Получи документы

Развитие творческих способностей на уроках математики

Татьяна Максимова
Развитие творческих способностей на уроках математики

Развитие творческих способностей на уроках математики

Воображение и фантазия – важные стороны нашей жизни. Трудно представить, что было, если бы человек совсем не обладал фантазией. Наш мир лишился бы почти всех научных открытий, произведений искусства, дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как же усвоить школьную программу без воображения? Ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии.

Публикация «Развитие творческих способностей на уроках математики» размещена в разделах

Воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. По опыту работы с младшими школьниками и подростками можно сказать, что существенным приемом для тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других психических функций являются игры и задачи, имеющие не единственное верное решение.

Виды деятельности

Для развития творческого мышления, воображения на уроках математики учащимся можно предложить такие игры и упражнения, как «Бином» (идея Дж. Родари, «Чужой», «Интонация», Картинки», «Брошенный камень», «Если бы…», «Дорисовывание», рисование на предложенную тему («Волшебный дом», «Волшебные птицы» и т. п.). Довольно эффективной методикой развития воображения и фантазии является дорисовывание предложенных фигур (приложение 1).

Как показывает опыт, значение развития произвольного внимания учащихся велико. Для его формирования, с одной стороны, необходима четкая организация урока, подготовка к нему, тщательное продумывание его содержания, методов и форм работы, а с другой – постоянное использование специальных упражнений и заданий. Для мобилизации внимания учащихся в начале урока можно например провести игру «Заметь все». На наборном полотне в один ряд выставляются 7-8 карточек с изображением предметов (домик, мяч, зайчик, матрешка, гриб, пирамида и т. д., либо геометрических фигур. Ученикам предлагается рассмотреть их за 10 секунд. Затем карточки убираются, и учащиеся перечисляют, какие предметы или фигуры они запомнили. Далее можно попросить детей назвать, в какой последовательности были выставлены карточки, можно поменять местами 2-3 карточки и спросить, что изменилось на наборном полотне, а можно убрать одну карточку и попросить описать ее, или например игра «Какую птичку забыл нарисовать художник». (приложение 2)

При проведении устного счета можно изготовить пособия в зависимости от времени года и темы урока. Так, например осенью выставляется изображение дерева, к которому прикреплены изображения груш, яблок. Выходя к доске учащиеся «срывают» любой фрукт и решают пример, записанный на обратной стороне. Для задания «Соотнесите пример и ответ», примеры записываются на сделанных из разноцветной бумаги воздушных шариках, а ответы – около изображений Смешариков, которые вырезаны из картона и прикреплены к доске. Можно изобразить тучи и капли дождя. (приложение 5). На тучках – примеры, на каплях – ответы. Задание: покажите линией тучу, из которой упала капля. Для установления соответствия между числовым выражением и его значением используются вырезанные из ватмана вазы и цветы ( инструкция: покажи, какой цветок нужно поставить в вазу); снежинки и варежки ( инструкция: покажи, на какую варежку упадет снежинка); корзинка и грибы ( инструкция: какие грибы положим в корзинку) и т. д. При использовании таких приемы во время проведения устного счета возрастает активность учащихся, развивается творческое мышление при выполнении предложенных заданий.

При работе с геометрическим материалом для лучшего запоминания фигур легче воспринимаются стихи о фигурах. (приложение 6). Задачи также могут быть в стихотворной форме. (приложение 4).

Особый интерес у обучающихся вызывают приемы занимательности. Под занимательностью понимаются те виды деятельности на уроке, которые содержат в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают у школьников интерес к учебному предмету и способствуют созданию положительной, эмоциональной обстановки.

Задания в игровой форме способствуют формированию у школьников интереса к математике, развивают аналитическое мышление. На уроках можно использовать два вида таких игр: игровая ситуация, когда учеников увлекает форма задания, и математическая игра, когда учащихся увлекает содержание задания. Можно сочетать эти два вида.

В процессе игры у школьников вырабатывается привычка сосредоточиваться, самостоятельно творчески мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, развивают фантазию, творческое мышление. Даже самые пассивные ученики включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести одноклассников.

В труде, учебе, игре и любой творческой деятельности человеку нужны сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать, все то, что народ метко определяет словом «смекалка». Смекалку можно развивать систематическими и постепенными упражнениями, в частности решением математических задач. (приложение 3).

Упражнения, развивающие творческие способности, можно включать в каждое занятие групп разного направления и возраста. И если вначале каждое упражнение предлагается в максимально простом варианте, то в дальнейшем оно усложняется. Кроме того, один и тот же игровой прием, поданный в разных вариантах, позитивно влияет не только на развитие воображения, но и на развитие различных психических функций.

В силу важности и значимости воображения детей необходимо всячески способствовать его развитию и одновременно использовать для оптимизации учебной деятельности.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Дидактическая игра. Побеждает четное число.

На стол кладут 13 или 15 палочек. Играют два человека. Каждый из них по очереди должен взять одну или две палочки на свое усмотрение. Выигрывает тот, кто наберет четное число предметов.

Задачи на смекалку.

Три карася тяжелее 5 окуней. Что тяжелее: 4 карася или 5 окуней? (Караси тяжелее).

По небу летели воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело? (3 птицы)

Приложение 4.

Ежик по лесу гулял,

Всех грибами угощал.

Пять грибов он дал лисице, двадцать зайцу и про белку не забыл –

Тридцать белых подарил.

Посмотрел в корзину … пусто, и ежу вдруг стало грустно.

Сколько грибов было в корзине у ежа? (55)

Наш Кузьма – кот непростой,

У него улов большой!

На рыбалку он ходил,

Рыбу для ухи ловил.

Ему попались на крючок

Три ерша, лещ, окунек.

Сколько рыбок в большой банке

Принесет наш кот с рыбалки?

приложение 5

3

Приложение 6

Литература

Выбор методов обучения в средней школе. -М. ,1981

Занков М. И. Обучение и развитие. -М. ,1975

Лук. А. Н. Мышление и творчество. - М. ,1976

Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. – М. ,1987

Пономарев. Я. А. - Психология творческого мышления. -М. ,1960

Развитие творческой активности школьника. – М. ,1991

Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. -М,1958

Психология: Словарь. Под общ. редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского М. 1990г

Яковлева Е. Л. Развитие творческой одаренности детей школьного возраста. школьный психолог. 2001г № 9-11

Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления. Методическое руководство. СПб., 2001г.

Публикации по теме:

Развитие воображения и фантазии у детей среднего и старшего дошкольного возраста Разбудить в ребенке волшебника – это значит развить у него воображение. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте.

Развитие воображения при подготовке детей к конкурсам Развитие воображения при подготовке детей к конкурсам. В познавательных процессах наряду с памятью и мышлением важную роль в деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей на уроках математики
Опубликовано: 28 августа 2014 в 18:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД