Папки-передвижки

Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Светлана Евсеева
Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Одной из задач воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения.

Публикация «Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

Мы часто говорим ребенку: «Представь себе такую ситуацию…», «вообрази, что ты…»или «на что это может быть похоже». Для того чтобы представить и придумать необходимо воображение.

Прежде всего, следует ответить на вопрос: а нужно ли вообще применять нетрадиционные техники в изобразительной деятельности? Опыт показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ. Чтобы ребенок работал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, развивал воображение посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности, взрослый своевременно должен помогать ему, оказывать педагогическую поддержку, основными факторами которой являются:

*обеспечение детям необходимой степени свободы творчества;

*создание на занятиях благоприятной, эмоциональной атмосферы, чувства комфорта, вдохновения;

* обеспечения ситуаций успеха, выбора, самостоятельного принятия ребенком решения;

* формирование у детей чувства защищенности, уверенности в себе ив своих возможностях, стремление к самоактуализации;

* постепенный переход от созерцательности и поощрения творческой деятельности дошкольников к диалогу, передаче необходимых знаний и активным методом творческого освоения действительности.

Творческий процесс, в который вовлекается ребенок, очень хрупок и непредсказуем, поэтому во время занятий нет места сравнениям и порицаниям.

Нетрадиционная изобразительная деятельность требует соответствующего оборудования, разнообразия материалов, удобного и привлекательного их размещения с тем, чтобы каждый ребенок соответственно своему замыслу и желанию мог выбрать материал, апробировать его и получить наиболее удовлетворительный результат.

Работа с необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунки собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы, сминать салфетки, бумагу, рисовать пластилином, и получать интересные, красивые работы?

Дети знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, аппликации, дизайне, рассказах и т. д.

Богатые возможности в этом отношении представляет нетрадиционная изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, творчества, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы и техники в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Необходимо помнить, что каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

Сухомлинский утверждал – «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Одной из задач воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения.

Дидактические принципы

1 Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в творческую деятельность, самостоятельный поиск ими выразительных средств, использование нетрадиционной техники изображения, стремление к творческому самовыражению в продуктивных видах деятельности. Данный принцип предполагает использование таких методов и приемов как объяснение, разъяснение, беседу, наблюдение, показ нетрадиционной техники изображения, выразительных возможностей изобразительного материала.

2 Принцип наглядности, приобретаемый особую значимость в дошкольный период. Для детей старшего дошкольного возраста характерно наглядно - образного мышление. Этот принцип позволяет формировать у ребенка художественно – эстетическое восприятие и вкус, эмоционально – чувственное отношение к действительности.

3Принцип систематичности и последовательности, реализуемый через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области нетрадиционной техники изображения, использование средств выразительности. Творчество необходимо развивать не только на занятиях, но и в повседневной деятельности через наблюдение, тематические беседы, чтение художественных произведений, прослушивание музыкальных произведений.

4 Принцип доступности, основанный на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. С целью сглаживания данных недостатков развития необходимо проведения физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики, подвижных игр. Тематика занятий должна быть интересной. При организации занятий следует учитывать идею о «зоне ближайшего развития» : сначала детей знакомят с известными событиями и явлениям окружающей действительности.

5 Принцип индивидуализации, построенный на учете индивидуально – личностных особенностей детей : темперамент, характер, интересы и др.

Данный принцип реализуется через рисование по замыслу, свободный выбор изобразительных материалов и техники изображения.

Формы работы с детьми применяющиеся в процессе нетрадиционных форм изобразительной деятельности :

-беседы;

-занятия на основе метода интеграции;

-рассматривание иллюстраций, таблиц;

-выставки детских работ

-дидактические игры;

-экспериментирование с различными материалами;

-соревнования, развлечения;

-использование физкультурных минуток;

В работе используются различные методы и приемы :

-одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

-обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, таблиц и др. наглядных пособий);

-словесный (беседы, указания, пояснения);

-практический (самостоятельное выполнение детьми изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);

-эвристический (развитие находчивости и активности);

-метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе)

-сотворчество

-мотивационный (убеждение, поощрение).

К методическим особенностям построений знаний с детьми относиться:

-пальчиковые игры непосредственно с использованием на данном занятие из материалов;

-преподнесение и закрепление материала занятия в форме дидактических и подвижных игр;

-обязательное использование музыки;

-постоянная смена положения тела в пространстве (избегание статичных поз, длительного сидения);

-включение в занятия дыхательных упражнений, ритмических и релаксационных упражнений.

Работа нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. У всех дома есть много ненужных, но таких интересных для детского творчества вещей (зубная щетка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.). Много интересного можно найти на прогулке: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.

Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что его огорчает.

Публикации по теме:

Консультация «Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста грамматике» Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации,.

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы лепки»Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы лепки» «В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете.

Психологические методы диагностики воображения детей дошкольного возраста Вопрос о методах диагностики и критериях оценки воображения детей поднимается в работах многих исследователей. Экспериментальные исследования.

Нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного возраста Основная задача коррекционно-педагогической работы – укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности красивой осанки.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества и воображения у детей дошкольного возраста «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества и воображения у детей дошкольного возраста» «Истоки способностей и дарования.

Нетрадиционные техники рисования в развитии творчества и воображения у детей среднего дошкольного возраста Нетрадиционные техники рисования в развитии творчества и воображения у детей среднего дошкольного возраста. Психолого-педагогическая характеристика.

Методы и приемы коррекции страхов у детей дошкольного возраста Презентация. Меня зовут Науменко Наталья Ивановна. Я педагог психолог детского сада №45. Города Шахты. Тема моей презентации «Методы и приемы.

Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности» нетрадиционные изобразительные техники:эффективные средства изображения, включающие новые художественно - выразительные приемы создания.

Методы и приемы работы с камнем. Игрушки из камней для детей дошкольного возрастаМетоды и приемы работы с камнем. Игрушки из камней для детей дошкольного возраста В нашем детском саду «Сардаана» я работаю воспитателем и руководителем изостудии «Умелые руки». В кружке "Умелые руки" дети учатся работать.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности детей дошкольного возраста Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 7 февраля 2017 в 23:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД