Развитие способностей детей дошкольного возраста

Мария Акишева
Развитие способностей детей дошкольного возраста

Выявление способностей у детей и правильное их развитие – одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психо-физического развития, условий воспитания и других факторов.

Развитие способностей в изобразительной деятельности принесет свои плоды только в том случае, если обучение будет планомерным и систематичным. Педагогика рассматривает развитие ребенка как качественное изменение его психических, физических особенностей под влиянием окружающего мира. И в первую очередь – воспитания и обучения.

Первый этап развития способностей (доизобразительный период) начинается с того момента, когда в руки попадает карандаш (в 2-3 года). Этот период очень важен для развития дальнейших способностей. Воспитатель в этот период должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм, движений, а затем к осознанию, что нарисовал, вылепил ребенок.

Ассоциации ребенка в этот период обычно неустойчивы. В одном рисунке он может видеть разные предметы, т. к. нет прочного следа – памяти на предмет. Задавая вопрос, воспитатель помогает ребенку осознать изображение.

- Что ты нарисовал?

- Мячик.

- Нарисуй еще.

Второй этап – изобразительный. С появления сознательного изображения предмет – изобразительный период в развитии способности. Деятельность носит творческий характер. Здесь уже могут быть поставлены задачи систематического обучения.

Первые изображения предмета очень просты. Это объясняется тем, что у ребенка мало развита координация движений, нет навыка, не развито мышление. В более старшем возрасте ребенок приобретает способность передавать основные признаки предмета, которые характерны для данного предмета, но детские работы отличаются диспропорцией частей, т. к. мышление и зрение ребенка направлены на определенную часть предмета, который он рисует.

Задача воспитателя – учить ребенка анализировать, сравнивать, напоминать о пропорциях. Так идет развитие способностей. Иногда дети сознательно нарушают пропорции, чтобы увеличить образность предмета, его значимость. Это уже творческий процесс. Передача движения – сложная для ребенка задача. Нужна большая работа по развитию у детей умения видеть изменения формы и положение частей тела при движении. Лучше всего на живых объектах. Чтобы ребенок сознательно мог изобразить движение. В лепке легче передать движения, т. к. материал подвижен, пластичен.

Одна из наиболее сложных задач – передача пространства, соотношения предметов в пространстве. Ребенок на первых порах не задумывается над расположением предметов. Лист для удобства рисования можно поворачивать.

Определенное расположение предметы приобретают тогда. Когда существует связь между ними. Например: дерево, около него дом, тогда внизу появляется линия – земля (фриз). Небо может быть изображено синей полоской, но вверху.

Дети 4-5 лет любят изображать много предметов. И появляется двойной фриз земли. Тогда предметы располагаются на всем поле листа.

В 5-6 лет ребенок способен осознать и передать пространство: земля – это более широкая полоса, предметы рисуются выше, ниже.

В это время в детских работах появляется прозрачный рисунок. Например: дом и в нем все, что там есть.

Задача воспитателя – учить ребенка передавать пространство, при этом использовать цветную бумагу.

Публикации по теме:

Дидактический материал «Логические блоки» Э. Дьенеша как средство развития математических представлений Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развивать познавательный интерес, творческое, логическое мышление; познавательные.

Презентация «Олимпийские игры» Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Развитие способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 20:18
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «В осеннем лесу»
Лес в любое время года – место красивое и загадочное. Зимой лес замирает, весной - оживает , летом расцветает от многообразия разноцветных цветов и ягод!...
Родительское собрание «Влияние типа темперамента на методы воспитания ребенка»
Добрый вечер, дорогие коллеги! С удовольствием поделюсь с Вами своим выступлением перед родителями нашей группы. Эта публикация будет интересна как...
«Центр безопасности»
«Центр безопасности» /старшая группа/ В сентябре 2017г. в нашем детском саду прошёл смотр - конкурс «Лучший центр по безопасности». Конкурс...
Аппликация в младшей группе «Гусеничка»
Аппликация в младшей группе "Гусеничка Интеграция образовательных областей: - Физическое развитие, - Художественно - эстетическое, - Ознакомление с...
Развлечение по правилам дорожной безопасности «Маша и Светофор». Фотоотчет.
22 сентября в нашей старшей группе "КОЛОБОК" прошло развлечение по правилам дорожной безопасности " Маша и Светофор ". В гости к ребятам пришла девочка Маша,...