поощрение достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности.

Определяя содержание нашей работы, мы учитывали не только возрастные особенности детей, но и различные формы взаимодействия с ними в течение года. Наши встречи проводились два раза в месяц, во вторую половину дня.

Каждое занятие имеет определенную тему и свои задачи:

«Рисуем настроение» - cоздание в группе эмоционально-благоприятного фона:

- знакомство детей с разными чувствами;

- умение соотносить цветовую гамму с образом;

«Я радуюсь когда…» - снятие психического напряжения:

- учить художественным приемам, изображать и определять эмоцию “радости”;

«Встреча с другом» - снятие психического напряжения:

- учить изображать художественными приемами эмоцию “удивления”;

«Это - я, когда…» - снятие эмоционального напряжения:

- учить изображать и определять состояние “интерес”;

«Ты - лев» - создание положительного эмоционального фона:

- учить определять и изображать эмоцию “гордость”;

«Я заболел…» - снятие психического напряжения:

- учить изображать и определять эмоции “страдание” и “печаль”;

- отличать “печаль” от “страдания”;

«Поссорились-помирились» - снятие психического напряжения:

- содействовать доброжелательной обстановке в группе;

- изучить чувство “обиды”;

«Грязь» - снятие двигательной расторможенности, негативизма:

- учить распознавать и изображать эмоцию “отвращения”;

«Испорченный телефон» - учить распознавать и изображать “гнев”:

- активизировать ассоциации детей;

«Я больше не буду…» - снятие мышечного напряжения:

-учить изображать и распознавать чувство “вины” и “стыда”;

«Когда я злюсь, то…» - снятие психического напряжения:

- учить распознавать и изображать “обиду” и “злость”;

- учить самоконтролю эмоциональных проявлений;

«Чаша доброты» - умение адекватно выражать свои эмоции:

- повышать уверенность в себе;

- познакомить с понятиями; настроение, доброта;

«Отдать приказ» - умение детей правильно выбирать правильный тон в разговоре:

- развивать умение договариваться;

- устанавливать доброжелательные взаимоотношения;

«Я тебе доверяю, а ты?» - способствовать сплочению группы:

- развивать межличностное ”доверие ”;

- развивать невербальные средства общения;

«Все вместе» - Способствовать сплочению группы:

-учить преодолевать давление из вне и не бояться трудностей;

- учить изображать эмоцию “страха”;

«Браво» - умение распознавать чувства и эмоции:

- стимулировать их появление;

- развивать наблюдательность и активность.

Для реализации поставленных задач мы использовали различные упражнения: “Гномы”, “Зеркало”, “Повтори позу”, “Фокус”, “Путаница”, ”Море волнуется”, “Гусеничка”, “Забавные человечки”, “Будь внимателен!”, “Соленый чай”, “Грязная бумажка”, ”Провинился”, “Тень”, “Мусорное ведро”, “Опаздывающее зеркало”.

Игры: “ Четыре стихии”, “Кто быстрее рассмешит Царевну Несмеяну”, “Льдинка”, “Фотография”, “Отгадай, кто мы?”, “Кто пришел?”, “Узнай по голосу”, ”Кто больше назовет?”, ”Ручеек”, ”Повтори позу”.

Рисование: Рисование пальчиками рук различных эмоций.

Этюды: “Собачка принюхивается”, “Лисичка прислушивается”, “Писк гуся”, “Царевна лягушка”, “Снег” с музыкальным сопровождением, аутотренинг-расслабление, “На зеленной траве” под музыку, “Ой-ой! Живот болит”, аутотренинг-расслабление под музыку “Отдых на берегу моря”, “Гневная гиена”, “Хмурый орел”, “Провинился”, “Стыдно”, ”Один дома”, ”Встреча с другом”.

Таким образом, благодаря организованной комплексной работе ребенок имеет полезный опыт взаимоотношений, и это социальное сотрудничество происходит не путем пассивной адаптации к требованиям социальной среды, а происходит в активной форме, в процессе деятельности, которую ребенок осуществляет, сотрудничая и общаясь с другими людьми - взрослыми и сверстниками.

Достаточно сформированная эмоциональная культура поможет нашим детям наладить социальное сотрудничество в разнообразной образовательной среде – школе, кружках, различных секциях.

Список литературы.

1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. С-Пб. ,1997.

2. Ильина В. Н. Развитие личности ребенка. Е-г, 2004.

3. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. М. ,2006.

4. Котова Е. В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей. М. ,2008.

5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Е-г, 2004.

6. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. М. ,1999

7. Маралов В. Г., Фролова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольников. М. ,2008

8. Юрчук Е. Н Эмоциональное развитие дошкольников. М. ,2008

Публикации по теме:

Формирование культуры общения посредствам развития эмоционально личностных особенностей дошкольников Формирование культуры общения посредствам развития эмоционально личностных особенностей дошкольников в условиях социально-одобряемого поведенияМы.

Из опыта работы кружка «Веселые узелки» "Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Сила ума крепнет по мере того, как совершенствуется мастерство руки. И чем раньше.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Развитие социально-эмоциональной адаптивности и компетентности у детей с нарушениями речи как основы эмоциональной культуры
Опубликовано: 28 марта 2013 в 20:17
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...