Развитие у детей основных психических процессов средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей.

Ирина Кравец
Развитие у детей основных психических процессов средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей.

«Развитие у детей дошкольного возраста основных психических процессов средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей».

Программа для родителей и детей «Дружным кругом».

Актуальность проблемы.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. В детском саду он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Поиск новых форм взаимодействия с родителями натолкнул нас на проведение совместных игровых занятий. Опыт проведения совместных игровых занятий показал и нам, и родителям не только значимость и важность такой работы с точки зрения воспитательно-образовательного процесса, но и ценность нашей программы для развития детей. Заряд положительных эмоций, которые родители получили на занятиях, послужил толчком к их более плодотворному сотрудничеству с детским садом. Исходя из поставленной цели, я считаю, что выбранная мною тема в настоящее время очень актуальна и даёт педагогу возможность для творчества.

Цель программы: Создать условия для совместной деятельности родителей и детей, привлечь внимание родителей к образовательной деятельности средствами комплексных развивающих занятий.

Задачи:

1. Развитие регуляторных и психических процессов у детей (внимания, памяти, мышления, воображения, речи).

2. Развитие коммуникативных навыков у детей и их родителей:

• умение принимать и уважать позицию другого человека,

• умение слушать и слышать себя и других людей,

• умение понятно и социально-приемлемыми способами выражать свои чувства, желания, мнения,

• находить пути выхода из конфликта, повышение самооценки.

3. Развитие творческих способностей.

4. Установление доверительных отношений между родителями и детьми.

Возраст детей: от 4 до 7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы).

Работа проводилась в три последовательных этапа:

Средняя группа.

Игротренинг с родителями «Навстречу друг – другу». Создание условий для тесного контакта родителя и ребёнка, а также формирование искренних и эмоционально- насыщенных отношений между ними.

• Старшая группа.

Развитие у детей дошкольного возраста основных коммуникативных навыков и психических процессов средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей «Дружным кругом».

• Подготовительная группа. Развитие регуляторных и психических процессов у детей средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей «Игротека».

Данная методическая разработка поможет воспитателям ДОУ планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития интеллектуальных способностей и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет, а так же привлечь внимание родителей к образовательной деятельности МДОУ и наладить тесное эффективное взаимодействие.

Интеграция образовательных областей:

1. Образовательная область «Познание»: Развитие психических процессов у детей: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Расширение кругозора детей, сенсорное развитие.

2. Образовательная область «Коммуникация»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми и родителями, пополнение словаря детей, умение понятно и социально-приемлемыми способами выражать свои чувства, желания и мнения.

3. Образовательная область «Чтение художественной литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.

4. Образовательная область «Художественное творчество»: участие в создании индивидуальных и коллективных рисунков, сюжетных композиций, использование различных материалов и способов для создания изображения. Развитие продуктивной деятельности детей.

5. Образовательная область «Социализация»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей, способность преодолевать трудности, находить пути выхода из конфликта, повышение самооценки.

6. Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи.

7. Образовательная область «Труд»: воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.

8. Образовательная область «Здоровье»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.

Организация непосредственной образовательной деятельности:

Программа рассчитана на совместную образовательную деятельность детей дошкольников и их родителей во вторую половину дня. Проводиться в течение 3 лет. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-35 минут. Занятия проводятся 2 раз в квартал. Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами. Важно отметить, что проводит такие занятия воспитатель, а в качестве помощников выступают психолог и физической культуре, который координирует действия родителей и детей.

Результативность освоения программы отслеживается в начале и в конце учебного года в ходе диагностики познавательных процессов, которая проводится педагогом-психологом ДОУ. По результатам диагностики можно судить об изменениях в развитии дошкольников в каждый возрастной период. Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

Ожидаемый результат:

1. Расширяется граница познания, дети работают в зоне ближайшего развития.

2. Идёт взаимное обучение и взаимопознание детей и их родителей.

3. Дети и родители окунаются в особую атмосферу творчества и сотрудничества.

4. Дети занимаются в атмосфере доброжелательности, веры в успех каждого, что помогает раскрыться индивидуальным особенностям каждого ребёнка и поверить в свои силы.

5. Улучшается микроклимат в семье (меньше ссор, общие темы для общения, общие игры).

Перспективный план работы по развитию у детей дошкольного возраста основных психических процессов средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей. Средняя группа №6 (возраст детей 4-5 лет). 2010-2011 учебный год. Педагог: Кравец Ирина Александровна.

Время проведения № Задачи

I квартал Занятие №1. 1 Организация совместного игрового пространства для родителей и детей в детском саду.

2 Помочь приобрести родителям и детям целостный чувственный опыт партнерского доверительного взаимодействия друг с другом в совместной двигательно – игровой деятельности

3 Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.

4 Развитие рефлексии.

Занятие №2.

II квартал

Занятие №3. 1 Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия от совместных игр.

2 Способствовать осознанию родителями значения игр для физического и психического развития детей.

3 Формирование чувства доверия к окружающим людям, рефлексии всех участников.

4 Способствовать обогащению и углублению знаний друг о друге родителя и ребенка.

Занятие №4.

III квартал Занятие №5. 1 Расширить у родителей опыт действенного выражения своего отношения к ребенку.

2 Способствовать развитию и совершенствованию функциональных систем организма, двигательных навыков и качеств, психических процессов, рефлексии, эмпатии и качеств личности участников занятий.

3 Формирование чувства доверия между участниками.

4 Формировать умение принимать и уважать позицию другого человека.

5 Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.

Занятие №6.

Конец года Занятие №7. 5 Создание доверительной атмосферы среди участников группы.

6 Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.

7 Формирование рефлексии всех участников.

Перспективный план работы по развитию у детей дошкольного возраста основных психических процессов средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей. Старшая группа №6 (возраст детей 5-6 лет). 2011-2012 учебный год. Педагог: Кравец Ирина Александровна.

Время проведения № Тема Цель Задачи

I квартал 1. «Знакомство» Установление доверительных отношений между родителями и детьми. 1. Развитие коммуникативных навыков.

2. Формирование умения слушать и слышать себя и других людей.

3. Развитие речи и творческих способностей.

2. «Общение» Сплочение участников группы, создание атмосферы взаимного доверия. 1 Раскрепощение участников группы.

2 Развитие вербальных и невербальных средств общения.

3 Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.

4 Развитие рефлексии.

II квартал

3. «Доверие» Формирование чувства доверия к окружающим людям. 1. Развитие сосредоточенности и переключаемости внимания.

2. Тренировка в стереогнозе.

3. Повышение самооценки.

4. Создание доверительной атмосферы среди участников группы.

4. «Играем вместе» Развитие регуляторных и познавательных процессов у детей, коммуникативных навыков. 1. Развитие познавательных процессов у детей: памяти, мышления, речи.

2. Развитие координации и быстроты движений.

3. Формирование умения слушать и слышать себя и других людей.

4. Формирование чувства доверия к окружающим людям, рефлексии всех участников.

III квартал 5. «Сочинялки» Развитие воображения и креативности. Создание чувства общности между участниками группы. 1. Развитие познавательных процессов у детей: внимания, воображения, речи.

2. Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.

3. Активизация тактильной чувствительности.

4. Формирование чувства доверия и рефлексии между участниками.

6. «Давайте поговорим» Развитие коммуникативных навыков у детей и родителей.

1. Формировать умение принимать и уважать позицию другого человека.

2. Развивать умение понятно и социально- приемлемыми способами выражать свои чувства, желания, мнения.

3. Формирование умения слушать и слышать себя и других людей.

4. Формирование чувства доверия к окружающим людям, рефлексии всех участников.

Конец года 7. Итоговое занятие: «Вместе веселее» Создание чувства общности между участниками группы. Создание доверительной атмосферы среди участников группы.

Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.

Формирование рефлексии всех участников.

Перспективный план работы по развитию у детей дошкольного возраста основных психических процессов средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей. Подготовительная группа №6 (возраст детей 6-7 лет). 2012-2013 учебный год. Педагог: Кравец Ирина Александровна.

Время проведения № Тема Задачи

I квартал Занятие №1. Память 1 Развитие тактильной, слуховой и зрительной памяти.

2 Развивать умение классифицировать и обобщать по понятийному признаку.

3 Формирование произвольности внимания.

4 Формировать умение слушать и слышать себя и других людей.

5 Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.

6 Развитие рефлексии.

Занятие №2.

II квартал

Занятие №3. Память 1. Развитие сосредоточенности и переключаемости внимания.

2. Развитие познавательных процессов у детей: слуховой, зрительной, смысловой и двигательной памяти, мышления, речи.

3. Формирование умения слушать и слышать себя и других людей.

4. Формирование чувства доверия к окружающим людям, рефлексии всех участников.

5. Повышение самооценки и уверенности в своих силах.

6. Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.

Занятие №4.

III квартал Занятие №5. Развитие мышления 1. Развитие переключаемости и концентрации внимания.

2. Развивать у детей мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

3. Развитие познавательных процессов у детей: логического мышления, воображения.

4. Развитие речи, пополнение активного словаря детей.

5. Формирование чувства доверия и рефлексии между участниками.

6. Формировать умение принимать и уважать позицию другого человека.

7. Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.

Занятие №6.

Конец года Занятие №7. Итоговое занятие: «Вместе веселее» 1. Создание доверительной атмосферы среди участников группы.

2. Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.

3. Формирование рефлексии всех участников.

Публикации по теме:

Мнемотехника для дошкольников «Мнемотаблицы на слова»Мнемотехника для дошкольников «Мнемотаблицы на слова» Мнемотехника для дошкольников "Мнемотаблицы на слова"Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Тактильные игры. Дидактическое пособие «Разноцветные крышечки» (для развития мелкой моторики рук дошкольников).Тактильные игры. Дидактическое пособие «Разноцветные крышечки» (для развития мелкой моторики рук дошкольников). В своей логопедической практике я широко использую так называемые тактильные игры. Изготавливаю их своими руками. Основная цель этих игр.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Развитие у детей основных психических процессов средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей.
Опубликовано: 12 мая 2013 в 23:39
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...
Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе.
Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества зависит успешность...