Развитие творческих способностей дошкольников посредством искусства оригами

Ольга Багирова
Развитие творческих способностей дошкольников посредством искусства оригами

“Я слышу – и забываю.

Я вижу – и запоминаю.

Я делаю – и понимаю”.

В условиях стремительных изменений в социально-экономической жизни общества возникает много вопросов, решить которые способны лишь творчески одаренные люди. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Поэтому не вызывает сомнений, что одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе – формирование творческой личности.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок," – утверждал В. А. Сухомлинский.

Одним из видов художественной - творческой деятельности является конструирование из бумаги. Когда мы говорим о бумаге, то каждый знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал. Но не всегда взрослые используют его возможности. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор.

Оригами (перевод с япон. – “сложенная бумага”) – это японское искусство складывание бумаги. Оригами не просто развлечение. Предмет “оригами” предполагает не только и не столько знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для ребят занятия с целью развития у них целого комплекса навыков.

Педагогами разных стран выявлено, что оригами:

развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;

– знакомит с основными геометрическими понятиями;

– улучшает способность следовать устным инструкциям;

– расширяет коммуникативные способности;

– воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;

– воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.

В познавательном плане: расширяется круг знаний, умений, навыков в технике оригами; расширяется кругозор, повышается интерес к культуре Востока (Японии, Китаю); углубляются знания детей об истории бумагоделания и экологии; получают дополнительную информацию о животном мире, среде их обитания в ходе складывания и обыгрывания их в игровых ситуациях.

Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Ведение занятий по оригами в детских садах и школах способствует учебно-воспитательному процессу.

Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе:

1. Как конечный результат занятий по конструированию и художественному труду (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) – поделки оригами;

2. Как объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;

3. Как наглядное сопровождение темы занятия– например, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, куклы – на занятиях театральной студии;

4. Как средство организации занятия – например, лебедь, при складывании которого занятие плавно перетекает из этапа в этап;

5. Как элемент мероприятий – например, «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.

Важная особенность оригами, способствовавшая его быстрому распространению – практически неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листке бумаги. Теория изобретательства (ТРИЗ) утверждает, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Это – оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших фигурок.

Таким образом, учитывая особенности оригами и его положительное влияние на развитие творческих способностей ребенка, в основу программы кружка “Волшебная бумага” положено это удивительное искусство.

Цель программы – ребенок с развитыми художественно- творческими способностями через использование искусства оригами.

Задачи программы:

Обучающие:

Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

Обучение различным приемам работы с бумагой.

Применение знаний, полученных на занятиях по познанию, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

Воспитание интереса к искусству оригами.

Расширение коммуникативных способностей детей, формирование добрых чувств к сверстникам и взрослым.

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы, формы, приемы обучения.

Ведущими методами являются:

­ объяснительно-иллюстративный;

­ репродуктивный;

­ проблемное изложение;

­ эвристический.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах бумаги, способе изготовления бумаги, общие сведения об искусстве оригами, дополнительная информация о животном и предметном мире.

Практические работы включают изготовление и оформление поделок.

Прежде чем преступить к занятиям оригами с детьми педагог должен освоить основы техники складывания бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складыванием классических моделей.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест из расчета 3,5м2 на одного ребенка.

До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

Перед очередным занятием необходимо приготовить: образцы фигурок в двух экземплярах (один - собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой – в развернутом, материал для складывания, необходимый каждому ребенку: бумагу определенного цвета, формы, размера, фактуры; клей; карандаши; фломастеры.

Ожидаемый результат:

ребенок знает:

виды бумаги и правила работы с ней;

обозначения линий, стрелок и другие условные обозначения, принятые в искусстве оригами;

базовые формы оригами, последовательность их изготовления; основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник, шестиугольник и т. д.)

ребенок умеет:

различать виды бумаги;

разбираться в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой;

определять виды геометрических фигур;

конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;

соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем столе.

Формы контроля:

рейтинг готового изделия;

наблюдение;

беседа, объяснения ребенка;

практический контроль.

Формы подведения итогов реализации программы:

оформление выставок готовых работ;

участие в смотрах-конкурсах.

Сегодня я представляю Вашему вниманию коллективную работу - панно "Снеговики на прогулке"

Развитие творческих способностей дошкольников посредством искусства оригами

Перед началом работы ребята вспоминают правила оригамистов. Вот эти правила.

СЕМЬ ГЛАВНЫХ ПРАВИЛ ЮНЫХ ОРИГАМИСТОВ:

1. ГОТОВЬ КВАДРАТИКИ ЗАРАНЕЕ.

2. РАБОТАЙ СТАРАТЕЛЬНО.

3. ХОЧЕШЬ СПРОСИТЬ – ПОДНИМИ РУКУ, НЕ ВЫКРИКИВАЙ.

4. ВСЕГДА ДЕРЖИ ФИГУРКУ ТАК, КАК ОНА НАРИСОВАНА НА ДОСКЕ ИЛИ В АЛЬБОМЕ, ИЛИ ТАК КАК ЕЁ ДЕРЖИТ ВОСПИТАТЕЛЬ.

5. СКЛАДЫВАЙ НА СТОЛЕ.

6. СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНО САМ – ПОМОГИ СОСЕДУ.

7. ПОСЛЕ РАБОТЫ УБЕРИ ЗА СОБОЙ ВЕСЬ МУСОР.

Надеюсь этот материал Вам будет полезным.

Публикации по теме:

Презентация по кружковой работе «Оригами в детском саду» Тема: "Оригами - как эффективное средство развития, умственного, нравственного и речевого развития детей 5-7 лет " Цель:Развитие познавательных.

Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: - развитие интереса к различным видам искусства - формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Наша армия
  • Транспорт
Автор публикации:
Развитие творческих способностей дошкольников посредством искусства оригами
Опубликовано: 28 августа 2013 в 01:21
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...
Эссе «Почему я выбрала эту профессию?»
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное , потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Я всегда считала профессию педагога лучшей для женщины. Ведь...
«Тыква — чудо — овощ». Мои впечатления об Арт — объектах из тыкв.
С 22 сентября по 8 октября 2017 года в Москве проходит Фестиваль сезона «Золотая Осень 2017». В рамках Фестиваля проводится специальная программа,...