Развитие творчества детей на основе этнокультурного материала

Уланова Виктория
Развитие творчества детей на основе этнокультурного материала

Развитие творчества детей на основе этнокультурного материала

Уланова В. В., воспитатель

МБДОУ ЦРР д/с №75 г. Белгорода

С самого раннего детства ребенок знакомится с потешками, песенками, закличками, русскими народными сказками, слушает народную музыку. Посещая дошкольное учреждение, дети, как правило, участвуют в проведении различных фольклорных праздников, которые играют немаловажную роль в приобщении воспитанников к истокам русской народной культуры. Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Праздник – это день, наполненный радостью, весельем, когда все вокруг объединяются. Особое значение он имеет для ребенка. Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес. Они с удовольствием участвуют в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала и группы. Проведению праздника всегда предшествует предварительная работа. Я знакомлю детей с песнями, традициями, хороводами, соответствующими тематике события (Покров, Коляда, Пасха, воспитывая любовь к русской песне, красоте и поэзии русского слова. Знакомя с русскими народными праздниками, обращаюсь к произведениям русских художников. Перед Масленицей можно показать репродукции картин «Масленица» Б. М. Кустодиева, «Взятие снежного городка» В. И. Сурикова, где в ярких красках художники изображают народные гуляния на Масленицу: веселую ярмарку с песнями, плясками, базаром, взятием снежного городка. Заключительным этапом весенних народных празднований будет проведение Масленицы с детьми всего детского сада.

Интерес к прошлому, который возникает на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своей истории, к культуре, быту народа является общемировой тенденцией. Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. Народ, не передающий из поколения в поколение все самое ценное – это народ без будущего. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка. Этот период наиболее благоприятен для знакомства с народным фольклором. Именно традиционный народный фольклор помогает ребенку реализоваться творчески, раскрывает таланты, а главное – естественно развивает его личность. Народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Поэтому, развивать у детей любовь к народному творчеству необходимо начинать с самого раннего возраста. Знакомя дошкольников с народными промыслами, традициями и праздниками, я формирую у них представления о взаимосвязи музыкального фольклора, устного народного творчества и декоративно – прикладного искусства. При этом планирую воспитательно-образовательную работу в системе, выстраивая ее в циклы.

Если в дошкольном образовательном учреждении есть музей народной культуры или уголок «Русская изба», то знакомство с русскими праздниками, обрядами и традициями лучше проводить там. В МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» поселка Борисовка создан такой уголок, в котором есть выбитые старинные занавески, люлька, прялки, божница, чугунок, ухват, самовар, деревянные ложки, кринки, кухонная посуда, расшитые полотенца, домотканые половики. Важным атрибутом «избы» является кукольная композиция «Семья» в русских народных костюмах. Она создана руками воспитателей на основе русских обрядовых кукол. Куклы сопровождают нас всю жизнь, они не только развлекают, но и поучают. Куклы доступны, понятны, интересны всем детям. Куклы «живут» в уголке «Русской избы». Они очень любят «общаться» с детьми, встречать гостей в «избе» и сами часто приходят в группу. Эти куклы – любимцы ребят. Дети принимают их за своих друзей и дорожат дружбой с ними. Куклы – носители народной мудрости, знают много русских народных сказок, песен, поговорок. Дети любят их «слушать». Образовательная деятельность с участием кукол композиции «Семья» всегда комплексно и содержательно насыщенная - дети узнают новое, закрепляют пройденное, усваивают определённые знания, умения, а куклы, в свою очередь, активно их стимулируют, подзадоривают прибаутками. Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно и начинаться в семье.

Незнакомые, странные и интересные для детей предметы куклы достают из «старинного» сундучка, оттуда же появляются сказки, загадки, книги.

В мини – музее дети знакомятся с народным костюмом, который является своеобразным языком культуры, знакомит детей с русскими традициями, с определенным образом жизни, с ролью и задачами в семье мужчины и женщины.

Большое внимание отводится ознакомлению дошкольников с народным декоративно – прикладным искусством. Это помогает решать задачи развития творческих способностей детей. Эта работа начинается с составления перспективного плана, учитывает не только их возраст, но и уровень знаний, умений и изобразительных навыков. Определив, с какими видами искусства будут знакомиться дети, намечаем последовательность проведения тех или иных мероприятий, продумываем связь тематики образовательной деятельности в группе с работой музыкального руководителя.

При ознакомлении дошкольников с народными промыслами используем следующие формы работы: организация выставок; беседы по ознакомлению с искусством; художественная деятельность по декоративному рисованию, лепке, аппликации; проведение праздников и досугов.

В процессе ознакомления с декоративным искусством прививаем детям умение видеть на предметах каждого вида народного искусства вариативность элементов, колорита и композиции, замечать, как мастер, не выходя за пределы традиций промысла, создает каждый раз новое произведение. Это помогает детям самостоятельно выбирать сочетания элементов и композицию в зависимости от назначения и формы предмета, который они украшают.

С детьми старшего дошкольного возраста периодически проводим художественно – продуктивную деятельность творческого характера, на которой они придумывают узоры в стиле какой – либо росписи. Например, предлагаем нарисовать эскиз ткани Снежной королевы, используя мотивы Гжели. В нашем детском саду вошло в практику – привлекать детей, под руководством педагога, к росписи декораций к спектаклям настольного театра, рисованию эскизов костюмов героев сказок, оформлять рамки для выставок рисунков и фотографий.

Сделать ознакомление с декоративно – прикладным искусством интереснее и разнообразнее воспитателю помогает использование музыки, литературного материала, элементов театрализованной деятельности. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он развить творческие способности детей, воспитать любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.

Знакомя детей с русской народной культурой, её праздниками, с устным народным творчеством, декоративно – прикладным искусством, мы приобщаем детей к русским традициям, общечеловеческим нравственным ценностям, истории своей Родины, воспитываем любовь к родному дому, родному краю.

Публикации по теме:

Проект «Дорога к истокам народного творчества» Проект «Дорога к истокам народного творчества» Дубина О. В. Муз. руководитель МДОУ №224 г. Кемерово Цель проекта: Разработать и экспериментально.

Реализация проекта «В гостях у сказки» В течение 3 месяцев я вместе с детьми и родителями своей группы, а также при поддержке педагогов нашего детского сада работала над проектом.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Русские народные сказки
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Развитие творчества детей на основе этнокультурного материала
Опубликовано: 20 января 2014 в 11:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по аппликации в старшей группе. Паровоз.
МБС( К) ОУ «специальная ( коррекционная) начальная школа – детский сад №10» Конспект Непосредственно образовательной деятельности по аппликации На...
В рамках проекта «Калейдоскоп цветов» НОД «В мире цветов».
1. Цели: Расширять представления детей о цветах. 2. Активизировать словарь по теме "Цветы". 3. Развивать внимание, мышление, умение классифицировать и...
Фотоотчет об аппликации «Ласточки на проводах»
Совсем недавно на прогулке мы увидели ласточку сидящею на проводе. Уж очень она понравилась ребятам , и мы решили обязательно смастерить ласточку, только не...
Отчет о проведенном празднике «Рождественские встречи» старшая группа
Рождество Христово - один из самых больших и светлых христианских праздников. Большая работа по подготовке и проведению праздника была сделана с помощью...
Мастер-класс «Кукла из фетра»
Здравствуйте, уважаемые друзья и гости сраницы. Сегодня хочу показать и рассказать, как я шила маленькую куклу из фетра. Увлеклась шитьем из фетра совсем...