МААМ-картинки

Развитие этновосприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста

Марина Левкина
Развитие этновосприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста

Развитие этновосприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста

Изобразительная деятельность, как вид художественно-творческой деятельности, направлена не столько на отражение впечатлений, полученных человеком в процессе восприятия окружающего, сколько на выражение его отношения к изображаемому. То есть наша задача, помочь маленькому человеку выразить свое отношение к миру, через его творчество. Для этого необходимо, на сколько возможно ранее погружение ребенка в ту среду, окружение его той системой отношений, которые бы стимулировали разнообразную творческую деятельность. Именно такой средой, для нас каждый малыш - это яркая индивидуальность, для которой с учетом пожеланий пап и мам составляется личностная программа развития. Наше обучение реализуется на основе сквозного интегрирования базового компонента программы. • "Радуга" Т. Н. Дороновой

Публикация «Развитие этновосприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель программы: способствовать воспитанию и развитию детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием. • способствует расширению и углублению детской компетентности о культуре и истории народов Татарстана.

• формирует эмоционально-положительное отношение к этнокультурному населению региона;

развивает умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах деятельности (главным образом в изобразительной деятельности).

Проведенные в нашем саду психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей 5-6 лет в работе с цветом, в этом возрасте у ребенка достаточно хорошо развит анализатор, и дети способны различать разнообразные цвета и оттенки, кроме того, в это же время наиболее ярко проявляется способность к цветовосприятию, дети в состоянии выражать при помощи цвета свое отношение к предметам и осознано использовать цвет при создании интересных, эмоционально значимых для них образов. «Развитие цветовосприятия - одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Недостаточное внимание педагогов к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятия эмоциональной насыщенности цвета является, на наш взгляд, одним из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству». Именно эти две идеи и способствовали появлению нашей авторской концепции. С одной стороны она согласуется с идеями народной педагогики, предложенных в программе «Радуга», с другой способствует развитию эмоционального восприятия насыщенности цвета, именно в том возрасте (5-6 лет, когда ребенок более готов к восприятию различных оттенков цвета, и способен выразить свое отношение к окружающей его действительности, которая так ярко проявляется в региональном компоненте образовательной системе дошкольника.

Целью концепции "Этновосприятие цвета" является:

- помочь детям войти в мир народной культуры при помощи особенностей цветовосприятия различных народностей населяющих территорию Татарстана

Основными задачами данной концепции является:

1. Приобщение детей к народному искусству; к духовно-художественным ценностям, созданным народом, к определенному образу мира.

2. Создание условий, способствующих погружению детей в мир художественных образов народного искусства; накоплению, обогащению и активизации эмоционально-эстетических переживаний вызванных цветом.

3. Формирование представлений детей об использовании цвета, в народном изобразительно-прикладном искусстве больших этнических групп проживающих в республике Татарстан (русских, татар, чуваш и т. д.) умение понимать символику цвета.

4. Развитие умений детей создавать выразительные образы на основе повтора, вариации, импровизации; выражать собственное эмоционально-целостное отношение к искусству, действительности, жизни.

Цвета имеют свойство по-разному воздействовать на людей вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого человека и у ребенка есть свои любимые цвета, которые его радуют, создают хорошее настроение. В силу этого в изобразительном искусстве и детском творчестве цвет становится важным средством выразительности, создаваемым взрослым и маленьким художником образа. Есть такая детская игра - смотреть сквозь цветные стекла. Вот синее стекло - и мир становится серьезным, строгим, даже печальным. Желтое - хочется улыбнуться, засмеяться, как будто наступил праздник. Несерьезное, бессмысленное занятие? Со времени И. Ньютона цвет почти утратил в наших глазах свою магию. А когда-то цвета считались, чуть ли не равными богам и стихиям. А сейчас, согласно современным научным воззрениям на природу цвета и цветового восприятия, цвет - это ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитного излучения определенной длины. Еще издревле люди выражали свое субъективное отношение к цвету, для первобытных народов цвет выражал мировые силы и начала "высшего" уровня. Цвет и есть самая высшая сила или божество, которая тем самым визуально являла к людям. Просто так, случайно или исходя из эстетических соображений свет не применялся. Только посвященные знали священную тайну цвета, а остальные соблюдали ритуал. Надевая сейчас на новорожденных ленточки определенного цвета (чаще красного или синего в зависимости от пола, мы отличаемся от древних людей лишь тем, что не знаем зачем это делаем. Знаем лишь, что "так принято". Продолжаем избегать черных кошек, подбираем соответствующий знаку зодиака камни и т. д. Но вмести с тем наша эпоха изобрела много нового в восприятии цвета. Что мы подразумеваем, говоря "красные", "белые", "зеленые", а теперь еще и "оранжевые", если вспомнить события на Украине? В данном случае, мы продолжаем цветом, как символом обозначать идеи. Так поступали и наши предки, считая его приятным или неприятным, подходящим для одежды (интерьера, украшений и т. д.) или нет. Каждый цвет, каждый символ носил определенный смысл, выполнял роль оберега, амулета или просто рассказывал об окружающей действительности. Цвет, как живое существо имеет возраст и родину. История человечества - это и история сопутствующих факторов его развития, в том числе и цвета. Это можно заметить на примере изделий декоративно прикладного искусства любого народа, изделий народных промыслов, которые имеют свои глубинные корни. Одна из задач концепции "этновосприятие цвета" это не только познакомить с народной символикой цвета, но и приблизить ребенка к культуре его народа, сделать его носителем этнокультуры.

