Развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста в семье

елена мотылькова
Развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста в семье

Интерес к проблеме развития творческого потенциала человека не уменьшается уже на протяжении длительного времени, однако сейчас наибольшее внимание исследователей обращено к детскому возрасту, как начальному этапу развития творческого потенциала.

В научных подходах по-разному определяются возрастные границы начала развития творческих способностей: Е. А. Корсуновский считает, что они проявляются уже в возрасте 3-5 лет, когда развивается воображение; Е. П. Торренс указывает, что креативность возможно выявить только после 5 лет; в работе М. Е. Богоявленской нижней границей творческих способностей считается возраст 6 лет. Многие исследователи отмечают, что дошкольный возраст выступает благоприятным периодом для развития творческого потенциала детей [5].

Творческий потенциал - это многоплановая, многоэлементная структура, включающая комплекс способностей, личностные качества, эмоционально-волевую сферу личности [5]. Систематизирующим фактором указанных элементов является общая креативность личности. Процесс развития творческого потенциала - это сознательная и целеустремлённая деятельность самого обучающегося, которая и является механизмом преобразования его возможностей. Большую роль в этом процессе играет семья.

Как отмечает О. М. Дьяченко, дошкольное детство – это период высокой чувствительности ребёнка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. Именно в этом возрасте создаётся основа, на которой базируется всё последующее обучение и воспитание [2].

В семье формируется отношение родителей к творчеству, неординарности, одаренности и талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своим способностям.

Ученые выделяют два основных способа воздействия семьи на развитие творческого потенциала и способностей ребенка:

а) помощь и стимулирование ребенка в получении, приобретении специальных знаний и навыков;

б) привитие ребенку своих ценностей и своего отношения к тем способностям и достижениям, которые зависят от обучения и практики.

Поэтому развитие творческого потенциала ребенка должно начинаться с самообучения родителей. В повседневной жизни родителям сложно сохранить равновесие между проявлением заботы родителей и предупреждением чрезмерного повышенного внимания ребенка (чаще неосознанного) к какой-то одной области, в которой он особенно преуспевает, стараясь выразить себя. Поэтому, им необходимо с самого раннего детства уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность. Родителям не стоит переносить на ребенка собственный набор увлечений, интересов и пристрастий. Каждому родителю целесообразно очертить заповедный круг тех детских дел, забот и интересов, куда нельзя вторгаться, поскольку полновластным хозяином там должен быть ребенок, там его суверенное владение, куда вход старшим запрещен.

Одним из доминирующих личностных качеств творческого ребенка является любопытство. Ж. Пиаже писал, что задача активного интеллекта заключается в быстрой обработке информации и аналогична задаче организма задаче организма по переработке пищи. Поэтому структурирование информации проистекает от взрослых [3]. Надо найти верный момент, правильные слова. Но слова – это еще не главный канал для детей. Надо вести себя так, чтобы укреплять в ребенке систему ценностей, понимание того, чего от него ждут, и развивать здоровую систему самовосприятия. Родителям необходимо быть правдивыми с детьми, ведь дети очень чувствительны ко лжи. При удовлетворении любопытства одаренного ребенка надо придерживаться такого правила: не давать ребенку готового ответа, а дать ему возможность самому дойти до сущности.

Любопытство ребенка с возрастом приобретает новые качества и все что попадает в поле зрения ребенка, рождает у него новые вопросы, которые становятся более «технологическими». Дошкольник делает собственные выводы из разных фактов, устанавливает взаимосвязи, фантазирует. Общение с родителями выступает важным источником информации для ребенка об окружающем мире, которая является основой для развития его воображения.

В. С. Юркевич считает, что одной из важнейших задач родителей в плане развития творческого потенциала является сохранение в ребенке эмоциональной стабильности, уверенности в своих силах, поскольку именно это обеспечит безопасную психологическую базу в его творческих экспериментах и поможет справляться с разочарованиями и сомнениями, вызванными ошибками и неудачами. Поддержка ребенка является очень важной для развития творческих начинаний, а критика должна быть крайне осторожной, чтобы ребенок не потерял желание творить [7].

Л. С. Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов [1].

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

А. И. Савенков на основе анализа работ многих исследователей выделяет следующие важные условия развития творческих способностей детей. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами [6].

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Н. Н. Поддъяков отмечает, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше [4].

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, доброжелательную и умную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей.

Для развития творческого потенциала необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но только создание благоприятных условий в семье недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом. Воспитание творческих способностей детей в семье будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Итак, анализ исследований различных авторов показывает, что роль семьи в развитии творческого потенциала велика, но воспитание творческого ребенка должно представлять собой целенаправленный процесс. Родителям необходимо соблюдать ряд условий для творческого развития ребенка, самим проявлять интерес к творчеству и развивать свои творческие способности.

Литература

1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: 1991. – 180 с.

2. Дьяченко, О. М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей [Текст] / О. М. Дьяченко //Дошкольное воспитание. – 1993. - № 8.- С. 18-24.

3. Пиаже, Ж. Развитие мышления в детском возрасте [Текст] / Ж. Пиаже. М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 164 с.

4. Поддьяков, Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников [Текст] / Н. Н. Поддъяков // Вопросы психологии. - 1985. - № 2. – С. 36-41.

5. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н. С. Лейтеса. – М., 2000. – 203 с.

6. Савенков, А. И. Ваш ребенок талантлив. Детская одаренность и домашнее обучение [Текст] / А. И. Савенков. – Академия развития -Ярославль. 2004. – 169 с.

7. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. для учителей и родителей [Текст] / В. С. Юркевич. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.- 136 с.

Публикации по теме:

Конкурс «Спицы-мастерицы»Конкурс «Спицы-мастерицы» В нашем СДК поводился конкурс "Спицы-мастерицы".Конкурс являся целью развития творческого потенциала жителей села,повышение социальной активности,.

Проект «Чудесный огород» Актуальность темы: - Познакомить детей с овощами: редис, шпинат, лук, салат и зелень. - Научить правильно высаживать рассаду овощных культур.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • День рождения
  • Обитатели водоемов
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста в семье
Опубликовано: 19 января 2014 в 15:48
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...
Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе.
Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества зависит успешность...