Получи документы

Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ (Круги Луллия)

Олена Захаровна
Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ (Круги Луллия)

Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ «Круги Луллия»

Как научить детей полноценно жить в динамичном мире? Такое возможно только при условии развития воображения как процесса являющегося неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не упирается на достаточно развитое воображение. Воображение развивается не само собой, а требует определенных условий, и прежде всего организации правильного педагогического руководства и выбора оптимальных методов.

Публикация «Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ (Круги Луллия)» размещена в разделах

Целью работы стал поиск новых инновационных технологий. Это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и для обучения детей, по всем разделам программы.

Круги Луллия-чудесные кольца или загадочные круги. Сами круги желательно изготовить из пластика или толстого картона. И в нашем случае -это картон.

На стержень нанизывают несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливают стрелку, все круги разделяются на одинаковое количество секторов. На них располагают картинки предметные, сюжетные или слова. Круги и стрелки свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах и объединить, казалось бы, не совместимые объекты.

Задается вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо будет расшифровать, подключив воображение.

Цель работы: развитие внимания, навыков устной речи, мелкой моторики рук, воображения; освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

Пособие позволяет решать задачи:

• Развивать познавательную активность; мелкую моторику и координацию движений рук;

• Формировать элементарные математические представления;

• Совершенствовать грамматически строй речи;

• Развивать внимание детей;

• Развивать навыки воображения;

Методические рекомендации;

• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4-х до 8-ми.

• Для работы с детьми с 4-го года жизни целесообразно брать два круга разного диаметра с 4-мя секторами на каждом.

• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.

• Дети с 7-го года жизни вполне справляются с заданиями, в котором используются 4 круга с 8 секторами на каждом.

Круги Луллия могут использоваться и в репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике.

Применение метода способствует развитию творческого воображения, являясь мощным рычагом в развитии речи дошкольника, а также является эффективным средством развития связной речи, а именно обучению творческому рассказыванию. Дети не боятся фантазировать. Здесь есть место выдумке и творчеству. Такой методический прием является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.

Детям нравится это пособие. Они с удовольствием комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. На начальных этапах работы лучше выбрать время свободное от занятий. Тренинги целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппой детей).

Тренинг должен состоять из двух частей. 1) уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание-РЗ); 2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание-ФЗ).

Варианты кругов с картинками могут быть самыми разнообразными, в зависимости от того, какую ставите цель.

Например, игра:

1. На одном круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица …., на другом - их детеныши. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.

Задание: подумайте и скажите, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком? (кормить, согревать, гулять и т. д.).

Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний. Например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна, и т. д., на меньшей по величине круге-изображение листьев этих деревьев, на третий-плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т. д, а на самый маленький круг-места произрастания (опушка леса, сад, сосновый бор и др.).

2. На развитие воображения, фантазии и творчества.

Можно проводить 4 вида тренинга.

1-й тип: «Найти реальное сочетание». Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.

2-ой тип «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достоверно объясняют необычность их взаимодействия.

3-й тип «Придумай фантастическую историю или сказку». Объедение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.

4-й тип «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребенка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

Круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у детей. В результате работы с кругами Луллия систематизируются знания об окружающем мире; развивается творческое воображение и мышление; обогащается словарный запас. Формируется умение свободы в своих высказываниях, и решать проблемы самостоятельно.

Великие педагоги прошлого доказали:

«Обучение и воспитание идет во сто крат эффективнее, если затрагивает сокровенные уголки сердца ребенка и тесно связано с игрой и творчеством. Решая свои проблемы, малыш учится жить, а не только получает знания. Когда он творит, то растет в самом высоком смысле слова.»

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Круги Луллия»Дидактическое пособие «Круги Луллия» Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей. Это пособие вносит элемент игры в занятие, помогает.

Дидактическое пособие «Круги Луллия»Дидактическое пособие «Круги Луллия» Дидактическое пособие «Круги Луллия» Марина Мухаматшина. Цель: Обобщение знаний детей младшего возраста на определенную тему (овощи, фрукты,.

Дидактическое пособие «Круги Луллия»Дидактическое пособие «Круги Луллия» Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования.

Дидактическое пособие «Круги Луллия» для младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Круги Луллия» для младшего дошкольного возраста Одним из современных и интереснейших методов обучения остается технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Придумал ее Генрих.

Игра «Круги Луллия» по взаимодействию родителей с детьмиИгра «Круги Луллия» по взаимодействию родителей с детьми Цель использования: развитие основных компонентов языковой системы: 1. Фонемотического восприятия 2. Звукового анализа 3. Грамматического строя.

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников с помощью игрового пособия «Круги Луллия» Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,.

Конспект ООД по ФЭМП «Необыкновенное путешествие с Колобком» с использованием игровой методики ТРИЗ технологии Круги Луллия Цель: Обобщение полученных знаний по ФЭМП. Задачи: Образовательные: Закрепить умение считать предметы в пределах 5, умение различать и.

Мастер-класс по изготовлению многофункциональной игры «Круги Луллия»Мастер-класс по изготовлению многофункциональной игры «Круги Луллия» Здравствуйте, уважаемые МААМовцы! Я хочу поделиться своим опытом по изготовлению развивающих игр своими руками. "Круги Луллия" - многофункциональная.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческого воображения у дошкольников с использованием ТРИЗ-технологии» Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческого воображения у дошкольников с использованием ТРИЗ технологии» Подготовила воспитатель.

Консультация «Кольца Луллия — волшебные круги» Кольца Луллия Цель: Реализация современных требований к организации образовательного процесса по ФГОС в дошкольном учреждении. Создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ (Круги Луллия)
Опубликовано: 14 ноября 2019 в 15:03
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД