Развитие творческих способностей дошкольников посредством искусства оригами

Ольга Багирова
Развитие творческих способностей дошкольников посредством искусства оригами

“Я слышу – и забываю.

Я вижу – и запоминаю.

Я делаю – и понимаю”.

В условиях стремительных изменений в социально-экономической жизни общества возникает много вопросов, решить которые способны лишь творчески одаренные люди. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Поэтому не вызывает сомнений, что одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе – формирование творческой личности.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок," – утверждал В. А. Сухомлинский.

Одним из видов художественной - творческой деятельности является конструирование из бумаги. Когда мы говорим о бумаге, то каждый знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал. Но не всегда взрослые используют его возможности. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор.

Оригами (перевод с япон. – “сложенная бумага”) – это японское искусство складывание бумаги. Оригами не просто развлечение. Предмет “оригами” предполагает не только и не столько знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для ребят занятия с целью развития у них целого комплекса навыков.

Педагогами разных стран выявлено, что оригами:

развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;

– знакомит с основными геометрическими понятиями;

– улучшает способность следовать устным инструкциям;

– расширяет коммуникативные способности;

– воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;

– воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.

В познавательном плане: расширяется круг знаний, умений, навыков в технике оригами; расширяется кругозор, повышается интерес к культуре Востока (Японии, Китаю); углубляются знания детей об истории бумагоделания и экологии; получают дополнительную информацию о животном мире, среде их обитания в ходе складывания и обыгрывания их в игровых ситуациях.

Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Ведение занятий по оригами в детских садах и школах способствует учебно-воспитательному процессу.

Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе:

1. Как конечный результат занятий по конструированию и художественному труду (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) – поделки оригами;

2. Как объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;

3. Как наглядное сопровождение темы занятия– например, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, куклы – на занятиях театральной студии;

4. Как средство организации занятия – например, лебедь, при складывании которого занятие плавно перетекает из этапа в этап;

5. Как элемент мероприятий – например, «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.

Важная особенность оригами, способствовавшая его быстрому распространению – практически неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листке бумаги. Теория изобретательства (ТРИЗ) утверждает, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Это – оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших фигурок.

Таким образом, учитывая особенности оригами и его положительное влияние на развитие творческих способностей ребенка, в основу программы кружка “Волшебная бумага” положено это удивительное искусство.

Цель программы – ребенок с развитыми художественно- творческими способностями через использование искусства оригами.

Задачи программы:

Обучающие:

Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

Обучение различным приемам работы с бумагой.

Применение знаний, полученных на занятиях по познанию, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

Воспитание интереса к искусству оригами.

Расширение коммуникативных способностей детей, формирование добрых чувств к сверстникам и взрослым.

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы, формы, приемы обучения.

Ведущими методами являются:

­ объяснительно-иллюстративный;

­ репродуктивный;

­ проблемное изложение;

­ эвристический.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах бумаги, способе изготовления бумаги, общие сведения об искусстве оригами, дополнительная информация о животном и предметном мире.

Практические работы включают изготовление и оформление поделок.

Прежде чем преступить к занятиям оригами с детьми педагог должен освоить основы техники складывания бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складыванием классических моделей.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест из расчета 3,5м2 на одного ребенка.

До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

Перед очередным занятием необходимо приготовить: образцы фигурок в двух экземплярах (один - собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой – в развернутом, материал для складывания, необходимый каждому ребенку: бумагу определенного цвета, формы, размера, фактуры; клей; карандаши; фломастеры.

Ожидаемый результат:

ребенок знает:

виды бумаги и правила работы с ней;

обозначения линий, стрелок и другие условные обозначения, принятые в искусстве оригами;

базовые формы оригами, последовательность их изготовления; основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник, шестиугольник и т. д.)

ребенок умеет:

различать виды бумаги;

разбираться в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой;

определять виды геометрических фигур;

конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;

соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем столе.

Формы контроля:

рейтинг готового изделия;

наблюдение;

беседа, объяснения ребенка;

практический контроль.

Формы подведения итогов реализации программы:

оформление выставок готовых работ;

участие в смотрах-конкурсах.

Сегодня я представляю Вашему вниманию коллективную работу - панно "Снеговики на прогулке"

Развитие творческих способностей дошкольников посредством искусства оригами

Перед началом работы ребята вспоминают правила оригамистов. Вот эти правила.

СЕМЬ ГЛАВНЫХ ПРАВИЛ ЮНЫХ ОРИГАМИСТОВ:

1. ГОТОВЬ КВАДРАТИКИ ЗАРАНЕЕ.

2. РАБОТАЙ СТАРАТЕЛЬНО.

3. ХОЧЕШЬ СПРОСИТЬ – ПОДНИМИ РУКУ, НЕ ВЫКРИКИВАЙ.

4. ВСЕГДА ДЕРЖИ ФИГУРКУ ТАК, КАК ОНА НАРИСОВАНА НА ДОСКЕ ИЛИ В АЛЬБОМЕ, ИЛИ ТАК КАК ЕЁ ДЕРЖИТ ВОСПИТАТЕЛЬ.

5. СКЛАДЫВАЙ НА СТОЛЕ.

6. СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНО САМ – ПОМОГИ СОСЕДУ.

7. ПОСЛЕ РАБОТЫ УБЕРИ ЗА СОБОЙ ВЕСЬ МУСОР.

Надеюсь этот материал Вам будет полезным.

Публикации по теме:

Презентация по кружковой работе «Оригами в детском саду» Тема: "Оригами - как эффективное средство развития, умственного, нравственного и речевого развития детей 5-7 лет " Цель:Развитие познавательных.

Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: - развитие интереса к различным видам искусства - формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.

Библиотека изображений:
  • Домашние птицы
  • Посуда
  • Транспорт
Автор публикации:
Развитие творческих способностей дошкольников посредством искусства оригами
Опубликовано: 28 августа 2013 в 01:21
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Досуг «Праздник мам!»
«Праздник для мам! » досуг для детей и родителей в подготовительной группе. В этом году праздник в нашей группе прошел замечательно. Дети сначала...
«Осень, золотая в гости к нам пришла» фотоотчет.
Дорогие коллеги предлагаю вашему вниманию отчет о том, как прошел у нас осенний праздник. Солнышко не хочет землю согревать Листья пожелтевшие стали...
Помощник Деда Мороза — Снеговик!
В этом году в нашу группу заглянул в гости вот такой Снеговик! Может мой небольшой мастер - класс и Вас вдохновит на создание подобного гостя )...
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет.
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет. Дети подготовительной группы посетили краеведческий музей. Где детям была показана экспозиция...
Я и природа. Экологическая тропа.
Я и природа. Экологическая тропа. Цель: продолжить знакомить с законами природы; с растительным и животным миром; формировать ответственность за...