Папки-передвижки

Развитие творческих способностей младших школьников

Ольга Сергеевна Жеглова
Развитие творческих способностей младших школьников

Тема продлённого дня была и остаётся злободневной. Урок, дело понятное, это необходимость, как для учителя, так и для ребёнка. Продлёнка - необходимость другого рода. Пребывание ребёнка в группе продлённого дня помогает процессу становления личности, гарантирует его безопасность, здоровье. Основное время во второй половине дня не должно поглощаться самоподготовкой, выполнением домашнего задания, а должно способствовать развитию личностных качеств ребёнка, развитию творческих способностей, навыков общения.

Публикация «Развитие творческих способностей младших школьников» размещена в разделах

Природа творчества полностью не изучена, несмотря на то, что творческое мышление является высшим проявлением феномена человека. Вся история человечества – это история творчества. Опираясь на подсказки природы, люди изобрели и стали совершенствовать орудия труда, предметы быта. По мере развития общества появились задачи, которые стало трудно решать только методом проб и ошибок, чем путём простого подражания природе. Новые задачи требуют более глубокого, осмысленного и творческого решения.

Развитие творческих способностей – важная задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

За пределами урока дети могут органично реализовать свою самобытность в играх, творческих занятиях, свободном общении. Тот, у кого не ладится с математикой, окажется, например, весёлым затейником, рассказчиком. А тот, кто не бойко читает, поразит своих товарищей выдумкой, поделками, сделанными своими руками. Но, мы с вами прекрасно понимаем, что провести плодотворно в группе продлённого дня 4- 6 часов, как детям, так и воспитателям тяжело. И вот здесь выручают различные методы. Средства воспитания, которые и способствуют развитию творческого потенциала ребёнка.

Большое значение играет смена видов деятельности. В своей работе с детьми я использую следующие: аппликация, оригами, разгадывание ребусов, кроссвордов, рисование в различной технике, спортивные игры, игры – эстафеты в помещении и на улице.

На одном из видов творческой деятельности, таким как изобразительная, мне бы хотелось остановиться и поделиться своим опытом.

Изобразительное творчество детей в основе своей декоративно, красочно. Исходя из этого, в тематику занятий я стараюсь включать задания декоративного, творческого характера : привлекаю средства народного искусства, а так же включаю задания по иллюстрированию сказок, рассказов, стихотворений, рисование по наблюдению, представлению, памяти.

В своей работе я использую серию книг «Я учусь рисовать», всевозможные трафареты. Ребята перерисовывают с большим удовольствием. Некоторые придумывают целые картины, сюжеты. Мы с ребятами делаем книжки – самоделки по сказкам, по стихам. Первые классы посещают театр «На Неве», после просмотра спектакля я прошу ребят вспомнить то, что они смотрели и изобразить это на бумаге. Далее составляется книжка – самоделка, сшивается, составляется рассказ совместно с воспитателем или дети пишут его самостоятельно.

При рисовании можно принять участие в обсуждении. Прекрасный момент для анализа работ, их защит. Здесь каждый ребёнок – личность, каждый неповторим. Сколько выдумки, фантазии, смекалки проявят дети. А вот разобраться в этих рисунках непросто. Для каждого ребёнка, начинающего творить, важно найти доброе слово и дельную подсказку. Суть рисования в группе не требует выполнения стандартных программ. А проявления творчества, их раскрепощения. Наибольшее удовлетворение доставляют детям такие занятия, которые способствуют разностороннему развитию, дают работу рукам и голове, отвечают их личным интересам и склонностям.

Многие дети говорят : «Мне так нравится. Не люблю, когда заставляют». Детскому воображению нет предела. А потом они пробуют защищать свои работы, объясняют. Почему у одного из них картина весёлая, а у другого – грустная. А когда дети видят результаты своего труда, у них появляется уверенность в себе.

В план занятий можно включать и другие формы работы: лепить из пластилина, работать в технике оригами, конструировать, используя всевозможные наборы конструкторов. Это, на мой взгляд, одно из любимых занятий многих ребят. Фантазии детей здесь нет предела. Работают индивидуально, но в основном группами (коллективно). Получаются оригинальные поделки, которые они потом обыгрывают. Всё мы стараемся создавать дружно, сплочённо. Я придерживаюсь принципа : «Ребята, давайте жить дружно».

В ходе проведения самоподготовки необходимо проводить игры на развитие внимания, памяти, мышления, физминутки, стихотворные паузы, задачи сказочного характера, весёлые задачи, игры - путешествия. Значение игры на самоподготовке трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребёнка, сообразительность. Игра даёт возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем снимать усталость. Но главное игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам.

Предлагаю некоторые задания, которые очень нравятся детям:

1. На развитие внимания – тренировки по скорочтению, различные лабиринты, упражнения с табличками гласных и согласных, задания по восстановлению знаков, чисел, букв,

2. Для развития памяти – математические слова, повтори за мной, продолжи «цепочку» взаимосвязанных слов, рассмотреть незнакомы предмет и описать его, рассмотреть репродукцию картины и описать по памяти, проиллюстрировать сказку, рассказ стилизованными рисунками, жестами, мимикой,

3. Для развития мышления – продолжи ряд чисел, сравни условия и решения задач, выдели группу чисел. Слов по признаку, сравни выражения, не выполняя вычислений.

Необходимо развить у детей умение правильно излагать свои мысли, обосновывать своё мнение, умение вести дискуссию, общаться с взрослыми и сверстниками. Здесь необходимо использовать потенциальные возможности каждого ученика. Для этого предусматривать задания разной сложности, дополнительные задания повышенной сложности, давать право выбора детям. Пусть не все справятся с заданием, но это и не нужно. Главное, чтобы ребята могли выбрать задание по своим возможностям. Интересы и склонности у детей различны. Важно для взрослого выявить особенности каждого. Все дети талантливы, раскрыть этот талант. Помочь раскрыться должны мы.

Мне очень нравится высказывание замечательного педагога Ш. А. Амонашвили «Малышей надо посадить за парту лишь для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия для своевременного развития в них творческих задатков, которые именно в этом возрасте начинают пробуждаться и которые имеют значение для дальнейшего успешного продвижения в своей познавательной деятельности».

Итак, использование различных форм, средств, способствуют активизации творческого мышления, позволит учащимся овладеть следующими качествами:

1. умение свободно адаптироваться в социуме,

2. возможность видеть мир в разных ракурсах,

3. умение ощутить проблему и постараться решить её самостоятельно,

4. замечать красоту окружающего мира и интересоваться им,

5. трепетно относиться к природе.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей В настоящее время ширится круг инновационных образовательных программ, технологий, методик, нацеленных на развитие у дошкольника общих и.

Развитие фонематического восприятия у младших школьников Консультация для родителей Тема: Развитие фонематического восприятия младших школьников. Цель: ознакомление с особенностями развития фонематического.

Развитие художественно-творческих способностей воспитанников «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный.

Развитие творческих способностей ребёнка Цель: способствовать формированию представлений у родителей о развитии творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста. Задачи:.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Развитие творческих способностей у детей Консультация для родителей. «Развитие творческих способностей у детей». В жизни по-разному можно жить, В горе можно и в радости. Вовремя.

Развитие творческих способностей у дошкольников. Часть 1 Часть 2 Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи. К. Паустовский Главное условие прогрессивного.

Развитие творческих способностей у дошкольников. Часть 2 Часть 1 В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является.

Развитие творческих способностей дошкольников. «Ёлочки — красавицы»Развитие творческих способностей дошкольников. «Ёлочки — красавицы» Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы, заполняет его.

Родительское собрание «Развитие творческих способностей» Развитие творчества у детей Воспитатель. Уважаемые родители! Что такое детское творчество? Нужно ли творчество ребёнка? В чем оно проявляется?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей младших школьников
Опубликовано: 22 августа 2015 в 20:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД