Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе дизайн-деятельности

Анна Клиновицкая
Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе дизайн-деятельности

Введение

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГТ, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников. Психологами доказано, что у человека врождены не сами способности, а способности к их развитию. Следовательно, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей. Основные идеи моей работы с дошкольниками – это создание условий для развития и реализации способностей каждого ребенка, помощь ребенку в индивидуальном и творческом росте, обеспечение атмосферы психологического комфорта.

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.

Цель: создание условий для раскрытия и развития способностей каждого ребенка, творческого потенциала дошкольника средствами дизайн - деятельности.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

- развитие криотивного мышления дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами применяемыми дизайн - деятельности.

- создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов.

- формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, культуру поведения.

- развивать интерес к дизайн творчеству.

2. Воспитывающие задачи:

- формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами.

- формировать способности к анализу, самооценке при выполнении работ.

- формирование внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению.

- стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома.

3. Развивающие задачи:

- развить интерес к дизайн – творчеству.

- развить познавательную активность, общение, самостоятельность.

- развитие художественного и творческого потенциала.

- развитие образного мышления, воображения, устойчивого внимания, наблюдательности, аккуратности.

В результате первого года обучения дети должны знать:

• Различать и называть основные понятия дизайна и композиции (замысел, гармония, композиция).

• Различать и называть элементы композиции (пространство, линия, пятно, форма, цвет, фактура).

• Технологию выполнения аппликации из различных материалов.

• Правила оформления готового изделия.

• Композиционно располагать рисунок на листе бумаги.

• Освоение различных техник рисования кистью на различных материалах.

Уметь:

• Составлять композицию.

• Наносить рисунок на ткань с помощью различных штампов.

• Декоративно оформлять изделие.

• Контролировать качество изделия.

• Вырезать по контуру предметы сложной формы.

В результате второго года обучения дети должны знать:

• Называть основные понятия дизайна и композиции.

• Называть элементы композиции.

• Правела выполнения техники «Декупаж».

• Правела выполнения техники «Пэчворк».

• Правила выполнения простых элементов в техники «Квилинг»

Уметь:

Самостоятельно выбирать технические и изобразительные приемы.

Из бросового материала составлять композиционное построение различной формы, используя ритм, симметрию.

Создавать изделие по собственному замыслу.

Оценивать результат своей работы.

Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.

Поэтому в своей работе я обратилась к этой новой на сегодняшний день деятельности - детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.

Основная часть. Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе дизайн – деятельности.

Раздел 1. Детский дизайн как метод творческого развития детей.

«Творчество - является уделом всех, оно обязательно должно являться

нормальным и постоянным спутником детского развития».

В. В. Давыдов

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.

Что же такое творчество (энциклопедическое понятие) - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимость, оригинальностью и общественно исторической значимость.

Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.

Творческие задатки у разных людей различные. Они зависят от свойств нервной системы, её «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью.

Творческая активность – это свободный полёт воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут вылиться в изобретения и открытия.

По данным педагогов и психологов к 3-4 годам творческая активность преобразуется в устойчивое качество личности.

Счастье многогранно, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, желание творить прекрасное. Дошкольное детство – благодатное время для взращивания древа добра и красоты.

Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет большое значение:

видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.

Вот почему так актуальны занятия дизайн - деятельностью старших дошкольников. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить интеллектуальную деятельность маленького человека. Занятия дизайн - деятельностью призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению, состоянию эмоционального комфорта, ощущения радости детства в различных видах художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник:

лепка,

конструирование,

бисероплетение,

изонить,

вязание,

вышивание,

квиллинг,

папье-маше,

оригами,

карвинг,

кусудама,

скрапбукинг,

граттаж,

декупаж,

фельцевание,

торцевание,

пескография и т. д.

У детей развиваются художественно- творческие способности, раскрывается творческий потенциал средствами художественно-конструктивного дизайна, а также:

развивается наглядно-образное мышление;

художественный и эстетический вкус, чувство стиля;

развивается художественное восприятие окружающего мира, воображение, фантазия, творческое мышление;

повышается эстетическая культура детей;

развивается познавательная активность, мелкая моторика, пространственное ориентирование, восприятие;

получение навыков работы с различными материалами;

формирование проектной культуры у детей и воспитание грамотного потребителя.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей дошкольников Творчество – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Формирование творческой.

Это мы… воспитатели… Воспитатель - это не только профессия, Воспитатель - это стиль жизни. Это мы. воспитатели. Такие добрые, милые, чуткие, отзывчивые,.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе дизайн-деятельности
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 16:55
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...