Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Выступление-презентация на педсовете

Ирина Исаева
Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Выступление-презентация на педсовете

Презентация «Развитие внимания у детей дошкольного возраста»

1 слайд.

«Какая ты невнимательная!», «Ты все время витаешь в облаках», «О чём ты думаешь!» - как часто мы говорим подобное своим детям. Но оказывается, что ребёнок сосредоточен, только его внимание направлено на более значимые для него, а не для нас вещи.

Очень заинтересовала эта тема, т. к. дети моей группы в этом году идут в школу. А там им внимание будет просто необходимо. Я занялась самообразованием. Вот что я узнала:

2 слайд. Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.

У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир. Когда ваш ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, знайте, в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки. Этот момент мы и принимаем за рассеянность.

3 слайд. Виды внимания:

Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т. д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит.

4 слайд.

Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка на его возникновение и сохранение. Яркое, шумное вызывает интерес, но он кратковременный и как только объект перестает быть интересным, данный вид внимания прекращается. Детям очень интересно и не надо заставлять их. Сами смотрят с интересом. В обучении и воспитании надо по максимуму использовать вид непроизвольного внимания. Особенно в младшем возрасте, т. к. воля еще не развита или слабо развита.

Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим более интересным для него занятием. То есть, ребенку нужно заставить себя проявлять внимание, т. е. подключается воля. Психологи считают, чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание.

Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания.

6 слайд.

Развитие внимания детей дошкольного возраста посредством специальной игровой деятельности

С детьми играли в различные игры. Много игр сделали своими руками сами дети: вырезали картинки и т. д.

7 слайд. Игры на развитие слухового внимания: «Слушаем слова», «Угадай, по какому предмету я стучу», «Угадай, чей звук», «Что не так?», «Летает – не летает», «Аисты – лягушки», «Рифмы-миниатюры», «Тихо-громко», «Съедобное – несъедобное», Кисонька – лапонька», «Карлики и великаны» и многие другие.

Игра «Кисонька, лапонька»

Количество игроков: двое

Один поворачивает ладони вверх, второй кладет на них свои ладони. Первый слегка их поглаживает и повторяет: «Кисонька, лапонька». Потом неожиданно перестает гладить и хлопает по рукам второго игрока со словами: «Брысь под лавку!»

Если второй игрок не успел вовремя среагировать и отдернуть руки, игроки меняются ролями.

Игра "Карлики и великаны".

Цель – развивать активное внимание.

Процедура игры. Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если слово означает что-то довольно большое, то дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, а если наоборот, что-то очень маленькое (например, иголка, мышка, то дети садятся на корточки. Ведущий может сознательно ошибаться, а многие ребята непроизвольно, в силу подражания, будут повторять действия ведущего. Необходимо выполнять правильно, кто ошибается – выбывает из игры. и так до тех пор, пока не останутся 2-3 человека. Аналогично можно играть в игру “Летает – не летает”

Слушай хлопки (Аисты – лягушки)

Цель – развитие активного внимания.

Процедура игры. Дети двигаются свободно в группе или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определённое количество раз, дети принимают соответствующую позу (на 10-20 секунд).

Количество хлопков Поза детей

1 Поза “аиста” (ребёнок стоит на одной ноге, поджав другую)

2 Поза “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки врозь и колени в стороны, руки между ногами на полу)

3 Дети возобновляют движение (ходьбу)

Игра «Аисты - лягушки»

Договоритесь с детьми, что сейчас они будут ходить по кругу и превращаться в аистов или лягушек. Если вы хлопнете в ладоши один раз, дети должны превратиться в аистов: встать на одну ногу, руки в стороны. Если вы хлопнете в ладоши два раза, дети превращаются в лягушек: садятся на корточки, руки опускают на пол между ногами. Если вы хлопнете три раза, дети продолжают ходьбу по кругу.

Начинайте игру: сначала приучайте детей к определённой смене движений, а потом старайтесь их запутать.

8 слайд. Игра «Слушаем слова»

Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. И игра начинается: называются различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.

Чтобы игра не надоедала её можно разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например, топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение; прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель.

Когда малыш начинает справляться, задания можно усложнить, объединив их по два, а потом и по три. Например, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, когда слышит слова, обозначающие растение, и прыгнуть при произнесении слов, обозначающих животное.

9 слайд. «Что изменилось?»Игра «Угадай, что исчезло»

Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки.

Выложите перед малышом игрушки, попросите его посмотреть внимательно и назвать, какие игрушки он видит. Затем попросите его отвернуться: «Игрушки хотят поиграть с тобой в прятки, отвернись, пожалуйста». Когда ребёнок отвернется, надо убрать одну игрушку и попросить ребёнка угадать, какая игрушка спряталась.

Постепенно игру нужно усложнять. Когда ребёнок отворачивается, можно не только убирать, но и добавлять одну игрушку: «Ой, к нашим игрушкам приехал гость (гостья). Кто это?». Малыш должен угадать, какая новая игрушка появилась.

Что изменилось?

Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

10 слайд. «Кто спрятался?» («Кто ушел (пришел)»

11 слайд.

Игра «Найди дощечку»

Для игры понадобятся тактильные дощечки. Их можно изготовить самостоятельно. Взять несколько небольших деревянных брусочков и на каждом из них выдолбить разные простые узоры. Главное, чтобы на ощупь они отличались друг от друга. Если нет возможности купить или изготовить тактильные дощечки, то можно пойти более простым путём. Взять одинаковые детали детского конструктора (лучше деревянного, но можно и пластмассового) и обернуть их разными по структуре тканями. Ткани можно взять: шёлковую, махровую, хлопчатобумажную, атласную, шерстяную, вязанную.

Во время игры дайте ребёнку в руки одну тактильную дощечку и предложите внимательно ощупать её. Заберите у малыша дощечку, попросите его отвернуться и спрячьте дощечку под платком среди других тактильных дощечек. Ребёнок должен узнать и найти свою дощечку под платком на ощупь.

Для трёхлетних малышей рекомендуется использовать не более 3 - 5-ти дощечек, постепенно их количество можно увеличивать. Для пятилетних детей можно использовать до 10 - 12-ти дощечек.

Примечание: игры этой серии развивают не только внимательность, но и совершенствуют тактильное восприятие ребёнка. В эти игру лучше играть с одним ребёнком, если играет группа детей, то задания даются по очереди каждому ребёнку.

12 слайд. Концентрация внимания. «Пройди по лабиринту», «Что забыл нарисовать художник?», «Зачеркнуть в тексте все буквы «Н», а цифры «5» обвести в кружок, «Расставь значки в фигурках по образцу» «Найди на картинке выделенные фрагменты» и т. д.

13 слайд.

Игра «Прятки в шкафчике»

Для игры понадобятся пустые спичечные коробки, из которых склеивается шкафчик. Коробочки можно склеивать в разном порядке, с разным уровнем сложности. Самый простой шкафчик для трёхлетнего ребёнка: 3 склеенные коробки друг на друге. Самый сложный шкафчик для 5-ти летних детей: 3 коробки в высоту и 3 коробки в ширину.

Возьмите какой-нибудь маленький предмет, например пуговку, и на глазах у ребёнка положите его на любую полочку. Задвиньте её и повертите шкафчик, потом спросите: «На какой полке лежит пуговка?». Ребёнок должен угадать.

По мере освоения игры, можно класть разные предметы на разные полочки. В таком случае вопросы будут такие: «На какой полочке синяя пуговица? На какой полочке красная бусинка?»

Усложнять задания для малыша можно только после того, как он научится хорошо справляться с более простыми заданиями. Для того чтобы ребёнку было интереснее, можно иногда меняться ролями, когда ребёнок прячет предметы в шкафчик или переворачивает карточки, а взрослый угадывает.

Игра «Где бусинка?»

14 - 15 слайды. «Найди отличия»

16 - 17 слайды. Лабиринты

18 слайд. «Раскрась картинку

19 слайд. Задания на внимание в журналах «Колобок»

20-21-22 слайды. Много игр было сделано своими руками.

23 слайд. Конечно же, информировала родителей детей о наших проблемах. Были проведены индивидуальные консультации по этому вопросу, изготовлены папки передвижки, картотека игр для родителей «Поиграй со мной», предложила детям, у которых подключен интернет, сайты с развивающими играми, в том числе, на развитие внимания.

Прикреплённые файлы:

razvitie-vnimanija-u-detei-doshkolnogo-vozrasta_iqt9k.pptx | 15186,16 Кб | Скачан: 439
 
Публикации по теме:

Презентация «Мой первый словарик. Антонимы» Презентация "Мой первый словарик. Антонимы" является частью набора мультимедийных презентаций "Мой первый словарик". Презентация разработана.

Презентация «Непослушные» слова» Презентация ""Непослушные"" слова" создана с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с несклоняемыми именами существительными.

Автор публикации:
Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Выступление-презентация на педсовете
Опубликовано: 24 октября 2013 в 15:40
+24
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...