Надежда Дякина
Развитие творческих способностей дошкольников в игре
"Развитие творческих способностей в игре"
С целью развития творческих способностей детей мною была разработана программа «Развитие творческих способностей дошкольников в игре». В ней отобрала и систематизировала игры и упражнения с элементами ТРИЗ, при этом учитывала не только возрастные особенности детей, но и логику формирования способностей в разных видах художественно-эстетической деятельности.
Система игр строится на основе комплекса приемов, стимулирующих детское творчество:
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников в игре» размещена в разделах
— дополнение изображения, сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов, опредмечивание изображений;
— альтернативное использование предметов (замещение на основе изменения функций, назначения, способа применения и т. п.);
— решение проблемных ситуаций, преобразование и усовершенствование предметов, самостоятельное выдвижение новых идей, сюжетов и т. п. ;
— нахождение общих и отличительных характеристик между близкими по характеру явлениями, предметами и объектами (синектика — поиск аналогий, морфологический анализ).
Наряду с общей целью выделяется и ряд задач, решением которых и занимается данная программа: раскрепощение личности, развитие универсальных способностей человека (в том числе воображения, эмоциональной отзывчивости, открытости, развитие художественных, музыкальных способностей и развитие мелкой моторики.
Игры с использованием приема дополнения изображения:
«Камушки на берегу»
Цель: создать в воображении образ на заданную тему.
Педагог показывает детям картинку и говорит, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и все, что было на нем, превратил в камушки. Просит детей угадать и дорисовать, что было на берегу.
«Веселое соревнование»
Цель: учить создавать многое из одного.
Педагог раздает детям листы-матрицы, на которых изображены разные фигуры и сообщает, что с помощью карандашей или фломастеров их можно превратить в какой-нибудь предмет, животное, растение или их часть. Каждый ребенок должен дополнить все листы до разных изображений.
«Волшебники»
Цель: учить создавать эмоционально окрашенные образы на основе общей схемы.
Педагог дает детям две одинаковые фигурки «волшебников» и предлагает дорисовать их, превратив одного в доброго, а другого в злого.
«Забывчивый художник»
Цель: способствовать созданию в воображении образа на заданную тему; развивать эмпатию.
Педагог говорит, что один забывчивый художник не закончил свою картину. «как вы думаете, что он хотел изобразить на ней? Дорисуйте незавершенную картину так, чтобы как можно лучше отразить замысел художника».
«Незаконченный рисунок»
Цель: учить по собственному замыслу достраивать целостный образ по его фрагменту.
Педагог. Однажды знаменитый художник решил нарисовать картину. Он провел фломастером на листе первую линию. И тут его отвлекли от работы. Рисунок остался незавершенным. Попробуйте проникнуть в замысел художника и завершите его работу. Дорисуйте картину по начатым линиям.
Дети выполняют.
«Четыре колеса»
Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.
Педагог рассказывает, что однажды лягушонок, ежик и петушок по дороге в лес нашли четыре разных колеса. Сначала друзья очень обрадовались, хотели построить телегу, но у них ничего не получилось. Они стали думать, что же им построить из разных колес? Детям предлагается помочь друзьям что-нибудь придумать и нарисовать.
«Обведи свою ладонь и оживи»
Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.
Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно.
Игры с использованием приема сочинения рассказов:
«Расскажем про Олю»
Цель: развивать вариативность мышления, уметь составлять совместный, последовательный текст.
Педагог. Как-то раз Оля. (Дети предлагают варианты.) и пошла в лес. Она. (Дети продолжают.) Дети взяли с собой. (Варианты.) На полянке. (Варианты.) А Оля. (Дети заканчивают рассказ.)
«Соедини сказки»
Цель: учить использовать прием агглютинации.
Педагог предлагает детям придумать историю, в которой фигурируют персонажи известных сказок (например, «Морозко» и «По-щучьему велению»; «Красная Шапочка», «Снегурочка», «Кот, Петух и Лиса»).
«Волшебные превращения»
Цель: учить использовать прием волшебных превращений.
Педагог поручает детям изменить сказку «Красная Шапочка» так, чтобы в ней Волк у домика Бабушки превратился в дерево, Шапочка стала шапкой-невидимкой и сделала девочку невидимой, а шкаф превратился в Охотника.
«Сказка по кругу»
Цель: учить использовать сюжетно-смысловые повторы. Педагог дает задание придумать сказку, в которой Емеля должен семь раз встретиться с персонажами из других сказок.
«Чудесная кастрюля для Федоры»
Цель: составление описания посуды, используя схему.
Педагог: Изобретем для Федоры «чудесную кастрюлю», непохожую на все кастрюли. Для этого поиграем в игру «Чудесные вещи»
Из какого материала будет сделана эта кастрюля? (Выкладывает перед детьми игровые карточки)
Ребенок: (выбирает карточку с изображением воздушного шара). Воздушный шарик.
Педагог: Какой он, шарик?
Дети: легкий, прозрачный, переливающийся…
Педагог: А теперь придумаем, как кастрюля будет передвигаться. (предлагает выбрать карточку).
Ребенок (выбирает карточку с изображением вертолета). Вертолет.
Педагог: Как вертолет передвигается?
Дети: Летает, вертится, крутится…
Педагог: Что же еще будет волшебного в нашей кастрюле? Может быть запах?
Ребенок: (выбирает карточку с изображением розы). Роза.
Педагог: Ребята, как благоухает роза?
Дети: Приятно, хорошо пахнет, духами…
Педагог: А теперь расскажите с начала, какая у нас получилась чудесная кастрюля? (показывает на выбранные детьми карточки «воздушный шарик», «вертолет», «магнитофон», «роза)
Дети: Кастрюля получилась легкая, прозрачная, переливающаяся, музыкальная, летающая, самомоющаяся, с запахом розы.
Педагог: Чем хороша такая кастрюля? Чем плоха? Какая у нас получилась кастрюля? Нарисуйте.
«Платье для золушки»
Цель: учить модифицировать сюжет с опорой на сигнальные слова.
Педагог: Давайте придумаем чудесное платье для Золушки. А каким оно будет, узнаем с помощью таблицы и кубика (на гранях кубика цифры от 1 до 5, одна грань – пустая).
Дети по очереди кидают кубик. Выбирают ткань, ворот, рукава, детали отделки, рисуют получившуюся модель.
Игры с использованием приема составления образа из заданных элементов:
«Сложи рыбку» (для детей 3-4года)
Цель: упражнять в составлении предметов разных по форме, величине и цвету (конструктивный способ).
Дети вместе с педагогом рассматривают на фланелеграфе две фигурки, напоминающие тела рыб. На столе или полочке разложены остальные детали (плавники, хвосты и т. д.). Затем дети составляют из них красивых рыбок.
«Что растет на грядках»;
Цель: учить комбинировать образы воображения. Педагог читает детям стихотворение Н. Кончаловской.
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли, помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел,
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков да мохнатых стручков,
Испугался бы каждый садовник.
Потом просит детей нарисовать, какими они представляют себе эти овощи.
«Бабушкин сундучок»
Цель: учить конструировать из бросового материала.
Педагог раздает детям нитки, шнурки, проволоку, пуговицы и просит придумать, что из этого можно сделать. Остальные дети угадывают, что это такое.
Игры с использованием приема решения проблемных ситуаци
«Как слоненку перебраться через реку, если он не умеет плавать?»;
Цель: учить решать задачи-противоречия.
Педагог. Далеко-далеко, в африканских джунглях, жил маленький слоненок. Однажды на берегу реки он засмотрелся на яркую бабочку и отстал от мамы. Слоны переправились через реку, а малыш остался. Плавать он не умеет, но ему обязательно нужно добраться до стада: там его охраняют и защищают. Итак, чтобы выжить, слоненок должен переправиться через реку к стаду, но он не может этого сделать, так как не умеет плавать. Как помочь слоненку переправиться через реку?
Дети отвечают.
«Что произойдет?»;
Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи, предлагать различные варианты следствий одного и того же события.
Педагог. Придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из-за названных случаев.
Девочка уронила карандаш на пол.
Дети отвечают. Из окна выбросили кусочек булки.
Дети отвечают. На улице кто-то разбил банку варенья.
Дети отвечают. Мальчик чиркнул спичкой.
Дети отвечают.
«Как вытянуть репку?»;
Цель: учить искать выходы из проблемных ситуаций.
Педагог вспоминает с детьми сказку «Репка», затем сообщает, что в новой сказке дед жил один и ему некого было позвать на помощь. Как помочь деду вытянуть репку?
«Гигантский цветок»
Цель: та же.
Педагог рассказывает, что Дюймовочка оказалась на гигантском цветке, растущем на воде. Детям предлагается придумать, как можно помочь ей спуститься, используя предметы, изображенные под рисунком.