Получи документы

Конспект занятия по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с общим недоразвитием речи

Виктория Ремицан
Конспект занятия по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с общим недоразвитием речи

Развитие связной речи с использованием сюжетных картин у детей с диагнозом общее недоразвитие речи.

В системе работы по развитию речи в дошкольных образовательных учреждениях важное место отводится формированию связной речи и речевого общения. Именно связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание людей.

Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Формирование связной речи является следствием усложняющейся деятельности ребёнка и напрямую связано с развитием мышления. К концу дошкольного возраста ребёнок овладевает всеми формами устной речи : диалогической и монологической, контекстной и ситуативной. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая, и отличается развёрнутостью, сложностью в лингвистическом отношении, предполагает использование полных, распространённых предложений.

Дети с общим недоразвитием речи – группа детей, которым характерна задержка формирования каждого из компонентов языка: фонетики, грамматики, лексики, связной речи. Все эти особенности хорошо видны в связной речи. Развёрнутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием чёткости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешнее, поверхностное впечатление, а не на причинно – следственные взаимодействия действующих лиц. Таким детям труднее всего даются самостоятельные рассказывания по памяти и все виды творческого рассказывания.

Особенности работы с детьми с общим недоразвитием речи :

1. Поэтапность.

2. Активизация словаря.

3. Отбор лексики.

4. Установление главной мысли.

5. Детальность оречевления действия.

6. Демонстрация их по сюжетной картине.

7. Возможность речевого высказывания каждому ребёнку.

8. Выбор лучших образцов.

9. Отработка логического ударения, интонации, дикции.

10. Хоровое проговаривание.

Для обучения детей рассказыванию в детском саду всегда широко используются картины. Обучение должно строиться на естественной потребности ребёнка высказаться, что-то сообщить слушателям, а картины, предоставляя детям интересную и понятную информацию, новые впечатления, стимулируют у них желание делиться с окружающими своими мыслями; важно, что дети испытывают радость и удовлетворение от этой деятельности.

Основные виды работы с картинами:

- Рассматривание картин

- Беседа по картине

- Рассказывание, составление рассказов по картине

Рассмотрим каждый из видов работы по картине подробнее.

Рассматривание картин. Методика рассматривания аналогична методике обследования предмета и похожа на методику наблюдения.

Этапы рассматривания:

- целостное восприятие картины

- рассматривание отдельных предметов

- возвращение к целостному восприятию картины

Задачи:

1. Формирование умения рассматривать и понимать содержание картины.

2. Знакомство с окружающим предметным и природным миром.

3. Воспитание правильного отношения к окружающему миру.

4. Формирование грамматического строя речи и связной речи.

Беседа по картине. Можно использовать сразу несколько картин или две картины (при приёме сравнения, но всегда картина должна служить фоном для разговора. Беседу по картине можно включать как часть занятия, а можно использовать её в совместной речевой деятельности с небольшой группой детей или с одним ребёнком.

Задачи:

1. Развитие коммуникативной речи ребёнка : умение пользоваться устной речью; использовать элементы разговорной речи.

2. Развитие доказательной и объяснительной речи.

3. Развитие логического мышления

4. Упорядочение системы знаний.

Рассказывание, составление рассказов по картине. Освоение детьми речевой деятельности по составлению рассказа происходит постепенно от простого к более сложному: рассказ по одной игрушке – рассказ по предметной картинке – рассказ по картинке малого сюжета – рассказ по серии сюжетных картин – самый сложный вид рассказа по сюжетной или пейзажной картине. Это может быть рассказ: по плану, предложенному взрослым (моделирование, рассказ описательного характера, из опыта детей, творческий рассказ и т. п.

Задачи:

1. Развитие связной речи.

2. Активизация и обогащение словаря.

3. Введение в рассказ диалогической, прямой речи героев.

4. Освоение грамматического строя речи.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по картине «В лесу».

Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине.

Развивающие цели. Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Лес, грибы», развитие логического мышления, зрительного внимания, творческого воображения.

Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания/ доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование. Каврограф, сюжетная картина «В лесу», предметные картинки по теме, маленькие картинки - схема рассказа по картине, изображение ёжика с буквами на иголках, корзинка с шишками, пластмассовые буквы спрятать в корзинке.

Предварительная работа. Рассматривание грибов, подбор определений, разучивание подвижного упражнения «За грибами».

Ход занятия.

1. Организационный момент, объявление темы занятия, отгадывание загадок по теме.

Логопед раздаёт детям по одной предметной картинке с изображением грибов, дети садятся на стульчики около каврографа.

Логопед загадывает детям загадки, а дети отгадывают их и прикрепляют свои картинки –отгадки (подосиновик, мухомор, лисички, подберёзовик) к каврографу и называют их.

Под осинкой у тропинки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет ботинка.

Шляпка есть, нет головы (подосиновик).

А вот кто-то важный

На беленькой ножке,

Он в шапочке красной,

На шапке - горошки (мухомор).

Эти славные сестрички

Не едят цыплят.

Эти дружные сестрички

Рядышком стоят.

Словно жёлтенькие кнопки

В мох воткнулись возле тропки (лисички).

Конечно, не белый.

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще. (подберёзовик).

Логопед. Молодцы! Вы отгадали все загадки. Посмотрите внимательно на картинки, которые вы прикрепили и скажите какой гриб здесь лишний?

Дети. Лишний мухомор. Это ядовитый гриб.

Сегодня мы с вами отправимся в лес и будем рассматривать вот эту картину (логопед помещает на каврограф картину «В лесу», на картине белыми квадратами закрыты два изображения, затем будем составлять по ней рассказ.

2. Рассматривание картины и беседа по ней.

Логопед. Посмотрите, на картине что-то закрыто и вам нужно угадать что же там нарисовано. Вы мне будете задавать вопросы, например живое это или неживое, какого цвета, человек это или животное и т. п., а я буду вам отвечать.

Дети отгадывают что закрыто на картинке (девочка с корзинкой и опята).

Логопед. Вы угадали. Скажите какое время года нарисовано на картине?

Дети. На картинке нарисована осень.

Логопед. Кто нарисован на картине?

Дети. На картине нарисованы дети, они пришли в лес, чтобы собирать грибы.

Логопед. Какие грибы дети ещё не собрали, где они растут?

Дети. Под берёзами растут подберёзовики, около пенька опята, недалеко от них рыжие лисички, около осинки подосиновики, около ёлочки мухоморы, но дети мухоморы собирать не будут.

Логопед. Какие грибы у этой девочки в корзинке? Давайте дадим ей имя.

Дети. У Маши в корзинке подберёзовики, подосиновики, а в руках у неё белый гриб, она показывает его мальчику.

Логопед. Как зовут мальчика? Какие грибы собрал он?

Дети. Дима собрал много разных грибов: лисички, подберёзовики, подосиновики, а руках у него подберёзовик.

Логопед. А что делает эта девочка? Дайте ей имя.

Дети. Катя идёт к Диме и Маше, чтобы показать сколько грибов она нашла.

Логопед. Когда дети соберут целые корзинки грибов, куда они пойдут и что сделают с грибами?

Дети. Они отнесут грибы домой маме, мама сварит им вкусный грибной суп и пожарит грибы с картошкой.

Логопед. Молодцы! Вы ответили на все мои вопросы, а теперь поиграем в интересную игру.

3. Игра «Найди букву».Развитие фонематических процессов.

Логопед предлагает детям отгадать загадку.

Про него народ лесной

Говорит, что он портной.

Почему же, словно ёлка,

Он с рожденья весь в иголках?

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель …. (ёжик)

Логопед показывает детям картинку с изображением ёжика, на иголках которого нарисованы буквы и достаёт корзинку наполненную шишками.

Логопед. Бежал ёжик и нёс на иголках буквы, только несколько букв у него упало в корзинку. Вы помогите ёжику, достаньте буквы и придумайте на эти буквы слова - название грибов.

Дети достают по очереди по одной букве и придумывают слова (П- подберёзовик, С- сыроежка, Л-лисичка, Б-боровик).

Логопед. Вы помогли ёжику и нашли все его буквы. А теперь отдохнём и поиграем в знакомую игру.

4. Подвижное упражнение «За грибами». Развитие общей моторики, координация речи сдвижением.

Логопед предлагает детям встать в круг.

Все зверюшки на опушке Дети идут в хороводе.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку, срывают

Рыжики срывали, воображаемые грибы.

Лисичка бежала, Бегут по кругу, собирают

Лисички собирала, воображаемые грибы.

Скакали зайчатки, Скачут стоя, срывают

Искали опятки, воображаемые грибы.

Медведь проходил, Идут вразвалку, затем

Мухомор раздавил. топают правой ногой.

5. Составление коллективного плана рассказа по картине. Развитие диалогической речи, мышления.

Дети садятся на стульчики перед картиной.

Логопед. Давайте подумаем вместе, как вы будете составлять рассказ по картине, составим план рассказа. Я предлагаю сначала рассказать о времени года, которое изображено на картине (по ходу составления плана логопед прикрепляет на каврограф рядом с картиной схематичный план рассказа). Что и в каком порядке вы будете рассказывать дальше?

1-ый ребёнок. Мы расскажем куда пришли Маша, Дима и Катя. Где и какие грибы росли в лесу.

2-ой ребёнок. Какие грибы собрала Маша и какой гриб она показывает Диме.

3-ий ребёнок. Какие грибы нашли Дима и Катя.

4-ый ребёнок. Потом расскажем что дети сделают с собранными грибами.

6. Составление коллективного рассказа по картине.

1-ый ребёнок. Однажды ясным осенним днём Маша, Дима и Катя пошли в лес за грибами. В лесу росло много разных грибов: под берёзами подберёзовики, около пня росла семейка опят, недалеко от них рыжие лисички, под осинкой подосиновики.

2-ой ребёнок. У Маши в корзинке разные грибы и подберёзовики и подосиновики, а ещё она нашла большой боровик и показывает его Диме.

3-ий ребёнок. Дима тоже собрал много грибов: лисичек, белых грибов, подосиновиков, подберёзовиков. К Диме и Маше идёт Катя.

4-ый ребёнок. Катя идёт, чтобы показать какие грибы нашла она. Когда дети соберут полные корзинки они понесут их домой маме. Мама сварит детям вкусный грибной суп и пожарит грибы с картошкой.

Логопед. Молодцы! Вы составили очень интересный рассказ. А теперь кто хочет рассказать весь рассказ целиком?

7. Повторение всего рассказа одним из детей.

8. Организация окончания занятия.

Логопед убирает картину и предлагает детям вспомнить чем они занимались на занятии, что им больше всего понравилось. Обязательно оценивается работа каждого ребёнка. Это может сделать логопед, а можно предложить детям оценить друг друга.

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 12 сентября 2013 в 16:59
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД