Лучший педагог года

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Юрчук Екатерина Николаевна
Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

(рекомендации психолога по развитию внимания дошкольников).

Внимание – один из главных психологических процессов, от развития которого зависит успешность осуществления любой деятельности. Уровень развития внимания определяет готовность ребенка к обучению, восприятию нового, к запоминанию. Развитие внимания способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса, определяет динамичность учебной деятельности и умение ее контролировать, и, в целом, пользоваться возможностью повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.

Публикация «Развитие внимания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Внимание всегда есть сосредоточенность на чем-либо. В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление - внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов, неотделимо от них и выступает как способность к их организации.

Выделяют произвольное и непроизвольное внимание. Преобладающим видом внимания дошкольников является непроизвольное: сосредоточение ребенка на таких сторонах действительности, которые интересны ребенку.

Произвольное внимание - это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с умением сосредоточиться, осмыслить предложенный взрослым материал, с волевым усилием решать задачи, запоминать материал и преодолевать трудности для достижения цели.

В последнее время все чаще говорят о «дефиците внимания» - неспособности ребенка сконцентрировать внимание в течение короткого промежутка времени, выполнить до конца задание. Внимание следует развивать с раннего детства. Особенно необходимо настойчиво и последовательно развивать внимание у детей, которые легко отвлекаются, быстро утомляются при выполнении заданий учебного типа.

Иначе, к концу дошкольного детства, это может привести к трудностям не только в усвоении программы детского сада, но и к недостаточной готовности ребенка к школьному обучению.

Чтобы избежать таких проблем, родителям необходимо выяснить насколько соответствует развитие внимания ребенка возрастным нормам, а так же заняться систематической тренировкой внимания.

Уважаемые, родители!

Занятия с ребенком по развитию свойств внимания будут более эффективными, если будут проходить в форме ненавязчивой дидактической игры. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.

Начинать лучше с небольших и простых заданий, постепенно усложняя и увеличивая время работы. Продолжительность занятий должна быть не дольше 10-15 минут в день для детей младшего и среднего дошкольного возраста и 20-25 минут для старших дошкольников.

Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у ребенка необходимо развивать интеллектуальную активность и такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, переключаемость, стремиться к увеличению объема внимания, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.

Работа по развитию внимания с помощью игр и упражнений помогает научить ребенка сосредоточиваться на предлагаемом материале, ориентироваться в нем, формировать умение быть наблюдательным, развивает умение умыслить последовательно, рассуждать, анализировать учебный материал. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

Занятия с ребенком по развитию свойств внимания будут более эффективными, если будут проходить в форме ненавязчивой дидактической игры. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.

Старайтесь замечать каждый успех ребенка, хвалите и поощряйте его. И результаты не замедлят себя ждать.

Игры и упражнения по развитию свойств внимания. Рекомендации родителям.

Примерные задания, игровые упражнения:

Задания на выкладывание узора из мозаики, составление фигуры из палочек по образцу; выкладывание или рисование цветных дорожек, узоров, бусинок по образцу или словесной инструкции; продолжить ряд по словесному описанию или образцу.

Задания: «Цифры убежали»; «Пройди по дорожке».

Задание: «Раскрась бусинки в следующие цвета (по образцу)».

Развитие устойчивости внимания : «Найти на картинке и раскрасить только яблочки».

Развитие критичности мышления, свойств внимания. «Недостающие детали».

Нарисовать значки по образцу, «зашифровать» фигуры.

Задания на развитие устойчивости внимания : лабиринты, переплетенные линии.

Развитие мышления и внимания : Подобрать «заплатки» к коврику.

Зашумленные фигуры: задание «Прятки» (найти предмет и обвести по контуру).

«Предмет и его тень». Задание: найти тень каждого предмета.

Развитие восприятия, свойств внимания. Задание «Узнай предмет по деталям».

Задания на переключение внимания. «Корректурная проба».

Развитие наблюдательности и внимания : Нарисовать личики-эмоции по образцу.

Задания «Найди пару»; «Путаница»; «Какие предметы спрятались»; «Найти 2-х одинаковых рыбок».

«Найти 2 одинаковых предмета, соединить их линией».

Развитие логики и внимания : «Найди ошибки: «Вставь нужные буквы и напиши слова».

Развитие счетно-математических способностей и внимания :

Сосчитать, например, сколько грибов и яблок собрал ежик. Обвести карандашом все яблоки. Сосчитай сколько цветочков на платье у 1-й куклы и сколько бантиков – у 2-й.

Задание «Нарисовать точки точно так же, как в образце».

Задание «Срисовывание узора иди фигуры по клеточкам».

Развитие критичности мышления, устойчивости внимания. «Нелепицы».

Нахождение различий в двух похожих картинках. Задание «Сравни картинки».

Найти на картинке всех котят, всех щенят, всех мишек.

Развитие понятийного мышления. Задание: найти и назвать только игрушки; Какая одежда нужна мальчику, а какая – девочке.

Успехов вам!

Литература:

1. Обухова Л. Ф. Возрастная психология/М., 2009. – 345с.

2. Осипова А. А. «Диагностика и коррекция внимания». Программа для детей 5-9 лет /М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 104с.

3. Максимова, А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей/Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 123с.

4. Широкова Г. А. Справочник педагога-психолога ДОУ/Ростов и/ Д: Феникс, 2011.- 446с.

Юрчук Е. Н. педагог-психолог

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития слухового внимания детей дошкольного возраста Что же такое слуховое внимание и зачем нужно его развивать? Слуховое внимание-способность человека сосредотачиваться на определённом звуке.

Игры на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста Игра «Фигуры» Цель: развитие внимания, мелкой моторики, воображения. Необходимые приспособления: счетные палочки. Описание игры: Взрослый.

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста «Развитие внимания у дошкольников» Игра «Какой игрушки не хватает?» цель: развитие зрительной памяти, объема внимания. возраст: с 3 лет Поставьте перед ребенком на 1 минуту.

Консультация для родителей «Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста» Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) –это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям.

Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Учитель-дефектолог.

Развитие внимания детей дошкольного возраста посредством специальной игровой деятельности Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть,.

Развитие внимания у детей дошкольного возраста Внимание – это состояние направленности и сосредоточенности сознания, на каких - либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возрастаСиндром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста СДВГ в рамках консультативного пункта в ДОУ. Практически в каждой группе детского сада есть один или несколько детей, которые отвлекаются.

Беседа с родителями «Особенности внимания детей дошкольного возраста». Сухарева Ольга. Под вниманием в психологии понимают направленность психической деятельности человека, её сосредоточенность на объектах,.

Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игрРазвитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр Актуальность исследования Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие внимания у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 сентября 2018 в 20:01
+47Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД