МААМ-картинки

Развитие творческих способностей при обучении пению детей старшего дошкольного возраста

Наталья Константинова
Развитие творческих способностей при обучении пению детей старшего дошкольного возраста

Проблема развития детского творчества приобретает все большее значение в настоящее время, когда усилия отечественных педагогов и психологов направлены на решение одной из важнейших задач – формирование гармонически развитой личности. Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, склонности, дарования. Детство — период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир

Публикация «Развитие творческих способностей при обучении пению детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности — творческий. Своеобразие данного типа состоит в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, характеризуя особенности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, педагоги и психологи подчеркивают ее специфичность. Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое. Н. Н. Поддьяков отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста [3]. По мнению Л. С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности [2].

Одним из основных средств музыкального воспитания в детском саду является пение. Оно играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка. Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у детей положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация.

В пении активно развиваются музыкальные способности ребенка. Н. А. Ветлугина относит пение «к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально – сенсорные способности и особенно музыкально – слуховые представления звуковысотных отношений» [1]. Комплекс способностей, необходимых для сохранения в памяти и воспроизведения мелодии песен, необычайно велик – это и чувство ладотональности, и мелодический слух, и чувство ритма, и музыкальная память, и их развитие в процессе пения следует осуществлять непринужденно и взаимосвязанно.

Для определения уровня музыкального развития в песенной исполнительской деятельности среди детей 6-7лет провели обследование в ДОУ которое показало, что лучше всего дети воспринимают ритмический рисунок, который построен на сопоставлении двух длительностей и если он носит остинантный характер (если этот ритмический оборот многократно повторяется, отмечали не только общий характер песни, но и его особенности, но не все дети давали развернутую характеристику песни, хотя по наводящим вопросам отвечали правильно.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в условиях непосредственного восприятия песен у детей происходит накопление активного и пассивного словаря, они связывают содержание литературного текста с его музыкальным выражением. Ладовое чувство, слуховые представления, в силу возрастных психических особенностей проявлялись не в равной степени. А при характеристике изобразительного характера музыкального языка дети затруднялись отвечать. Если не правильно организовать вокальную деятельность дошкольников, упускается благоприятный период для развития музыкальных способностей в пении. А ведь развитие музыкальных способностей в пении – одна из главных задач музыкального воспитания детей.

В целях реализации содержания программы и проанализировав результаты диагностики, разработала поэтапную систему работы.

На 1-ом этапе работа по развитию музыкальных способностей в пении включало организацию различных видов занятий (индивидуальные, по подгруппам и фронтальные). По содержанию – типовые, тематические, доминантные, интегрированные. При построении совместной образовательной деятельности учитывала принцип интеграции образовательных областей, специфику и возможность образовательных областей (музыка, художественное творчество, познание, чтение художественной литературы, иногда использовав информационно – коммуникационную технологию.

В начале работы провели учет музыкально-вокальных данных каждого ребенка, т. е. определили диапазон их голоса, музыкальный слух, память, чувства ритма. Вместе с воспитателями продумали, как удобнее с учетом индивидуальных особенностей, рассадить детей на музыкальном занятии. Это было необходимо для развития мелодического слуха. На третий ряд мы посадили чисто интонирующих детей, на второй ряд – со слабым певческими навыками, а на 1-ый ряд – детей, пассивных, плохо поющих.

На 2-ом этапе углубленно велась работа по формированию певческих навыков, выразительности исполнения и одновременно для развития песенного творчества. Подобрали специальные задания, которые как элемент, включали на занятии. В формировании певческих навыков, выразительности исполнения важным является воспитание культуры слушания музыкального произведения при ознакомлении с ним. Для воспитания интереса к новой песне, желания её слушать, а потом выучить и выразительно спеть, использовали разнообразные приёмы.

Опираясь на знания, личный опыт детей, знакомя их с якутской, русской народной попевкой, предлагали вспомнить уже известные им использовали картины, иллюстрации. С целью повышения интереса ребят к новой песне использовали музыкальные дидактические игры. На разучивание песни мы использовали следующие приемы: играю мелодию, одновременно подпевая, пою песню без музыкального сопровождения, предлагаю детям произнести текст в ритме песни, четко артикулируя слова, поём все вместе вполголоса, поёт один куплет какая-то группа детей (начинаю с чисто интонирующих) Первый звук поём чисто, пою его сама, дети повторяют за мной все вместе, вступаем как один, слитно после вступления.

Использовали игровые приё мы: а) поём, как в одну дудочку играем; б) кто лучше споёт в) первый куплет поём вслух, второй про себя, третий опять вслух.

Перед разучиванием песни, показывали детям массаж лица, носа, шеи. Большое внимание отводится работе над певческим дыханием. Для правильной интонации большое значение имеет хорошее произношение.

Нашей основной задачей было: научить каждого ребенка самостоятельно находить нужную певческую интонацию, развивать ладовый слух и песенное творчество. Стремясь развить способности детей, мы в ходе занятий давали творческие задания. Например; первое задание закрепляет уже имеющий опыт детей и связано с попыткой подражать звукам, которые ребенок не раз слушал: «Чик, чик, чирик» или как стучит дождь «топ, топ, топ». Чья песенка будет лучше, ту мы исполним все вместе, хором. Для детей это целое открытие – можно петь и свою мелодию, создавать музыку.

Второй цикл заданий – это применение музыкальных вопросов и ответов в игровой форме. Детям напоминают, что во время разговора кто-то спрашивает, кто-то отвечает, затем читают текст и задают вопросы. Закреплять у детей умение импровизировать мелодии к отдельным фразам на заданный текст. Такие импровизации, проведенные в течение нескольких занятий, становятся привычными и не представляют трудностей.

Третий цикл заданий. Наиболее сложный вид заданий, когда дети не только варьируют отдельные мелодические обороты, музыкальные фразы, а сочиняют маленькие песенки, используя свой музыкальный опыт, музыкальный багаж в представлении о жанре, о песенной форме и т. д. Такие задания имеют важнейшие значения для всестороннего развития личности ребёнка, придают более действенный характер его практической деятельности, развивают ценные качества дошкольника : активность, самостоятельность, самоорганизацию, способность к естественному самовыражению.

Следующий этап работы – подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способностей к самовыражению в музыке. У детей формировалось умение самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые мелодии и придумывать собственные оригинальные попевки.

Полученные в этих исследованиях данные, дают возможность утверждать, что формирование у дошкольников восприятия звуковысотных и ритмических отношений в процессе обучения пению способствует интенсивному развитию музыкального слуха. Прислушиваясь к музыкальной речи, они способны уловить связь между эмоционально образным содержанием песни и выразительно-изобразительными средствами. На основе приобретённых умений дети самостоятельно начинают импровизировать простейшие мелодии. Детская творческая деятельность развивается естественно от возраста к возрасту, если в этом направлении ведётся соответствующая работа. Специальные упражнения в процессе обучения пению, направленные на развитие у детей внимания, ладового чувства, музыкального представления, эмоциональной отзывчивости активизирует творческие способности.

Таким образом, продуманная систематическая последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальное представление каждого ребёнка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребёнка.

Литература:

1. Ветлугина Н. А. Развитие восприятия звуковысотных и ритмических отношений в процессе обучения дошкольников пению. В сб. «Сенсорное воспитание дошкольников» Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1963

2. Ветлугина. Н. А. Развития слуха и голоса у ребёнка 5-7 лет в процессе обучения пению. Развитие детского голоса / Под ред. В. Н. Шацкой, -М., 1970

3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. М., 1962

4. Ветлугина Н. А. Методы обучения пению. «Известия» АПН, 1969

5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк: Кн. для учителя. М., 1991

6. Поддьяков Н. Н. Творчество и соразвитие детей дошкольного возраста. Волгоград, 1994.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Консультация для педагогов ДОУ «Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Развитие музыкально - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста В период дошкольного детства дети интенсивно накапливают.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования Мастер-класс для педагогов-участников районного фестиваля педагогического мастерства Место проведения: МКДОУ «Куртамышский детский сад №.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста» Чем больше я постигала азы лепки из соленого теста творчества, тем больше открывала для себя что-то нового. И сегодня я раскрою секреты.

Отчет «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Цель моей работы: Показать, что театрализованная деятельность является одним из условий развития творческих способностей детей. Способствовать.

Проект Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. Дети переходят к стадиям собственно-художественного.

Развитие изобразительных и творческих способностей детей дошкольного возраста Однажды к специалисту по воспитанию детей обратилась молодая мама: -Скажите, когда надо начинать воспитывать ребенка? -А сколько вашему.

Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего,.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр В отечественной психологии богатые традиции изучения игры, описаны в работах Р. И. Жуковской. А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой,.

Родительское собрание «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Родительское собрание «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Задачи работы с родителями 1. Повысить педагогическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей при обучении пению детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 октября 2015 в 16:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД