МААМ-картинки

Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин

Елена Ларенцева
Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин

Содержание:

1. Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность

2. Виды рассказов

3. Обучение составлению рассказов

3.1. по серии сюжетных картин

3.2. по сюжетной картине

«Речь – удивительное сильное средство, но

нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»

Г. Гегель

Публикация «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин» размещена в разделах

1. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматриваются психологами, философами, педагогами, как узел, в котором сходятся все линии психического развития : мышление, воображение, память, эмоции.

Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение человека. Владеть по возможности всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры речи.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее он будет им пользоваться в дальнейшем. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой – то мере исключает их из игр, занятий.

Основные задачи речевого развития :

1)Восприятие звуковой культуры речи.

2)Формирование фонетической стороны речи.

3)Словарная работа.

4)Формирование грамматического строя речи.

5)Формирование лексической стороны речи.

6)Развитие связной речи : диалогической, монологической.

7)Подготовка к обучению грамоте.

8)Восприятие интереса и любви к художественному слову.

Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи, меняются средства обучения. Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно? Воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно быть интегративным. Одним из путей создания оптимальных условий для гармоничного развития детей является совмещение общеобразовательных и коррекционных задач.

2. Технология моделирования:

1)Пересказ текста

2)Заучивание стихов

3)Составление описательного рассказа об единичных предметах

4)Составление рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине

5)Составление рассказов из личного опыта

6)Рассказывание с элементами творчества

При этом наглядное моделирование способствует:

- усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибутов художественного произведения заместителями);

- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;

- обучению составлять рассказы – описания по сюжетной картине.

3. Остановимся подробнее на использовании моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картине и серии сюжетных картинок.

Виды рассказывания по картинам :

1. Описание предментых картин – это связное последовательноеописание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий.

2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.

3. Рассказ последовательной серии картин : дети рассказывают о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине : дети придумывают начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Им требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта.

Пример описания картины И. Левитана “Весна. Большая вода. ” Ребенком 6, 5 лет: “Расстаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горе домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу”.

3.1. Составление рассказов по серии сюжетных картин

Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией сюжетных картинок позволяет детям освоить логические операции и верно выполнять задание. Составлению рассказов по серии должна предшествовать подготовительная работа.

С помощью дополнительных вопросов анализируется содержание будущего рассказа, продолжается работа над лексико-грамматическим материалом. Новые слова уточняются, закрепляются в разных грамматических формах и связях. При составлении рассказов по серии картин дети одновременно упражняются в составлении диалогов применительно к конкретной ситуации.

Очень важно педагогу создавать у детей мотивацию этой деятельности и стимулировать положительное эмоциональное состояние в процессе работы и по ее окончании.

Примеры мотивации:

- Для детей 3-х лет пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст, вслух положительно оценить серию картинок, сложенных в нужной последовательности.

- Для детей 4-5 лет целесообразно использовать мотив оказания помощи какому-либо герою (например, Незнайка хочет разобраться в картинках).

- Дети 5-7 лет с удовольствием испытывают мотив соревнования (работа на скорость, подготовка к школе или игра в “сыщиков”).

В процессе обучениядетей рассказыванию по серии картин необходимо сформировать у них элементарные представления о структуре текста, о том, что любой рассказ имеет начало, середину и конец.

Общие принципы работы с серией картинок :

1. Обучение работе с серией картин начинать с 3-летнего возраста.

Для составления первых серий предлагается 2-3 картинки “Девочка купает куклу”, “Девочка одевается” и др.

2. К 4 годам предлагаются серии с 4-5 картинками. Сюжеты отражают реальный опыт детей (кормление, процессы умывания, отход ко сну).

3. Детям в 5 лет можно включать серию из 6 картинок, отражающие события, знакомые детям (прогулка в лес, поход в зоопарк, в магазин игрушек).

4. Детям 5-7 лет можно предлогать серии 6-8 картинок, связанных с личным опытом детей, наблюдаемыми событиями.

Картинки могут быть оформлены в виде комиксов. Детям не должна быть заранее известна последовательность действий.

Организация работы с серией сюжетных картинок :

Работа ведется с подгруппойили индивидуально. В утренне или вечернее время, в спокойной обстановке. Время игры с серие картин не должно превышать :

- для детей до 4-х лет – 5-6 минут

- для детей до 5 лет – 10 минут

- для детей до 7-ми лет – 15 минут

Этапы работы с серией картин :

1. “Паровозик из картинок”

2. “Назови место, где происходят события”

3. “Определи время событий”

4. “Найди общих героев на картинах”

5. “Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает”

6. “Что за чем”

7. “Составь рассказ”

Базовая модель составления рассказа :

1. Однажды…

2. В таком-то месте…

3. Такой-то объект…

4. Делал (делали) то-то для того-то…

5. Потом делал (действие и цель действия…

6. И далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели действий.

7. В результате получилось то –то и то-то (обобщение)

8. Придумать название получившемуся рассказу.

3.2. Составление рассказа по сюжетным картинам

Для составления рассказа используют многофигурные картинки с изображением нескольких групп действующих лиц хорошо знакомого детям сюжета. («Дочки – матери», «Зимние развлечения» и т. д.) Но не стоит ограничиваться только картинами, предназначенными для дошкольников. Также детям предлагается жанровая живопись, способная волновать ребенка, вызвать желание обсудить увиденное («Иван царевич на сером волке», «Три богатыря» В. М. Васнецова и другие). Надо, чтобы ребенок видел особенности композиции картины, цветовой палитры, сумел выразить свое отношение к изображенному сюжету на картине, при описании жанровой картины – почувствовал мастерство художника и его настроение. При анализе картины необходимо уделять внимание построению рассказа,. В качестве плана при составлении рассказов по картине хорошо использовать карточки – символы :

- вопросительный знак;

- символ, обозначающий место действия;

- действующие лица, изображенные на картине;

- действия героев картины;

- их одежда;

- настроение и характер действующих лиц;

- цветовая палитра;

- символ «сердце» (дети рассказывают о том, какие чувства вызывает у них картина)

При выборе картины с использованием символов дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяют их пространственным расположением, описывают изображенные объекты, выражают свое отношение к картине. Работа по картине проводится как индивидуально, так и на подгрупповых занятиях. В процессе подготовительной работы дошкольники учатся анализировать и обобщать изображение на картине, у них формируется целостное и одновременно дифференцированное представление об изображенной ситуации. На фронтальном занятии дети справляются с заданием составить рассказ по картине, могут логично, связно предать содержание, употребляя разнообразную лексику и образные сравнения.

Общие требования к организации работы с картиной :

1. Работу по обучению детей рассказу по картине рекомендуется проводить, начиная со второй младшей группы.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий (2-3 недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой и индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Этапы обучения рассказыванию по картине :

Младшая группа:

- В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще самостоятельно дать связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

- Основные задачи педагога в работе по картине сводятся к следующему:

1) Обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное.

2) Постепенный переход от занятия номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющими в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

- Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Занятие обычно включает две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ педагога.

Средний дошкольный возраст:

- Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам педагога, а затем по его образцу.

- Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, которые заканчиваются обобщением, которое делает воспитатель или дети.

- Можно использовать лексико-грамматическое упражнение «Продолжи предложение»

Старший дошкольный возраст:

- На занятиях в старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов.

- В подготовительной группе используются все виды рассказов по картине : описательный рассказ по предметным и сюжетным картинам, повествовательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

- В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное по картине. Выделение существенного. Наиболее ярко выступают в подборе названия картины, поэтому детям даются задания типа «Как назвал эту картину художник, «Придумаем Название», «Как можно назвать эту картину

Публикации по теме:

Составление рассказов по серии сюжетных картин «Семейный ужин» "Составление рассказов по серии сюжетных картин "Семейный ужин" Цель: развитие связной речи детей через обучение детей составлению последовательного.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Школа» Задачи: 1. Активизировать словарь детей по теме «Школа» 2. Закреплять умение детей подбирать слова – антонимы. 3. Закреплять умение детей.

Конспект занятия развитию речи по теме «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Шишка» Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе «Пчёлки» по теме «составление рассказа по серии.

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе по составлению рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин Конспект открытого занятия в логопедической подготовительной группе. Тема: «Составление рассказа «Собака-санитар»по серии сюжетных картин».

Мастер-класс для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине» Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие.

Особенности и последовательность работы по описанию предметов, картин и серии сюжетных картин в средней группе. Доклад на педсовет воспитателя ГБДОУ детского сада №16 г. Санкт-Петербугра Красносельского р-на средней группы "Теремок" Хренковой Ольги.

Обучение составлению описательных рассказов старших дошкольников посредством речевых игр 1. СЛАЙД Тема моего выступления: «Обучение составлению описательных рассказов старших дошкольников посредством речевых игр». Перед воспитателем.

Конспект занятия по развитию речи «Находка. Обучение составлению рассказа по серии картинок» Конспект занятия по развитию речи Тема: «Находка» Цель: обучение составлению рассказа по серии картинок. Задачи: 1) закрепление представлений.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование метода моделирования Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. Давайте.

Занятие по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели» с ИКТЗанятие по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели» с ИКТ Цель : Обучение связному последовательному изложению событий по ССК. Программные задачи : Закреплять навык составления рассказа по ССК.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин
Опубликовано: 15 апреля 2018 в 20:43
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД