Получи документы

Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Эльзара Тохтарова
Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Развитие творческой активности

и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

посредством экспериментирования

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Публикация «Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования» размещена в разделах

Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании». Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.

Путь становления творческой личности сложен, труден.

Но эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего человеческого порядка – радость преодоления, радость открытия, радость творчества.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.

Поэтому на современном этапе все больше уделяется внимания значению практической поисково-исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.

Поисково-исследовательская деятельность зарождается в недрах дошкольного детства. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма поисковой исследовательской деятельности.

В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.

Вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется еще недостаточно широко, хотя оно является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность. Это обусловлено рядом причин:

- воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, так как в имеющихся публикациях в основном описаны опыты и игры-эксперименты с различными материалами;

- недостаточно разработана технология организации детского экспериментирования для всех возрастных групп; не конкретизированы методы и приемы, способствующие овладению навыками исследовательской деятельности и развитию творческой активности и самостоятельности; нет конкретных требований к созданию предметно-развивающей среды;

- не выделены психолого-педагогические основы организации детского экспериментирования в ДОУ.

Таким образом, актуальность проблемы детского экспериментирования и необходимость проработки методического аспекта этой проблемы, которые непосредственно выходят на практическую деятельность воспитания детей, подводят к выбору темы исследования.

Т е м а и с с л е д о в а н и я: развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования.

П р о б л е м а и с с л е д о в а н и я: разрешение противоречия между необходимостью активно использовать детское экспериментирование в целях развития личности ребенка, в частности его активности и самостоятельности, и непроработанностью технологии организации этого вида поисковой деятельности.

О б ъ е к т и с с л е д о в а н и я: творческая исследовательская активность и самостоятельность детей старшего дошкольного возраста.

П р е д м е т и с с л е д о в а н и я: развитие исследовательской активности и самостоятельности в процессе детского экспериментирования.

Ц е л ь и с с л е д о в а н и я: на основе имеющихся методических подходов опытным путем разработать модель организации детского экспериментирования как средство развития творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Формирование интеллектуальных способностей дошкольников при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс их усвоения. Однако задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Оно должно, строится как самостоятельный творческий поиск.

В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить ребенок которую сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Убеждаемся в актуальности данной проблемы на современном этапе и выделяем основные характеристики детского экспериментирования :

1. Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.

2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества.

4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

Таким образом, детское экспериментирование строится самим ребенком, а не задается взрослыми, и направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.

Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывая все сферы жизни ребенка, не может осуществляться вне деятельности ребенка, вне самостоятельности, активности, вне его творчества.

Система работы по организации детского экспериментирования в детском саду строится на основе знаний возрастных особенностей детей с учетом их индивидуальных личностных способностей и возможностей.

Детское экспериментирование как деятельность начинает формироваться в период раннего возраста и проявляется в любопытстве и желании что-то сделать любыми доступными средствами. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети начинают овладевать первоначальными навыками самостоятельности, но в большинстве случаев продолжают действовать вместе с взрослыми или под их контролем. Часто задают вопросы и пытаются искать на них ответы. Делают первые попытки высказывать предположения о возможном результате опыта и о способах его достижения.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются большими физическими и психическими возможностями. Их отношения с взрослыми, сверстниками и с окружающим миром в целом становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности детей, появляется способность анализировать и обобщать. Их деятельность характеризуется большей активностью и самостоятельностью. Это проявляется и в осознании проблемы, и в формулировке задачи, прогнозировании результата и т. д.

Поэтому, на наш взгляд, старший дошкольный возраст является наиболее, оптимальным периодом для развития творческой активности и самостоятельности в процессе детского экспериментирования.

З а д а ч и и с с л е д о в а н и я:

1) изучить психолого-педагогические основы детского экспериментирования как особой формы поисковой деятельности, определить его сущность и структуру;

2) выявить возрастные особенности творческой активности и самостоятельности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования;

3) охарактеризовать разработанную модель обучения детскому экспериментированию;

4) апробировать разработанную автором модель организации детского экспериментирования.

М е т о д ы и с с л е д о в а н и я:

- изучение и осмысление литературы по проблеме исследования;

- обобщение данных наблюдений;

- диагностика, тестирование;

- беседа с психологом;

- разработка, обобщение и внедрение передового опыта;

- организация обучения детскому экспериментированию;

- методы математической статистики.

С о д е р ж а н и е и с с л е д о в а н и я.

Формирование интереса у детей к данной деятельности является одним из главных факторов и важнейшим условием развития творческого потенциала личности. Для этого в группе создается предметно-развивающая среда – уголок-лаборатория под названием «Ручеёк». Уголок художественно оформляется, оснащается дидактическими играми, пособиями, которые постепенно пополняются в связи с расширением тематики экспериментов. Для абсолютной безопасности детей при использовании ими различных материалов вместе с детьми разрабатываются правила работы в лаборатории.

Публикации по теме:

Развитие познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения.

Развитие творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности Актуальность опыта развития творческих способностей дошкольников через театральную деятельность. Театр – один из самых демократичных и доступных.

Проектирование процесса развития познавательной активности детей старшего дошк. возраста посредством экспериментирования Актуальность развития познавательной активности детей определяется требованиями ФГОС ДО к содержанию познавательного развития дошкольников.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у.

Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста Проблема сиротства приобрела национальные масштабы. К ее решению подключились специалисты различных ведомств (медики, педагоги, социологи,.

Развитие творческой активности детей среднего дошкольного возраста в процессе лепки из солёного теста Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает.

Развитие творческой активности и самостоятельности дошкольников посредством педагогического проектирования (часть II) Часть 1 Проект «Цветы». Продукт деятельности: детский познавательный журнал «Цветочная мозаика», вели Дневник наблюдений за.

Развитие творческой активности и самостоятельности дошкольников посредством педагогического проектирования Проектная деятельность обеспечивает развитие ребёнка в соответствии с федеральными государственными стандартами. Уникальным средством обеспечения.

Развитие творческой активности и самостоятельности дошкольников посредством педагогического проектирования (часть I) Часть 1 Проектная деятельность обеспечивает развитие ребёнка в соответствии с федеральными государственными стандартами. Уникальным средством.

Развитие творческой активности у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Творчество доступно всем!» Только в атмосфере творческого созидания рождается счастливая и радостная жизнь любого ребёнка. Чем может без.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования
Опубликовано: 10 ноября 2015 в 21:38
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД