Развитие связной монологической речи детей посредством метода наглядного моделирования

татьяна бовкун
Развитие связной монологической речи детей посредством метода наглядного моделирования

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Красивая, правильная речь- залог успешного обучения.

Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного монологического высказывания. Можно отметить следующие недостатки: связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий.

В настоящее время одной из сложных и актуальных проблем коррекционной педагогики является создание условий для формирования у детей с общим недоразвитием речи способности к овладению связной речи, как необходимой предпосылки гармоничного развития и социализации личности.

Коррекционное воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является метод наглядного моделирования, который я использую в своей работе.

Под наглядным моделированием психологи понимают совокупность действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (схемы, абстракции, модели, «элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой другой системы» (А. Н. Леонтьев). В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета, явления, факта другим предметом, изображением, знаком, символом. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Использование схем, моделей, сигнальных карточек помогает мне качественно осуществлять коррекционно-образовательную работу с детьми в соответствии с современными требованиями.

Приём наглядного моделирования я использую в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

Работа по использованию моделей ведётся по этапам:

1. Знакомство с графическим способом представления информации

-Наглядно-предметная модель

-Предметно-схематическая

-Схематическая

2. Умение осознавать художественный образ

3. формирование навыка самостоятельного моделирования

В качестве моделей могут быть использованы: геометрические фигуры, силуэты, контуры предметов, условные обозначения действий.

Детям бывает трудно построить связный рассказ, даже просто пересказать текст, хотя пересказ считается самым простым из видов связного высказывания. Они отвлекаются на незначительные детали, могут перепутать последовательность развития событий. Задача взрослых - научить детей выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия, научить детей абстрагироваться от мелких деталей и подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы.

На начальном этапе работы используются небольшие тексты, русские народные сказки. Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, используются разные наглядные модели.

Также на мой взгляд, эффективным при обучении пересказу оказался прием использования детского рисунка. Ребёнку проще рассказать что-то, когда он видит перед собой детально нарисованные изображения, чем просто представлять себе что-нибудь.

Для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых мы использовали схемы, таблицы. Данные схемы помогли детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Элементами модели рассказа являются качественные и внешние характеристики объекта:

величина

цвет

форма

детали

материал

как используются

чем нравится и т. д.

Наиболее сложным для детей являются творческие рассказы. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. В целях формирования у детей навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества я использовала следующие игры: «Составь по образцу», Закончи рассказ», «Придумай сюжетный рассказ» и др.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети научатся планировать свою речь

Использование моделей может быть применено не только в непосредственно-образовательной деятельности, но и в режимные моменты, так как в связи с введением ФГТ, образовательная деятельность должна проходить на протяжении всего дня. Поскольку, ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то моделирование может стать составной частью игры, благодаря которой будут приобретены детьми новые знания и умения, дети научаться использовать их на практике.

Работа по развитию связной речи при помощи наглядного моделирования показала: введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой текстов, их связностью. В анализе рассказов наблюдается улучшение почти по всем показателям. Большинство детей к концу года обучения самостоятельно, без наводящих вопросов, более подробно описывают различные предметы, явления природы, картины и т. п.

Таким образом, метод наглядного моделирования представляет собою современный, нетривиальный, творческий метод развития и совершенствования разнообразных, в том числе и речевых, способностей детей дошкольного возраста. В процессах познания детьми окружающего мира, ознакомления с художественным словом, овладения способами собственного литературного творчества и освоения учебной деятельности в целом методу наглядного моделирования по праву может принадлежать одно из ведущих мест.

Публикации по теме:

Использование словесных игр для обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста Данная презентация -итог моей работы над темой самообразования. Словесные игры- часть огромной работы по овладению дошкольниками родной.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Деревья и листья
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Развитие связной монологической речи детей посредством метода наглядного моделирования
Опубликовано: 15 марта 2013 в 19:04
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Отчет о выставке «Золотая Осень»
Осень М. Геллер Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Инсценировка сказки «Репка» с детьми старшего дошкольного возраста
Работу провели воспитатели Коготкова Алла Ивановна и Терешенкова Ирина Юрьевна Ведущий. Дед и баба жили-были. Славно жили, не тужили. С ними вместе...
Оформление музыкального зала «День рождения Детского Сада»
Оформление музыкального зала" День рождения Детского Сада" своими руками. В октябре этого года в моём родном садике, произошло замечательное событие....