Татьяна Ветлугина
Развитие творческого потенциала музыкального руководителя посредством использования различных педагогических технологий
Развитие творческого потенциала музыкального руководителя посредством использования различных педагогических технологий
Мир детства. Это неповторимая страница жизни каждого человека. Нередко музыкальные способности не проявляются у ребенка рано, но их отсутствие не значит, что ребенок не музыкален. Я считаю, что развитие ребенка индивидуально, что у ребенка прежде всего необходимо воспитать эмоциональную отзывчивость на музыку. Для достижения этой цели я определила для себя следующие задачи:
Публикация «Развитие творческого потенциала музыкального руководителя посредством использования различных педагогических технологий» размещена в разделах
• Стимулировать творческую активность детей;
• Побуждать к стремлению овладевать необходимым минимумом знаний;
• Развивать музыкально – образное мышление детей.
Поэтому я использую в своей работе, помимо основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, дополнительные программы и технологии известных педагогов, что позволяет более успешно развивать музыкально- творческие способности детей.
В программе «Синтез искусств» О. А. Куревиной, задачи эстетического воспитания решаются интегрировано: ИЗО, музыка, чтение художественной литературы, что позволяет сделать вывод: интеграция образовательных областей развивает творческие способности дошкольников.
Я часто пользуюсь в своей работе программой О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Меня заинтересовали в ней разделы: «Настроения, чувства в музыке, «Природа и музыка», «Песня, танец, марш». В программе О. П. Радыновой отработана методика развития у детей творческих навыков в различных видах музыкальной деятельности – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, песенном творчестве, музыкальных играх – сказках.
В этой программе так же желательно объединение различных видов искусств : музыки, поэзии, живописи. Дети в игровой форме выражают свои впечатления от музыки, становятся активными, словарь детей обогащается, дети начинают понимать, что веселая музыка может быть и торжественной и шутливой; а торжественная музыка может быть и радостной, но бывает и скорбной.
В методическом пособии М. Д. Маханевой четко разработана система и последовательность работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников. Это: семья – детский сад – родная улица – район – родной город – страна, её столица, символика. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи – бабушек и дедушек, участников ВОВ, их трудовых и фронтовых подвигах, детям открываются такие важные понятия, как «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг». Основной формой работы является тематическая НОД, развлечения. Из массы впечатлений, которые получает ребенок, отбираю те, которые наиболее ему доступны: природа родного края, народные традиции. Знакомясь с родным городом, дети начинают понимать, что их город – частица Родины, что люди повсюду трудятся, берегут и охраняют природу, отмечают общие праздники. Пособие Н. В. Алешиной «Патриотическое воспитание дошкольников» помогает в разработке конспектов НОД, на которых решаются задачи по воспитанию чувства любви к родному городу, родной стране.
В своей работе по музыкальному воспитанию большое внимание уделяю фольклору. Разучивая народные песни и хороводы, дети быстро усваивают их мелодию и ритм. Народные песни исполняются с инсценированием, что детям очень нравится.
А это способствует формированию у детей интереса к народным традициям.
Частые гости в нашем детском саду артисты областной филармонии. Встречи проходят в теплой, непринужденной обстановке, где дети знакомятся с народными музыкальными инструментами, народной музыкой. Дети пляшут, играют и поют вместе с артистами.
Приобщая детей к искусству фольклора, я стараюсь пользоваться опытом народной педагогики, которая предполагает использование наглядности, игры, детского творчества. Дошкольники применяют свои навыки и умения в пении, игре на детских шумовых инструментах - в игровых действиях, на праздниках и развлечениях. Нравственно – эстетический потенциал музыкального фольклора для развития личности ребенка огромен.
В «Ритмической мозаике» А. Н. Бурениной, «Танцевальной ритмике» Т. И. Суворовой я нашла для себя доступный способ выражения музыкальных способностей детей через ритмические движения. Все танцы сопровождаются ярким музыкальным сопровождением.
Программа музыкально – ритмического воспитания для детей 2-х, 3-х лет ( авторы: И. Н. Сауко, А. И. Буренина) основана на использовании музыкально – ритмических упражнений в течении всего года: осенью, зимой, весной, летом. Малыши осваивают разнообразные музыкально – ритмические движения, пляски, игры как известных авторов, так и на народные мелодии.
Очень эффективна методика музыкально – эстетического воспитания, которая описана в программе «Ладушки». (И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева). В программе «Ладушки» меня привлекает комплексный подход к НОД: патриотическое воспитание, знакомство с фольклором, танцевальная и игровая деятельность.
Использование различных педагогических технологий обогащает мой собственный опыт педагогической деятельности, является эффективным средством развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста. Я считаю внедряемую работу необходимой для развития творческого потенциала музыкального руководителя.