Развитие театрально-игрового творчества детей дошкольного возраста

Лидия Новоселова
Развитие театрально-игрового творчества детей дошкольного возраста

ТЕАТР! Когда дети слышат эти слова, в их глазах загораются радостные искорки, слышится веселый смех, сердце переполняется радостью от предвкушения чуда. Ведь ожившая кукла в умелых руках – это действительно маленькое чудо, которое рождается на наших глазах.

Театр не может оставить равнодушным никого, будь то малыш или взрослый. Когда взрослый обращается к детям с помощью игрушки, малыш впитывает каждое слово: он верит ожившей игрушке. Понимая значение театра в воспитании и обучении детей, мы используем в работе это простое, но необыкновенно действенное средство.

Нами накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Проводимая работа подтвердила целесообразность выбранного направления:

- у наших воспитанников появился интерес к театру;

- дети стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;

- они освоили не вербальные средства общения (мимика, жесты, движения);

- их речь стала более выразительной, расширился словарный запас.

Практический материал помогает педагогам в увлекательной форме проводить утренники, досуги, развивать песенное, игровое и танцевальное творчество.

Педагоги нашего детского сада, проводя совместную деятельность с детьми, считают, что театрализованная деятельность является важнейшим средством развития в детях эмпатии.

Театрализованная деятельность способствует обретению новых знаний, умений, и навыков, развивает способности, расширяет круг общения, создает полноценную среду развития, а каждому ребенку помогает найти свое особое место. Эффективна она и для самореализации каждого и взаимообогащения всех: Взрослые и дети выступают как равноправные партнеры.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новух образов. Важнейшим в театральном творчестве является репетиция, процесс творческого переживания и воплощения а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами на менее важны, чем спектакль. Мы стремимся к тому, чтобы театрализованные игры сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Поэтому не заучиваем с детьми текст роли, позы, жесты, движения, считая, что театрализованная игра нисколько не пострадает, если дети не точно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцены и т. д. Главное-это понимание смысла атмосферы пьесы. Мы хотим чтобы дети, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своего героя, используя мимику, позу, жест, песенные, танцевальные и игровые импровизации.

«Заучивание слов роли, не всегда соответствующих пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество ребенка. Гораздо ближе детскому пониманию пьесы, сочиняемые самими детьми или сочиняемые и импровизируемые ими в процессе творчества… Такие пьесы будут неизбежно более нескладны и менее литературны, чем готовые пьесы, написанные взрослыми писателями, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникнут в процессе детского творчества» говорил Л. С. Выготский.

Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями. Чем богаче опыт малыша, тем ярче его творческие проявления в разных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.

За много лет работы нами накоплен не малый опыт, да и костюмерная пополнилась яркими, красивыми театральными костюмами. У нас есть театры на любой вкус и возраст.

В группах детского сада есть театральные уголки, в которых находятся иллюстрации, фотоальбомы, репродукции картин, атрибуты для организации театральных игр. Так же для развития детского творчества есть музыкальные уголки с музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми. В самостоятельную свободную деятельность дети обыгрывают различные сказки, под руководством воспитателей.

Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность – это вариативная система, позволяющая формировать способности к самоанализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Она позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корригирует отклонения в разных сферах психической деятельности.

Огромную роль в организации театрального творчества играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умело смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел основами актерского мастерства, а так же основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. во время репетиции перед воспитателем встают две основные задачи:

- понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, на сколько они глубоки и серьезны;

- помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.

Содержание театрализованной деятельности включает в себя:

1. просмотр спектаклей и беседы по ним;

2. игры-драматизации;

3. подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

4. упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и не вербальной).

Публикации по теме:

Кукольный театр своими рукамиКукольный театр своими руками Кукольный театр! Когда дети слышат эти слова, в их глазах загораются радостные искорки, слышится весёлый смех, и детские сердца переполняются.

Театр кружекТеатр кружек Театр кружек Мне хотелось бы рассказать, о том, как в детском саду создать свой кукольный театр, как своими руками изготовить театр кружек.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Развитие театрально-игрового творчества детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 октября 2013 в 11:56
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....