Развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников (на примере студии раннего развития «Родничок»)

Екатерина Безребрая
Развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников (на примере студии раннего развития «Родничок»)

В последнее время резко возрос интерес к проблеме одаренности детей. Вопросами одаренности в России и за рубежом занималось много психологов и педагогов (Ф. Гальтон, Дж. Рензулли, Дж. Гилфорд, Ч. Спирмен, А. Савенков, Э. Клапаред. В. Штерн, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкина, М. А. Холодная, Л. А. Венгер, Н. Б. Шумакова, В. Юркевич и др.).

Одна из важных и актуальных, на наш взгляд, проблем — это создание социально-педагогических условий при подготовке одаренных детей к школе. В своей работе я стараюсь учитывать предпосылки развития одаренности ребенка.

Происходящие в последнее время изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка, позволяют по-новому взглянуть на проблему одаренности дошкольников. Получив право самостоятельно определять содержание и формы учебно-воспитательной работы, педагогические коллективы ДОУ во многих регионах России выбирают развитие одаренности как одно из направлений работы. Появляются мини-лицеи, прогимназии, ориентированные на развитие способностей, талантов детей.

В г. Сочи развитием одаренности у детей занимается «Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи», основная цель которого создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их творческих потенциальных возможностей и их социальная поддержка.

В рамках работы Центра нами была разработана программа студии раннего развития «Родничок», которая представляет собой определенную систему обучения детей дошкольного возраста с целью развития их творческих и интеллектуальных способностей. Программа предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста, не посещающих детский сад. Является первой ступенью комплексной программы Центра творческого развития и гуманитарного образования.

Цель программы — развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка, создание условий для формирования навыков исследовательской деятельности.

Задачи: развитие психических, эмоциональных и творческих качеств личности ребёнка; развитие у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности; формирование психологической готовности к обучению в школе; создание условий для формирования у детей навыков межличностного общения; расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности путем включения их в мыслительные, модели-рующие и преобразующие действия.

Создание студии «Родничок» — это попытка практического решения проблемы преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, эта программа отвечает запросу семей, же-лающих, чтобы их ребенок оказался успешным при обучении в школе, а также для обеспечения быстрой и безболезненной адаптации детей к условиям школьного обучения. Данная программа рассчитана на двухгодичный курс обучения и учитывает возрастные особенности детей, предполагает их активное включение в творческую деятельность и диалоговое общение.

Курс направлен на поэтапное формирование интереса дошкольников к исследовательской и экспериментальной деятельности, обеспечивает эстетическое, нравственное, интеллектуальное развитие, развитие умений и навыков для дальнейшего успешного обучения.

Программа носит ярко выраженный развивающий характер и основана на формах, методах и видах деятельности, широко применяемых в ДОУ. Она состоит из четырех разделов: «Веселая азбука», «Волшебные цифры», «Маленький художник» и «В гостях у психологии». Каждый раздел включает в себя: пояснительную за-писку, в которой отражены цели, задачи курса и предполагаемый результат; тематический план на каждый год обучения, в котором на каждое занятие прописаны дидактические игры и упражнения; основное содержание курса; список литературы для преподавателей и детей. В основу каждого раздела положены программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, рекомендованные (допущенные) МО РФ. Программа успешно работает с 2004 года.

В рамках данной программы разработана и адаптирована специальная система оценки знаний. Проведение диагностики позволяет определить уровень интеллектуального и психологического развития. Диагностика; проводится в три этапа: в начале, середине и конце учебного года. Бланки интеллектуального развития заполняются на каждого ребенка отдельно. Для удобства работы бланки представлены в виде таблицы, включающей в себя 50 вопросов. У каждого ребенка есть своё портфолио, в котором отражены все его достижения — рисуночные тесты, результаты диагностического исследования, аппликации, оригами, «штриховки», задания психологического цикла, анкеты, заполняемые родителями и т. п.

В обязательном порядке предусматривается работа с родителями. Были разработаны темы бесед с родителями («Одаренный ребенок», «Гиперактивный ребенок», «Готовность ребенка к школе», «Адаптация ребенка в школе», «Развитие мелкой моторики» и т. д., проводятся индивидуальные консультации, собрания. В Центре создана «Школа для родителей», где родители могут получить консультации психологов и педагогов. Так же проводятся массовые мероприятия: «Посвящение в ученики», «Новый год», «Осенний праздник», «Выпускной».

В заключение хочется отметить, что наш «Родничок» за время своего существования успешно подготовил более 600 детей. Они успешно учатся в различных школах города Сочи.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: - развитие интереса к различным видам искусства - формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.

Воспитание сердца Приведу пример:Претенденты на должность показывали хорошие знания в своей области. Были люди компентенты в смежных областях, имели высокий.

Автор публикации:
Развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников (на примере студии раннего развития «Родничок»)
Опубликовано: 11 апреля 2013 в 22:00
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...