Развитие у детей основных психических процессов средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей.

Ирина Кравец
Развитие у детей основных психических процессов средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей.

«Развитие у детей дошкольного возраста основных психических процессов средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей».

Программа для родителей и детей «Дружным кругом».

Актуальность проблемы.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. В детском саду он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Поиск новых форм взаимодействия с родителями натолкнул нас на проведение совместных игровых занятий. Опыт проведения совместных игровых занятий показал и нам, и родителям не только значимость и важность такой работы с точки зрения воспитательно-образовательного процесса, но и ценность нашей программы для развития детей. Заряд положительных эмоций, которые родители получили на занятиях, послужил толчком к их более плодотворному сотрудничеству с детским садом. Исходя из поставленной цели, я считаю, что выбранная мною тема в настоящее время очень актуальна и даёт педагогу возможность для творчества.

Цель программы: Создать условия для совместной деятельности родителей и детей, привлечь внимание родителей к образовательной деятельности средствами комплексных развивающих занятий.

Задачи:

1. Развитие регуляторных и психических процессов у детей (внимания, памяти, мышления, воображения, речи).

2. Развитие коммуникативных навыков у детей и их родителей:

• умение принимать и уважать позицию другого человека,

• умение слушать и слышать себя и других людей,

• умение понятно и социально-приемлемыми способами выражать свои чувства, желания, мнения,

• находить пути выхода из конфликта, повышение самооценки.

3. Развитие творческих способностей.

4. Установление доверительных отношений между родителями и детьми.

Возраст детей: от 4 до 7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы).

Работа проводилась в три последовательных этапа:

Средняя группа.

Игротренинг с родителями «Навстречу друг – другу». Создание условий для тесного контакта родителя и ребёнка, а также формирование искренних и эмоционально- насыщенных отношений между ними.

• Старшая группа.

Развитие у детей дошкольного возраста основных коммуникативных навыков и психических процессов средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей «Дружным кругом».

• Подготовительная группа. Развитие регуляторных и психических процессов у детей средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей «Игротека».

Данная методическая разработка поможет воспитателям ДОУ планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития интеллектуальных способностей и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет, а так же привлечь внимание родителей к образовательной деятельности МДОУ и наладить тесное эффективное взаимодействие.

Интеграция образовательных областей:

1. Образовательная область «Познание»: Развитие психических процессов у детей: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Расширение кругозора детей, сенсорное развитие.

2. Образовательная область «Коммуникация»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми и родителями, пополнение словаря детей, умение понятно и социально-приемлемыми способами выражать свои чувства, желания и мнения.

3. Образовательная область «Чтение художественной литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.

4. Образовательная область «Художественное творчество»: участие в создании индивидуальных и коллективных рисунков, сюжетных композиций, использование различных материалов и способов для создания изображения. Развитие продуктивной деятельности детей.

5. Образовательная область «Социализация»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей, способность преодолевать трудности, находить пути выхода из конфликта, повышение самооценки.

6. Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи.

7. Образовательная область «Труд»: воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.

8. Образовательная область «Здоровье»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.

Организация непосредственной образовательной деятельности:

Программа рассчитана на совместную образовательную деятельность детей дошкольников и их родителей во вторую половину дня. Проводиться в течение 3 лет. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-35 минут. Занятия проводятся 2 раз в квартал. Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами. Важно отметить, что проводит такие занятия воспитатель, а в качестве помощников выступают психолог и физической культуре, который координирует действия родителей и детей.

Результативность освоения программы отслеживается в начале и в конце учебного года в ходе диагностики познавательных процессов, которая проводится педагогом-психологом ДОУ. По результатам диагностики можно судить об изменениях в развитии дошкольников в каждый возрастной период. Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

Ожидаемый результат:

1. Расширяется граница познания, дети работают в зоне ближайшего развития.

2. Идёт взаимное обучение и взаимопознание детей и их родителей.

3. Дети и родители окунаются в особую атмосферу творчества и сотрудничества.

4. Дети занимаются в атмосфере доброжелательности, веры в успех каждого, что помогает раскрыться индивидуальным особенностям каждого ребёнка и поверить в свои силы.

5. Улучшается микроклимат в семье (меньше ссор, общие темы для общения, общие игры).

Перспективный план работы по развитию у детей дошкольного возраста основных психических процессов средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей. Средняя группа №6 (возраст детей 4-5 лет). 2010-2011 учебный год. Педагог: Кравец Ирина Александровна.

Время проведения № Задачи

I квартал Занятие №1. 1 Организация совместного игрового пространства для родителей и детей в детском саду.

2 Помочь приобрести родителям и детям целостный чувственный опыт партнерского доверительного взаимодействия друг с другом в совместной двигательно – игровой деятельности

3 Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.

4 Развитие рефлексии.

Занятие №2.

II квартал

Занятие №3. 1 Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия от совместных игр.

2 Способствовать осознанию родителями значения игр для физического и психического развития детей.

3 Формирование чувства доверия к окружающим людям, рефлексии всех участников.

4 Способствовать обогащению и углублению знаний друг о друге родителя и ребенка.

Занятие №4.

III квартал Занятие №5. 1 Расширить у родителей опыт действенного выражения своего отношения к ребенку.

2 Способствовать развитию и совершенствованию функциональных систем организма, двигательных навыков и качеств, психических процессов, рефлексии, эмпатии и качеств личности участников занятий.

3 Формирование чувства доверия между участниками.

4 Формировать умение принимать и уважать позицию другого человека.

5 Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.

Занятие №6.

Конец года Занятие №7. 5 Создание доверительной атмосферы среди участников группы.

6 Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.

7 Формирование рефлексии всех участников.

Перспективный план работы по развитию у детей дошкольного возраста основных психических процессов средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей. Старшая группа №6 (возраст детей 5-6 лет). 2011-2012 учебный год. Педагог: Кравец Ирина Александровна.

Время проведения № Тема Цель Задачи

I квартал 1. «Знакомство» Установление доверительных отношений между родителями и детьми. 1. Развитие коммуникативных навыков.

2. Формирование умения слушать и слышать себя и других людей.

3. Развитие речи и творческих способностей.

2. «Общение» Сплочение участников группы, создание атмосферы взаимного доверия. 1 Раскрепощение участников группы.

2 Развитие вербальных и невербальных средств общения.

3 Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.

4 Развитие рефлексии.

II квартал

3. «Доверие» Формирование чувства доверия к окружающим людям. 1. Развитие сосредоточенности и переключаемости внимания.

2. Тренировка в стереогнозе.

3. Повышение самооценки.

4. Создание доверительной атмосферы среди участников группы.

4. «Играем вместе» Развитие регуляторных и познавательных процессов у детей, коммуникативных навыков. 1. Развитие познавательных процессов у детей: памяти, мышления, речи.

2. Развитие координации и быстроты движений.

3. Формирование умения слушать и слышать себя и других людей.

4. Формирование чувства доверия к окружающим людям, рефлексии всех участников.

III квартал 5. «Сочинялки» Развитие воображения и креативности. Создание чувства общности между участниками группы. 1. Развитие познавательных процессов у детей: внимания, воображения, речи.

2. Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.

3. Активизация тактильной чувствительности.

4. Формирование чувства доверия и рефлексии между участниками.

6. «Давайте поговорим» Развитие коммуникативных навыков у детей и родителей.

1. Формировать умение принимать и уважать позицию другого человека.

2. Развивать умение понятно и социально- приемлемыми способами выражать свои чувства, желания, мнения.

3. Формирование умения слушать и слышать себя и других людей.

4. Формирование чувства доверия к окружающим людям, рефлексии всех участников.

Конец года 7. Итоговое занятие: «Вместе веселее» Создание чувства общности между участниками группы. Создание доверительной атмосферы среди участников группы.

Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.

Формирование рефлексии всех участников.

Перспективный план работы по развитию у детей дошкольного возраста основных психических процессов средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей. Подготовительная группа №6 (возраст детей 6-7 лет). 2012-2013 учебный год. Педагог: Кравец Ирина Александровна.

Время проведения № Тема Задачи

I квартал Занятие №1. Память 1 Развитие тактильной, слуховой и зрительной памяти.

2 Развивать умение классифицировать и обобщать по понятийному признаку.

3 Формирование произвольности внимания.

4 Формировать умение слушать и слышать себя и других людей.

5 Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.

6 Развитие рефлексии.

Занятие №2.

II квартал

Занятие №3. Память 1. Развитие сосредоточенности и переключаемости внимания.

2. Развитие познавательных процессов у детей: слуховой, зрительной, смысловой и двигательной памяти, мышления, речи.

3. Формирование умения слушать и слышать себя и других людей.

4. Формирование чувства доверия к окружающим людям, рефлексии всех участников.

5. Повышение самооценки и уверенности в своих силах.

6. Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.

Занятие №4.

III квартал Занятие №5. Развитие мышления 1. Развитие переключаемости и концентрации внимания.

2. Развивать у детей мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

3. Развитие познавательных процессов у детей: логического мышления, воображения.

4. Развитие речи, пополнение активного словаря детей.

5. Формирование чувства доверия и рефлексии между участниками.

6. Формировать умение принимать и уважать позицию другого человека.

7. Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.

Занятие №6.

Конец года Занятие №7. Итоговое занятие: «Вместе веселее» 1. Создание доверительной атмосферы среди участников группы.

2. Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.

3. Формирование рефлексии всех участников.

Публикации по теме:

Мнемотехника для дошкольников «Мнемотаблицы на слова»Мнемотехника для дошкольников «Мнемотаблицы на слова» Мнемотехника для дошкольников "Мнемотаблицы на слова"Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Тактильные игры. Дидактическое пособие «Разноцветные крышечки» (для развития мелкой моторики рук дошкольников).Тактильные игры. Дидактическое пособие «Разноцветные крышечки» (для развития мелкой моторики рук дошкольников). В своей логопедической практике я широко использую так называемые тактильные игры. Изготавливаю их своими руками. Основная цель этих игр.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Цветы
  • Космос
Автор публикации:
Развитие у детей основных психических процессов средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей.
Опубликовано: 12 мая 2013 в 23:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Иллюстрированная большая книга классификаций» (познавательное развитие) — часть 1.
Уважаемые коллеги, продолжаю знакомить Вас с пособием ( содержащим в себе две части) «Иллюстрированная большая книга классификаций». Для...
Фотоотчет творческой работы с детьми «Волшебные семена»
Фотоотчет творческой работы с детьми "Волшебные семена" Во всех детских садах воспитатели в своей работе широко используют природный материал: в оформлении...
Фоторепортаж «Очаровательный Мезмай, чудесная Гуамка!»
Каждое лето, в отпуске, я езжу в родные места, на Кубань, повидаться с родственниками, отдохнуть на море. Этот год не стал исключением, после...
Праздник «Здравствуй, лето!» (вторая младшая группа)
Проходит на открытой площадке детского сада. Ведущий Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, небо голубое. Сегодня праздник всех важней, Сегодня...
Наши шкафчики.
Уважаемые коллеги! Лето - время отпусков и отдыха, а для нас воспитателей - время ремонта, обновления наших групповых комнат, участков. Представляю вашему...