Развитие творческих способностей детей через краеведение. Детский проект «Плетение»

Damira Abyazova
Развитие творческих способностей детей через краеведение. Детский проект «Плетение»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Плетение изделий из растительных материалов— один из древнейших видов народного искусства. Еще наши прапрадеды изготавливали из подручных материалов — травы, соломы, корней, лозы, тростника, бересты и прочего сырья — удивительные по красоте и разнообразию изделия.

Среди них всевозможные корзины, чемоданы и сундуки, сани и детские коляски, мебель, игрушки для малышей и многое, многое другое. Благодаря дешевизне и многообразию сырья, простоте выполнения, легкости и прочности плетеные изделия получили очень широкое распространение.

Глядя на изумительные по красоте и совершенные по форме плетеные корзины, мы восхищаемся мастерством их создателей. Человечество достигло несомненных высот в этом ремесле не за один день – искусству плетения более 8,5 тысяч лет. Наши предки начали плести сосуды и корзины намного раньше, чем изготавливать керамические изделия и ткани. Короба и контейнеры, сделанные из пластика, металла или бумаги, которые мы используем сегодня в быту для хранения и транспортировки всевозможных хозяйственных мелочей, в те далекие времена изготавливались из корней и плетеных ивовых прутьев, а также травы и камыша.

В XIX веке плетение стало модой и для обучения ему повсеместно организовывали школы. Каждая страна вносила в этот вид народного искусства национальный колорит. Сырье соответствующим образом обрабатывали, отбеливали и красили.

Отделывали плетеные изделия шелковыми и хлопчатобумажными материалами с различными рисунками, кожей, металлом. В настоящее время это привлекательное народное ремесло возрождается. Наряду с традиционной лозой широко используются современные материалы.

Плетеные изделия находят применение в быту, используются в художественном оформлении квартир, дач и т. д. Исключительно декоративные, разнообразные по форме, видам плетения, отличающиеся простотой выполнения, способностью сохранять природную красоту материала, изделия народных умельцев всегда привлекали к себе внимание.

Сегодня в моду входит все самобытное, выполненное вручную, наделенное авторским стилем и душой творца. Так и плетённые изделия с богатой историей, наглядно продемонстрировали свой путь из древних дней в современность. Однако, несмотря на то, что в разные века плетённые изделия несли в себе различный функционал, их основная символика всегда оставалась неизменной. В дивном переплетении прутьев виделась благосклонность природы на урожай и ее готовность поделиться с людьми изобилием своих даров.

Детская цель: узнать, больше о старинных плетеных предметах, научиться самим плести корзины, лапти и др.

Педагогическая цель:

Воспитывать творчески развитую личность через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

Задачи:

Пробудить у детей интерес к истории и культуре России через знакомство с предметами быта, выполненными из лозы, бересты и т. д.

Знакомить детей с различными способами плетения

Способствовать развитию у дошкольников познавательной активности, любознательности.

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках.

Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и приобщение богатого опыта русских традиций.

Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей

Использовать историко-краеведческий потенциал Удомельского края для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей;

продолжить изучение истории и культуры Удомельского края, углубляя знания через формы дополнительного образования (научно-исследовательскую, экскурсионно-массовую, познавательную и игровую деятельность);

активизировать краеведческую работу по изучению истории плетённых изделий

Ожидаемый результат:

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

Расширение кругозора детей через институты социального детства (краеведческий музей, Дом ремесел)

Проявление интереса детей к краеведческой работе по изучению плетения из бересты, лозы и др.

Плетение детьми различных предметов: корзиночки, лапти, коврики и т. д. из бумаги.

Широкое использование фольклора.

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к художественному творчеству через краеведение.

Сотрудничество с семьёй.

Ознакомление родителей с содержанием проекта

Обсуждение плана проведения. Привлечение к совместной работе по организации и выполнению проекта

Привлечение родителей к участию и подготовке детей в проведении научно-познавательных чтений и проведению экскурсий в Удомельский краеведческий музей и Дом ремёсел.

Оформление выставки плетённых изделий.

Этапы работы над проектом

Этапы Содержание работы Дата

1 этап.

Подготовительный 1. Изучение нормативно-правовой базы.

2. Выявление проблемы, обоснование.

3. Изучение методической литературы.

4. Определение участников.

5. Регламентирование сроков проекта.

6. Обозначение цели проекта. Сентябрь

2 этап.

Организационный 1. Анализ знаний детей о плетёных изделиях на основе бесед с детьми.

2. Определение методологической основы проекта.

3. Отбор и обработка информации по теме.

4. Определение условий реализации проекта. сентябрь

3 этап.

Основной 1. Выполнение всех видов работ по проекту.

Создание альбомов «Плетение»

Экскурсия в Удомельский краеведческий музей

Экскурсия в Дом ремёсел

Встречи с интересными людьми—Савиновой Еленой Евгеньевной. Мастер-класс «Плетение корзинки»

НОД Художественное творчество «Плетение коврика»

Викторина с использованием ИКТ «Плетение»

Организация выставки плетённых изделий, рисунков детей

Научно-познавательные чтения: «Плетение из бересты», «Плетение из лозы»

2. Презентация в виде праздника «В осеннем лукошке всего понемножку» Сентябрь-октябрь

4 этап.

Аналитический

РМО «В мире прекрасного»

октябрь

Распределение амплуа детей и видов работ в соответствии с амплуа содействие взрослых детям

Дети Педагоги Родители

«Знатоки»

Участвуют во всех познавательных мероприятий, готовят научные доклады. Создают условия, соответствующую развивающую среду в группе, вооружают способами познания, содействуют в отборе доступной детям информации, помогают детям определить тему, помогают родителям в составлении алгоритма научного доклада. Вместе с ребен-

ком участвуют в собирании информации, помогают

детям составить доклад.

«Художники»

Участвуют в выставках рисунков, поделок на тему проекта и художественном оформлении во время презентации проекта. Помогают в выборе темы рисунка, создают условия для творчества, предоставляя различные изобразительные средства и обучая различным традиционным и нетрадиционным способам рисования Спонсируют и содействуют ребенку в воплощении замысла.

«Артисты» Создают условия для творческого самовыражения.

Поощряют активность детей.

Помогают в выборе музыкальных произведений. Спонсируют и содействуют ребенку в воплощении замысла.

Алгоритм тем научно-познавательных чтений

1. «Плетение из бересты»

Что такое береста

Из чего делают бересту

Изделия из бересты

2. «Плетение из лозы»

Что такое лоза

Изделия из лозы

Результативность

У детей появился интерес к истории и культуре своей Родины, любовь к родному краю.

Расширился кругозор детей.

Дети заинтересованы краеведческой работой по изучению плетения из бересты, лозы, лыка, бумаги и т. д

Дошкольники научились плести различные изделия из бумаги: корзины, коврики, лапти и т. д.

Широко используют фольклор в совместной, самостоятельной деятельности

Родители оказали большую помощь при организации работы по приобщению к художественному творчеству через краеведение.

Использованная литература

Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы. Издательство: Рипол-Классик, Серия: Энциклопедия строительства. В. Назарова

Веселые самоделки. Наглядное пособие для детей дошкольного возраста Издательство: ГРАНД-ПРЕСС, М., 1995

Береста. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия Издательство: АСТ-Пресс Серия: Золотая библиотека увлечений. В. Махнюк

«Секреты бересты» Издательство: Проф-Издат

Серия: Ремесло и рукоделие Кочев Михаил

Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник. Составители: А. А. Теличко, В. И. Рыженко Издательство: Оникс 21 век

Серия: Домашний мастер

Плетение лозой, ивой, берестой. Автор: Нестерова Д. В. Серия: Для дома, для семьи. Издательство: ИД Рипол Классик (2005 г.)

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования. Социально-экономические инновации в период становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение общества,.

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у дете Статья посвящена использованию способов интеграции разных жанров русского фольклора и фольклора народов Севера, при формировании бережного.

Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей через краеведение. Детский проект «Плетение»
Опубликовано: 2 ноября 2012 в 20:24
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе.
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Весёлый...
Задачи: - учить детей создавать красивый образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации; - способствовать...
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...