Методы и приемы организации занятий по развитию этновосприятия цвета

Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Анализ занятий с детьми, их совместной деятельности с взрослыми показывает, что среда, в которой эффективно может развиваться творческий потенциал и этновосприятие цвета, более конкретно, требует создания специальных педагогических условий. По этому начинать работать с детьми для развития этновосприятия цвета, необходимо организовать в группе ту среду, в которой ребенок мог бы легко погрузиться в быт народов Татарстана (татары, русские, чуваши, мордва, удмурты и др.). В основу предлагаемой мной системы работы по развитию этновосприятия цвета мы положили принцип "центрального звена", проявляющийся в том, что начинать знакомить детей с основными народными цветами необходимо с жилища, дома. Дом в этнокультуре это наиболее организованная часть мира, имеющий пространственный смысл, принимая, и передовая по своей структуре особенности миропорядка. В доме проходил весь цикл жизни людей здесь они рождались, жили и умирали. Вместе с ними свою жизнь проживали и предметы быта, одежда. Именно здесь окружали людей те цвета, которые были для них наиболее "приятны", значимы в их жизни. По этому в групповой комнате организован уголок народного татарского жилища. В нашем случаи жилище является мобильным, то есть если необходимо познакомить с татарским вариантом этновосприятия цвета. В нашем саде, в специально выделенном месте организован мини музей - татарская изба, с характерными элементами убранства, посуды, одежды, орудиями труда. Так как, основной задачей при развитии этновосприятия цвета у дошкольников (5-6лет, стоит приобщение к декоративно-прикладному искусству; то начала необходимо познакомить детей с видом искусства, рассмотреть предметы, отметить их особенности, обогатив представления детей о взаимосвязи народного промысла и природы. Следующий шаг предполагает проведение познавательного занятия о конкретных предметах данного промысла. Детям эмоционально, в доступной для них форме необходимо рассказать об истории возникновения промысла, его этнопроисхождении, специфике цвета и формы. Затем необходимо посвятить ряд занятий по ознакомлению со средствами выразительности, с основными элементами художественного языка, одной из которых является - цветовая гамма, при этом особое внимание следует обращать на развитие воображения и восприятия. Далее необходимо обучение детей созданию декоративного образа, освоение ими элементов узора данного промысла сначала на репродуктивных, затем на исполнительско-творческих занятиях.

В старшей группе продолжаем работу по развитию у детей эстетического восприятия путем развития : действий восприятия, выделения, различения названия цвета предметов, а затем и передачи основного цвета в рисунке и аппликации. Эти задачи решаются путем приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству, каждый вид которого обладает своей цветовой гаммой. Для привития интереса к народному декоративно-прикладному искусству, для развития этновосприятия цвета, используем различные игровые приемы. Например, в гости приходят народные игрушки, или "хозяюшка" демонстрирует свой наряд, они поют знакомые песенки, рассказывают сказки, загадывают загадки. Затем детям предлагают нарисовать несколько несложных узоров, при этом педагог особое внимание уделяет на цветовую гамму узора и его значение в народной символике. Игрушки, иллюстрации на некоторое время расставляются в групповой комнате, а именно в импровизированном жилище народа-творца данных изделий. В процессе знакомства с искусством определенного народа дети начинают узнавать образы (барыня, джигит и т. д:, учатся оценивать красоту и неповторимость узора, цвета и его значение. Сформировав интерес к данному произведению народного искусства, мы знакомим с их названием. Необходимо уточнять, делать акцент на цветовой гамме произведений народного искусства, тем самым, развивая этновосприятие цвета. Мы побуждаем детей использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращая внимание на многоцветие в народном декоративно-прикладном искусстве. Важным умением, от которого зависит получение чистого цвета при рисовании красками, является хорошее промывание кисти. Этот навык необходимо формировать у детей младшей и средней группы и продолжать в старшей.

Мы разрабатываем тематическое планирование по развитию этновосприятия цвета в блоке интегрированных занятий каждая заданная тема (Русский сарафан, Гжель, Дымковская игрушка, Татаркая роспись и т. п.) основным стержнем переходит в занятия по аппликации лепке, отражается в познавательной деятельности и в подвижных играх. Кроме того, предполагается закрепление каждой темы в блоке в совместной деятельности с детьми в группе или дома с родителями и свободной самостоятельной деятельности детей. Для этого сделана подборка дидактических игр:

• Народные узоры

- "Русский узор"

- "Укрась ичиги, тюбетейку"

- "Укрась юрту, ковер"

- " Зернышко" - выложить узор, используя различные виды

круп

- "На что похоже"

- "Подбери по цвету"

Задачи этих видов деятельности - выделять признаки, по которым можно соотносить цвет, колорит, расположение узора с определенным видом народно-художественного промысла, развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику, художественный вкус, творчество.

Публикации по теме:

Анкета для педагогов. Цель: Выявить предпосылки творчества в изобразительной деятельности детей раннего возраста. Анкета для работников ДОУ (ПО МЕТОДИКЕ Д. И. ВОРОБЬЕВОЙ) Цель: Выявить предпосылки творчества в изобразительной деятельности детей раннего.

Картотека пальчиковых игр "Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие этновосприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 февраля 2012 в 15:51
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД