Лучший педагог года

Развитие творческих способностей детей через краеведение. Детский проект «Плетение»

Damira Abyazova
Развитие творческих способностей детей через краеведение. Детский проект «Плетение»

Развитие творческих способностей детей через краеведение. Детский проект

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Публикация «Развитие творческих способностей детей через краеведение, Детский проект „Плетение“» размещена в разделах

В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Плетение изделий из растительных материалов— один из древнейших видов народного искусства. Еще наши прапрадеды изготавливали из подручных материалов — травы, соломы, корней, лозы, тростника, бересты и прочего сырья — удивительные по красоте и разнообразию изделия.

Среди них всевозможные корзины, чемоданы и сундуки, сани и детские коляски, мебель, игрушки для малышей и многое, многое другое. Благодаря дешевизне и многообразию сырья, простоте выполнения, легкости и прочности плетеные изделия получили очень широкое распространение.

Глядя на изумительные по красоте и совершенные по форме плетеные корзины, мы восхищаемся мастерством их создателей. Человечество достигло несомненных высот в этом ремесле не за один день – искусству плетения более 8,5 тысяч лет. Наши предки начали плести сосуды и корзины намного раньше, чем изготавливать керамические изделия и ткани. Короба и контейнеры, сделанные из пластика, металла или бумаги, которые мы используем сегодня в быту для хранения и транспортировки всевозможных хозяйственных мелочей, в те далекие времена изготавливались из корней и плетеных ивовых прутьев, а также травы и камыша.

В XIX веке плетение стало модой и для обучения ему повсеместно организовывали школы. Каждая страна вносила в этот вид народного искусства национальный колорит. Сырье соответствующим образом обрабатывали, отбеливали и красили.

Отделывали плетеные изделия шелковыми и хлопчатобумажными материалами с различными рисунками, кожей, металлом. В настоящее время это привлекательное народное ремесло возрождается. Наряду с традиционной лозой широко используются современные материалы.

Плетеные изделия находят применение в быту, используются в художественном оформлении квартир, дач и т. д. Исключительно декоративные, разнообразные по форме, видам плетения, отличающиеся простотой выполнения, способностью сохранять природную красоту материала, изделия народных умельцев всегда привлекали к себе внимание.

Сегодня в моду входит все самобытное, выполненное вручную, наделенное авторским стилем и душой творца. Так и плетённые изделия с богатой историей, наглядно продемонстрировали свой путь из древних дней в современность. Однако, несмотря на то, что в разные века плетённые изделия несли в себе различный функционал, их основная символика всегда оставалась неизменной. В дивном переплетении прутьев виделась благосклонность природы на урожай и ее готовность поделиться с людьми изобилием своих даров.

Детская цель : узнать, больше о старинных плетеных предметах, научиться самим плести корзины, лапти и др.

Педагогическая цель:

Воспитывать творчески развитую личность через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

Задачи:

Пробудить у детей интерес к истории и культуре России через знакомство с предметами быта, выполненными из лозы, бересты и т. д.

Знакомить детей с различными способами плетения

Способствовать развитию у дошкольников познавательной активности, любознательности.

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках.

Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и приобщение богатого опыта русских традиций.

Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей

Использовать историко-краеведческий потенциал Удомельского края для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей;

продолжить изучение истории и культуры Удомельского края, углубляя знания через формы дополнительного образования (научно-исследовательскую, экскурсионно-массовую, познавательную и игровую деятельность);

активизировать краеведческую работу по изучению истории плетённых изделий

Ожидаемый результат:

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

Расширение кругозора детей через институты социального детства (краеведческий музей, Дом ремесел)

Проявление интереса детей к краеведческой работе по изучению плетения из бересты, лозы и др.

Плетение детьми различных предметов: корзиночки, лапти, коврики и т. д. из бумаги.

Широкое использование фольклора.

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к художественному творчеству через краеведение.

Сотрудничество с семьёй.

Ознакомление родителей с содержанием проекта

Обсуждение плана проведения. Привлечение к совместной работе по организации и выполнению проекта

Привлечение родителей к участию и подготовке детей в проведении научно-познавательных чтений и проведению экскурсий в Удомельский краеведческий музей и Дом ремёсел.

Оформление выставки плетённых изделий.

Этапы работы над проектом

Этапы Содержание работы Дата

1 этап.

Подготовительный 1. Изучение нормативно-правовой базы.

2. Выявление проблемы, обоснование.

3. Изучение методической литературы.

4. Определение участников.

5. Регламентирование сроков проекта.

6. Обозначение цели проекта. Сентябрь

2 этап.

Организационный 1. Анализ знаний детей о плетёных изделиях на основе бесед с детьми.

2. Определение методологической основы проекта.

3. Отбор и обработка информации по теме.

4. Определение условий реализации проекта. сентябрь

3 этап.

Основной 1. Выполнение всех видов работ по проекту.

Создание альбомов «Плетение»

Экскурсия в Удомельский краеведческий музей

Экскурсия в Дом ремёсел

Встречи с интересными людьми—Савиновой Еленой Евгеньевной. Мастер-класс «Плетение корзинки»

НОД Художественное творчество «Плетение коврика»

Викторина с использованием ИКТ «Плетение»

Организация выставки плетённых изделий, рисунков детей

Научно-познавательные чтения: «Плетение из бересты», «Плетение из лозы»

2. Презентация в виде праздника «В осеннем лукошке всего понемножку» Сентябрь-октябрь

4 этап.

Аналитический

РМО «В мире прекрасного»

октябрь

Распределение амплуа детей и видов работ в соответствии с амплуа содействие взрослых детям

Дети Педагоги Родители

«Знатоки»

Участвуют во всех познавательных мероприятий, готовят научные доклады. Создают условия, соответствующую развивающую среду в группе, вооружают способами познания, содействуют в отборе доступной детям информации, помогают детям определить тему, помогают родителям в составлении алгоритма научного доклада. Вместе с ребен-

ком участвуют в собирании информации, помогают

детям составить доклад.

«Художники»

Участвуют в выставках рисунков, поделок на тему проекта и художественном оформлении во время презентации проекта. Помогают в выборе темы рисунка, создают условия для творчества, предоставляя различные изобразительные средства и обучая различным традиционным и нетрадиционным способам рисования Спонсируют и содействуют ребенку в воплощении замысла.

«Артисты» Создают условия для творческого самовыражения.

Поощряют активность детей.

Помогают в выборе музыкальных произведений. Спонсируют и содействуют ребенку в воплощении замысла.

Алгоритм тем научно-познавательных чтений

1. «Плетение из бересты»

Что такое береста

Из чего делают бересту

Изделия из бересты

2. «Плетение из лозы»

Что такое лоза

Изделия из лозы

Результативность

У детей появился интерес к истории и культуре своей Родины, любовь к родному краю.

Расширился кругозор детей.

Дети заинтересованы краеведческой работой по изучению плетения из бересты, лозы, лыка, бумаги и т. д

Дошкольники научились плести различные изделия из бумаги: корзины, коврики, лапти и т. д.

Широко используют фольклор в совместной, самостоятельной деятельности

Родители оказали большую помощь при организации работы по приобщению к художественному творчеству через краеведение.

Использованная литература

Плетение : береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы. Издательство: Рипол-Классик, Серия: Энциклопедия строительства. В. Назарова

Веселые самоделки. Наглядное пособие для детей дошкольного возраста Издательство: ГРАНД-ПРЕСС, М., 1995

Береста. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия Издательство: АСТ-Пресс Серия: Золотая библиотека увлечений. В. Махнюк

«Секреты бересты» Издательство: Проф-Издат

Серия: Ремесло и рукоделие Кочев Михаил

Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник. Составители: А. А. Теличко, В. И. Рыженко Издательство: Оникс 21 век

Серия: Домашний мастер

Плетение лозой, ивой, берестой. Автор: Нестерова Д. В. Серия: Для дома, для семьи. Издательство: ИД Рипол Классик (2005 г.)

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования. Социально-экономические инновации в период становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение общества,.

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у дете Статья посвящена использованию способов интеграции разных жанров русского фольклора и фольклора народов Севера, при формировании бережного.

Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей через краеведение. Детский проект «Плетение»
Опубликовано: 2 ноября 2012 в 20:24
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД