МААМ-картинки

Развитие тонкой моторики рук — фактор успешной подготовки к школе детей с речевыми нарушениями

Елена Пономаренко
Развитие тонкой моторики рук — фактор успешной подготовки к школе детей с речевыми нарушениями

Многих родителей и педагогов постоянно волнует вопрос: как подготовить малыша к успешному обучению в школе, которая сегодня предъявляет повышенные требования к первокласснику?

По мнению психологов, на успеваемость влияют огромное количество факторов, но существует один, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор – уровень развития речи ребёнка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний.

Публикация «Развитие тонкой моторики рук — фактор успешной подготовки к школе детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах

К сожалению, в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с проблемами речевого развития. Наш детский сад посещает около 20% детей, имеющих речевые нарушения. Для таких малышей функционирует специализированная группа, где дети получают квалифицированную логопедическую помощь по устранению недостатков речи.

Чтобы добиться хороших результатов по развитию речи дошкольников, педагоги логопедической группы уделяют особое внимание развитию тонкой моторики рук, так как учёными, занимающимися изучением деятельности детского мозга, установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова утверждает, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от мускулатуры рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше нормы.

Это доказывает и тот факт, что при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, выявляется, что у них слабо развиты мелкие мышцы пальцев рук, движения отличаются неточностью или несогласованностью. Дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут её удержать. Многие с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. То есть там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения.

Кроме того, что развитие тонкой моторики стимулирует речевое развитие малышей, это один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития тонкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, устная и письменная речь. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».

Наличие особенностей моторного развития у детей с нарушением речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребёнка убедили нас в необходимости специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей тонкой моторики рук. Эта работа, включённая в ежедневные разнообразные занятия с детьми, во все режимные моменты, является составной частью системы коррекционно-педагогического воздействия, ориентированного на личностное развитие каждого ребёнка с речевой патологией.

Для развития тонкой моторики мы широко используем всевозможные пальчиковые игры: динамические и статические, без предметов и с использованием различной атрибутики (счётных палочек, цветных спичек, карандашей, семян, круп, бус, орехов). Наряду с пальчиковыми играми ежедневно проводим пальчиковую гимнастику, которая состоит из комплекса отдельных или чередующихся в определенном порядке и темпе поз и движений для пальцев рук. В каждое занятие обязательно включаем физминутку с пальчиками и различные задания, способствующие развитию тонкой моторики. Например, на занятиях по развитию речи проводим пальчиковые игры со стихами и скороговорками, сопровождаем рассказывание сказок и потешек показом при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «колокольчик», «заяц», «собака», «птичка» и т. д.). Знакомя детей подготовительной группы с буквами на занятиях по обучению грамоте, изучаем «пальчиковый алфавит» и выкладываем контур каждой буквы из природного и бросового материала: семян, орешков, пуговиц, кусочков бумаги, веточек, счётных палочек, толстых ниток, пластилина. На занятиях по изобразительной деятельности рисуем разными способами: ладонями, пальцами, зубной щёткой, свечой, тычками, штампами; лепим с использованием природного и бросового материала: семян (яблок, дыни, арбуза, кабачков, камешков, ракушек, пёрышек, пуговиц; создаём аппликации из круп (манки, гречки, риса, пшена, ваты, пенопласта, поролона, бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона) путём обрывания и мозаики; конструируем поделки из бумаги - оригами; создаём на бархатной бумаге изображения и узоры из цветных нитей – ниткопись и др.

Развитие ручной ловкости, выразительности движений кисти и пальцев рук, точности мы осуществляем и в театрализованной деятельности: готовим и показываем представления и инсценировки с помощью пальчикового театра и театра теней.

В свободное время предлагаем детям различные игровые упражнения: шнуровку на различных предметах, перебирание и сортировка круп и семян (горох, фасоль); сматывание шерстяной пряжи в клубки; завязывание и развязывание бантов, узлов; застегивание пуговиц, молний, крючков; нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску; конструирование из палочек, полосок, камешков, семян узоров различными пальцами; нахождение мелких предметов в песке, в ёмкости с фасолью, горохом – «сухой бассейн» и многое другое.

Помимо этих форм работы, ручную умелость развиваем и в кружковой работе по шитью и вышиванию.

Систематическое использование педагогами и родителями разнообразных форм работы по развитию тонкой моторики способствует координации и согласованности движений пальцев рук, развитию речи, мыслительных процессов, овладению детьми навыками учебной деятельности, что определяет успешную работу по подготовке детей к школе.

Целенаправленная работа по коррекции тонкой моторики необходима не только при явных нарушениях в двигательной сфере, но и в профилактических целях для предупреждения отклонений в моторике, в психическом и речевом развитии у детей группы риска и часто болеющих, особенно в ранние периоды их развития.

Публикации по теме:

Презентация «Круглый стол педагогов детского сада и школы по проблеме преемственности» В данной презентации представлен материал по работе со школой в вопросах преемственности. Рассмотрены вопросы мотивации детей к обучению.

Программа «Развитие мелкой моторики» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие тонкой моторики рук — фактор успешной подготовки к школе детей с речевыми нарушениями
Опубликовано: 20 марта 2013 в 22:43
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД