Получи документы

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности

Светлана Леусова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности

Часть 1. Обоснование выбранной педагогической траектории

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности» размещена в разделах

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные способности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актёрского мастерства, сосредоточивает в единое целое средство выразительности. Тем самым создаёт условие для воспитания целостной творческой личности.

Этот взгляд на воспитание ребёнка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил обратиться к театральной деятельности не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей.

Ориентируясь на вышесказанное можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребёнка. Эта деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой на эмоциональный мир ребёнка.

Развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность важно и актуально, а умело, поставленные вопросы при подготовке к театральной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.

Часть 2. Анализ опыта наставника.

Тематика и содержание театральной деятельности, как правило, имеют нравственную и патриотическую направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живёт его жизнью – это самый частый и распространённый вид театральной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам, а одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, и всегда готовы прийти к нему на помощь. Воспитательные возможности театральной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена, она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Изучив опыт наставника Чокуровой Л. В. МДОУ «Д/с «Мастерок» города Абакана, сделала такой вывод, что работа театральной деятельности направлена на воспитание нравственных и патриотических чувств детей. Мой наставник работает по программе Л. АВенгера и использует в своей работе пособие М. Д. Маханёвой «Театрализованные занятия в детском саду». Моя работа направлена на развитие творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности с учётом возрастных особенностей. В своей работе использую методическое пособие Е. А. Антипиной, где автор подробно описывает создание условий для развития творческих способностей детей средствами театральной деятельности.

Я убеждена, что именно театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Для воспитания нравственных и патриотических чувств мой наставник использует такие методы и приё мы:

Игрушки:

1. Из реальной жизни (мебель, посуда, машины и др.);

2. Для развития творческой фантазии и самовыражения (кубики, матрешки, пирамидки, настольные игры и др.);

3. Помогающие «выплеснуть» агрессию (солдатики, мячи, ружья и др.).

Чтение сказок, позволяющие понять чувства героев и верить в силу добра.

Общение с домашними животными, позволяющее понять поведение животного и способствующее умению общаться с «братьями нашими меньшими»;

Игры-драматизации, позволяющие получить возможность «почувствовать» то, что было детьми пережито во время восприятия художественного произведения.

Танцевальные и двигательные занятия, развивающие пластику, гибкость тела, способствующие снятию психоэмоционального напряжения;

Работая с детьми над развитием творческих способностей, я использую следующие методы и приемы:

Познакомила детей с масками-пиктограммами 6ти эмоций: радости, удивления, горя, зла, гнева, страха и спокойствия;

Прививаю любовь не только к домашним, но и диким животным: предлагаю родителям чаще посещать зоопарк, ходить на цирковые представления, в театр;

Подобрала пословицы, поговорки и стихи для более глубокого осознания мира эмоций, выразительности языка;

Сделала в группе панно «Полянка настроений» и «Радуга эмоций», с помощью которых дети учатся определять свое настроение и закрепляют название дней недели;

Веду дополнительную работу в кружке «Волшебный листок», где дети изготавливают сценические маски героев произведений

Подобрала серию игр и упражнений для развития творческого воображения, развития мимики и пантомимики, снятию скованности и зажатости детей. Некоторые игры я придумала сама: «Изобрази и озвучь животное», «Продолжи сказку»

Для успешного развития творческих способностей дошкольников я и мой наставник на занятиях стараемся быть предельно эмоциональными, т. к. у эмоционального воспитателя дети внимательнее, а значит – лучше усваивают данный материал. Это я смогла увидеть, просмотрев занятие наставника в подготовительной группе по ознакомлению детей с художественной литературой и развитии речи «В гостях у Мойдодыра»

Все методические приемы, используемые мною и наставником эффективны в работе с детьми над данной проблемой, так как разработанная система мероприятий способствует развитию творческих способностей дошкольников, взаимопониманию, общительности, а значит, период адаптации в школе пройдет легче и быстрее. Они будут чувствовать себя более комфортно и уверенно.

Часть 3. Методическое сопровождение решения педагогической проблемы.

Для решения задач по развитию творческих способностей детей через театральную деятельность, я использовала опыт наставника по патриотическому воспитанию. Эта проблема имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения. Поэтому я провела данное занятие, которое показало хороший результат, что патриотическое воспитание и развитие творческих способностей детей тесно связаны между собой.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности». Из опыта работы Позовой О. В. Тема которой я хочу с Вами поделиться «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованных игр Тема Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованные игры Выполнила: Голубева Нина Николаевна Должность: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности
Опубликовано: 29 января 2015 в 16:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД