Развитие творческого воображения дошкольников с использованием Кругов Луллия

Вера Вязовцева
Развитие творческого воображения дошкольников с использованием Кругов Луллия

Мы живем в стремительно изменяющемся мире, в эпоху информации, и не представляем свою жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета и т. п. Информационные технологии дают нам все новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходиться справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.

Как научить детей полноценно жить в динамичном, изменяющемся мире?

Решение современных задач требует системного подхода, умения видеть проблему в целом и отдалённые последствия своих действий. Такое возможно только при условии развития воображения как процесса, являющегося неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Развитие воображения у ребёнка- дошкольника имеет важное значение и для подготовки к школе. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение. Воображение развивается не само собой, а требует определённых условий и прежде всего организации правильного педагогического руководства и выбора оптимальных методов.

Остановимся более подробно на таком методе, который я активно применяю в своей работе, как Круги Луллия

КРУГИ ЛУЛЛИЯ.

Описание метода.

Французский монах Раймонд Луллий (13 – 14 век) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки).

В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.

Круги Луллия могут использоваться и в репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике и др.

Методические рекомендации при использовании этого метода

Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги.

• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.

• Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.

• Дети 7-го года вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.

• Сами круги желательно изготовить из пластика или толстого картона. На сектора прикрепляются картинки по теме занятия с помощью, например, скотча, чтобы можно было легко поменять их. Я использую круги и с приклеенными картинками, и отдельные картинки, которые размещаю на непрозрачном нижнем круге и накрываю сверху прозрачным кругом из оргстекла с отверстием посередине, чтобы было видно изображения.

Варианты кругов с картинками могут самыми разнообразными, в зависимости от того, какую ставите цель. Приведу пример нескольких вариантов кругов.

Круг №1. Герои знакомых сказок.

Круг №2. Волшебные предметы

Круг №3. «Отрицательные» персонажи сказок

Круг №4. «Нейтральные» персонажи сказок

Круг №5. Любые животные

Круг №6. Детёныши животных

Круг №7. Различные природные зоны

Круг №8 Туловища различных животных

Круг №9 Головы животных

Круг №10Хвосты животных

Круг №11 Разные варианты ног животных

Игра «Мамы и детеныши»

1. На одном круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т. д.)- №5, на другом – их детенышей (№6)

2. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.

Задание: подумать и сказать, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком – кормить, согревать, гулять и т. д.

Игра «Необычные вещи»

Материал. На стержне - 2 круга с изображением объектов на большом, частей этих объектов – на маленьком.

Задание:раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать.

Игра «Новая сказка»

.

Материал: 3 круга или 4 круга (№1,2,3,4) На первом – герои знакомых сказок, на втором – волшебные предметы сказок, на третьем круге – «отрицательные» персонажи, на 4-ом- «нейтральные» персонажи.

Задание: раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. Например, герой – Айболит, волшебный предмет – шапка-невидимка, «враг» - Баба-Яга. Придумай историю, которая могла бы с ними произойти.

Если используется 4-ый круг с «нейтральными» персонажами, то этот персонаж помогает герою в достижении его целей.

Игра «Необычное животное»

Материал: Круги № 8,9,10,11

Задание: Раскрути круги, посмотри, что оказалось под стрелкой. Нарисуй это необычное животное или, выполни аппликацию из выпавших отдельных частей (если изображения не приклеены на кругах, придумай название этому животному, где оно может жить, чем питается и т. д.

Второй вариант пособия

Он состоит из двух кругов (старые пластинки, вращающихся на стержнях, закрепленных на нижней прямоугольной пластине (пластик, оргалит и тд.). Крышка имеет ромбовидный вырез, в котором будет видны по одному сектору первого и второго круга. Крышка не закрепляется, а просто накладывается сверху на бортики основания. Длина пособия чуть меньше диаметра 2-х кругов (пластинок, поэтому их удобно раскручивать за выступающие части.

За основу взят материал из журналов: "Обруч" №6, 2006г и "Ребёнок в детском саду" №2, 2006г.

Развитие творческого воображения дошкольников с использованием Кругов Луллия
Публикации по теме:

«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста». Презентация 1 слайд. Представление 2 слайд. Социально - экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной.

Проектная деятельность Развитие познавательных способностей у детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности Мы живем в стремительно.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Развитие творческого воображения дошкольников с использованием Кругов Луллия
Опубликовано: 12 октября 2013 в 20:54
+47
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 56.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет.
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет. Дети подготовительной группы посетили краеведческий музей. Где детям была показана экспозиция...
«Пушистые елочки». Ручной труд в подготовительной группе
Продолжается подготовка к Новогоднему празднику. Работы в группе прибавляется с каждым днем. Но это приятные хлопоты. Хочется успеть все, а главное сделать...
Мастер-класс для педагогов «Логоритмика на музыкальных занятиях» (фотоотчет)
Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу! Если психически устал...
Мастер-класс по созданию иллюстрации к сказке «Как курочка хлеб испекла»
Перед началом работы обязательно прочитайте детям сказку, а затем попросите самих слушателей рассказать сказку. Ребенок непременно воспользуется и...
Водоем своими руками дома.
Небольшой водоем на участке дома давно был моей мечтой. Весной желание видеть его у себя стало настолько сильным, что мужу и сыну было не отвертеться. На...