Папки-передвижки

Развитие зрительных представлений в формировании навыков письма как психолого-педагогическая проблема.

Зачупейко Анна Валерьевна
Развитие зрительных представлений в формировании навыков письма как психолого-педагогическая проблема.

Письменная речь - одна из форм существования языка. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма языка.

В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков».

Публикация «Развитие зрительных представлений в формировании навыков письма как психолого-педагогическая проблема,» размещена в разделах

И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но в отличие от устной письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский). Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым.

А. Р. Лурия определял чтение как особую форму импрессивной речи, а письмо - как особую форму экспрессивной речи. Письмо (в любой его форме) начинается с определенного замысла, сохранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций (забегания вперед, повторов и т. д.).

Зрение обеспечивает человеку возможность получать информацию о внешнем мире, ориентироваться в пространстве, контролировать свои действия, выполнять точные операции. Зрение и зрительное восприятие не являются тождественными понятиями.

«Зрительная система состоит из большого количества параллельных каналов, или подсистем, работающих в значительной мере автономно и выполняющих принципиально различные функции. Эти подсистемы могут нарушаться или совершенствоваться почти независимо друг от друга, так что в одних отношениях зрительная система данного человека может демонстрировать замечательные способности, а в других – весьма посредственные», - считает Г. И. Рожкова.

Все показатели сформированности различных зрительных способностей, по Г. И. Рожковой, можно разделить на три группы.

К первой группе относятся оптико-физиологические показатели, обеспечивающие оптимальные условия работы зрительной системы.

Эти показатели содержат диапазоны параметров, в пределах которых зрительная система может функционировать, а также ограничения, характерные для самой системы вследствие ее анатомических и физиологических особенностей. К этой группе принадлежат: показатели рефракции, объем аккомодации, величины полей зрения, размеры слепого пятна, скорости адаптации, рабочий диапазон освещенности (яркости, время сохранения следа светового раздражения.

Во вторую группу входят базовые зрительные показатели : острота зрения, контрастная чувствительность, тонкость цветоразличения, диапазон восприятия скорости движения, пороги стереозрения и др.

Третью группу составляют комплексные показатели, отражающие совершенство работы высших зрительных механизмов, эффективность совместной деятельности зрительной и других систем (глазодвигательной системы, памяти и внимания) и определяющие зрительную работоспособность. Как отмечает Г. И. Рожкова, «. такие показатели имеют прямое отношение к познавательным способностям и обучаемости человека».

Нарушения показателей зрения первой и второй групп часто подмечаются родителями и самим ребенком.

Нарушения же комплексных показателей зрения зачастую остаются незамеченными, поскольку не влияют на повседневную жизнь ребенка и проявляются только в определенных осложненных условиях, ярким примером которых является обучение письму. Именно эти показатели рассматриваются коррекционными педагогами, логопедами, психоневрологами и психологами как серьезное препятствие для полноценного овладения чтением и письмом.

Экспериментальное сравнительное изучение школьников с хорошо сформированным чтением и учащихся с несформированностью этих навыков (дислексия и дисграфия) позволило четко выделить те зрительные функции, нарушение или недоразвитие которых препятствует правильному восприятию графической информации (букв, цифр, символов) и перекодированию ее в речевую информацию.

Зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.

Зрительное восприятие - комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия.

Зрительные образы, как и любые психические образы, многомерны и сложны, они включают три уровня отражения: сенсорно-перцептивный, уровень представлений и вербально-логический уровень.

Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют, в конечном счете, эффективность формирования навыков письма и чтения. Нарушения зрительного восприятия ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов и др.

Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, одной из которых является зрительно-моторная координация, которая в свою очередь является «согласованностью движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов».

Совершенствование зрительно-моторной координации предполагает обеспечение тесной связи мануальных и зрительных действий. Но это не механическое объединение работы двух анализаторов — зрительного и двигательного. В процессе развития координации «глаз — рука» создается сложная психологическая система межфункциональных связей.

Дефект зрения значительно осложняет ребенку в ранний период жизни формирование мануальных обследовательских действий (нарушена функция контроля, что отрицательно влияет на дальнейший ход развития зрительного восприятия. Поэтому как можно раньше следует проводить коррекционно-развивающую работу в этом направлении.

Хорошо развитая зрительно-моторная координация способствует формированию правильных графических навыков письма. Исследования показали, что 70 процентов детей, поступивших в школу с 7 лет, предметом вызвавшим наибольшие затруднения, назвали письмо. Среди детей, пришедших в школу с 6 лет таких оказалось 87,5 процента.

Письмо — сложный координационный навык, требующий сформированной зрительно-моторной координации, правильной координации всего тела, слаженной работы мышц всей руки и работы мелких мышц кисти. При недостатках зрительно-моторной координации отмечаются.

• неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);

• трудность формирования траектории движения при выполнении графического элемента (буквы, цифры геометрической фигуры);

• неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разно наклонные буквы);

• тремор;

• очень медленный темп письма.

Изменение неправильно сформированного навыка письма требует много сил и времени. Это не только осложняет обучение письму, но и создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе.

Современные исследователи обнаружили тесную взаимосвязь между тонкой двигательной координацией и уровнем умственной работоспособности, между степенью овладения графическими навыками и школьной зрелостью, между качеством письма и успешностью всей учебной деятельности. Чтобы сформировать правильные графические навыки, работу по подготовке ребенка к обучению письму мы начинаем задолго до поступления ребенка в школу. Начинается эта работа с детьми двух-трехлетнего возраста и ведется по следующим направлениям.

1. Общее физическое развитие детей, формирование двигательных навыков, развитие координации движений, чувства ритма, «ручной умелости» — на физкультурных и музыкальных занятиях, в подвижных играх.

Исследования сотрудников факультета физической культуры РГПИ им А. И. Герцена (1985—1990 гг) показали, что хорошо организованная физкультурно-оздоровительная работа, физические упражнения, направленные на развитие пространственных представлений, координации движений, чувства ритма, «ручной умелости», являются важным фактором при овладении ребенком графикой письма.

Графические действия письма носят сенсомоторный характер. В каждом из них есть двигательная часть — выполнение движения и осуществление контроля за ним. Процесс формирования двигательного навыка письма подчиняется закономерностям формирования любого другого двигательного навыка. Следовательно, двигательный опыт ребенка может влиять на успешность его обучения письму.

2. Развитие мануальных и зрительных действий ребенка, совершенствование зрительно-моторной координации — на специальных занятиях и в коррекционных играх.

Психолого-педагогические исследования последних лет убедительно доказывают, что профилактика и коррекция именно сенсомоторной сферы ребенка позволяют создать необходимый базис для нормального функциогенеза речи, как, впрочем, и других высших психических функций.

Практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации можно значительно уменьшить. Эта работа подчинена решению следующих задач:

формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положения в пространстве;

• расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;

формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся, зрительно обследовать его;

• совершенствование зрительно-двигательной координации;

формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.

В современных условиях интенсивного развития средств мультимедиа возрастает роль зрительного восприятия в переработке информации, важным компонентом которой является чтение и письмо.

Чтение и письмо начинаются со зрительного восприятия букв, слогов, слов. Правильность чтения во многом зависит от полноценности зрительного восприятия. Среди зрительных операций чтения и письма выделяют : восприятие буквенной символики; процесс ее опознания на основе сличения с имеющимися в памяти эталонами; последовательное сканирование графической информации и её воспроизведение.

Зрительные функции, обеспечивающие в дальнейшем эти операции чтения, формируются у ребенка постепенно в дошкольном периоде, но этот процесс носит спонтанный, неорганизованный характер. Ребенок учится видеть так же, как учится ходить и говорить. По мере обогащения перцептивного опыта ребенок вырабатывает индивидуальные способы анализа зрительной информации, которые и составляют основу установления связей между реальными предметами, их изображениями и символами.

Исследования механизмов и закономерностей письменной речи (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, Р. Е. Левина, А. Н. Соколов и другие) создают научно-методическую основу для развития письменной речи в направлении своевременного созревания и применения потенциальных возможностей детей, учитывая специфические особенности и трудности в обучении письменной речи, поскольку письменная речь не является простым переводом устной речи в письменные знаки.

Характеристика психологической природы и механизмов письменной речи, данная в специальных исследованиях, является основой для многих дидактических и методических выводов. Письменная речь не есть результат развития только устной; последняя может способствовать развитию письменной речи тем, чтобы решить, в объеме своих возможностей, задачи созревания необходимых для письменной речи умений, а не тем, чтобы предоставить ей свои психические механизмы.

В дошкольном периоде возможные индивидуальные различия в стратегиях и уровнях сформированности зрительного восприятия не заметны для окружающих в повседневной жизни ребенка. Лишь с началом систематического обучения в школе, предъявляющего, как правило, единые, достаточно жесткие требования ко всем учащимся, индивидуальные особенности зрительного восприятия (трудности различения оптически близких признаков, недостаточная точность и объем восприятия и др.) некоторых детей могут стать серьезным препятствием для успешного усвоения чтения и письма.

Таким образом, мы видим, что точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют в конечном счете эффективность формирования навыков письма и чтения. Зрительно-моторная координация ребенка тесно связана с его зрительным восприятием, что в свою очередь является совокупностью процессов построения зрительного образа окружающего мира. Хорошо развитая зрительно-моторная координация способствует формированию правильных графических навыков письма.

Список литературы

1. Глушкова Г. Н. Профилактика оптической дисграфии у детей со зрительной патологией // Дошкольное образование. – 2009. - № 7.

2. Дудьев В. П. Психомоторика : Словарь-справочник – М: Высшая школа, 2008. – 317 с.

3. Лалаева Р. И., Бенедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 318 с.

4. Рожкова Г. И. Механизмы возрастных изменений остроты зрения // Российский физиологический журнал (Тезисы докладов XIX Съезда Физиологического общества им. И. П. Павлова. Часть I, 2004. - № 8. (Т. 90.) – 512 с.

5. Рожкова Г. И. Механизмы возрастных изменений остроты зрения // Российский физиологический журнал (Тезисы докладов XIX Съезда Физиологи-ческого общества им. И. П. Павлова. Часть I, 2004. - № 8. (Т. 90.) - С. 340-341.

6. Русский язык: Энциклопедия. – М. : Советская энциклопедия, 1979. – 768 с.

7. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – 223 с.

Публикации по теме:

Артикляционная гимнастика для языкаАртикляционная гимнастика для языка АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. ДЛЯ ЯЗЫКА. 1. Выдвижение языка вперед - назад. 2. Высовывание языка лопаткой. 3. Высовывание языка жалом. 4. Высовывание.

Основные подходы к пониманию письменной речи в современной логопедии. Письменная речь - особая форма коммуникации с помощью системы письменных знаков, это вторичная более поздняя по времени возникновения форма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие зрительных представлений в формировании навыков письма как психолого-педагогическая проблема.
Опубликовано: 18 января 2013 в 10:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД