Развитие звуковой культуры речи «Звук [С] и буква С» в старшей группе

Ольга Моргунова
Развитие звуковой культуры речи «Звук [С] и буква С» в старшей группе

Звук [С] и буква «С»

Цели:

- знакомство со звуком [С];

- знакомство с буквой «С».

Задачи:

- познакомить с артикуляцией и основными характеристиками звука [С];

- закреплять понятия: «согласный звук»; «твёрдый звук», «глухой звук»;

- учить выделять звук [С] из ряда звуков, слогов и слов;

- учить определять место звука [С] в словах;

- соотнесение звука [С] с буквой «С».

Материал:

- демонстрационный: набор картинок с изображением предметов, содержащих звук [С];

- раздаточный: индивидуальные карточки для определения места звука [С] в словах, цветные карандаши.

Ход занятия:

Знакомство со звуком [С]:

Жил-был Насос.

Любил смеяться он до слёз.

Любил качать он колесо:

С-СА-СЫ-СЭ-СУ-СО.

Какой звук любит произносить Насос, когда накачивает колесо? (звук [С])

Как мы можем охарактеризовать звук [С]?

Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой (дети или воспитатель объясняют почему так, а не иначе).

Фонетическое упражнение

Накачаем насосом колесо: С, С, С… (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).

Игра: «Поймай звук [С]»

С, п, м, с, н, с, т, с, с, з, п, м, с, б, с…

Са, но, ас, су, ко, сы, ис, ма, ыс, ос, со, ум, ус…

Соня, Маша, Саша, коса, каша, дом, сом, колесо, молоко, лес, мост, лист, лес, сила, зима, осень, лето, весна, сказка, замазка, маска, повязка.

Воспроизведение слоговых рядов

Со – са – су; сма – смо – сму;

Ас – ос – ус; ста – сто – сты.

Изменяем форму слова:

Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).

Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).

Су-су-су – дети видели … (лису).

Сой-сой-сой – волк погнался за (лисой).

Се-се-се – много сказок о … (лисе).

Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис).

«Слушай, думай, отвечай - со звука [С] начинай»

1 Засохший хлеб (сухарь)

2 Домашнее животное (свинья)

3 Игра со снегом (снежки)

4 Шестой день недели (суббота)

5 Часть слова (слог)

6 Вежливое слово (спасибо)

7 Обувь для дождливой погоды (сапоги)

8 Мастер по дереву (столяр)

9 Дерево с длинными иголками (сосна)

10 Зимующие птицы (сорока, синица, снегирь)

11 Милицейский сигнал (свисток)

12 Частичка снега (снежинка)

13 Ночная птица (сова)

14 Комната, в которой спят (спальня)

15 Часть лестницы, на которую ставят ноги (ступенька)

16 Кусок ткани, которым покрывают стол (скатерть)

17 Человек, который живет рядом (сосед)

18 Музыкальный инструмент (скрипка)

19 Отпечаток ноги на снегу, песке (след)

20 Число больше шести, но меньше восьми (семь)

21 Отец, мать, дочь, сын –это. (семья)

Физкультминутка «Мы с друзьями»:

Солнечным погожим днём

Мы с друзьями в лес идём.

Мы с собой несём корзинки.

Вот хорошая тропинка!

Собираем землянику,

Ищем вкусную чернику,

Голубику, костянику,

Кисловатую бруснику.

А вокруг полно малины

Пройти мимо не смогли мы.

Собираем по кустам.

Здесь отличные места!

Снова мы идём по лесу

А вокруг так интересно!

Отдохнуть пора, дружок.

Мы присядем на пенёк.

Упражнение на определение позиции звука [С] в словах (на индивидуальных карточках): определить, где слышится звук [С]: в начале слова, в середине или в конце. Для этого чётко произнести название картинок и соединить каждую из них с нужной схемой.

«Добавь звук [С] в начало слова»

Лава – слава тон тол вой ток лог тук кот

«Замени последний звук на звук [С]»

Бак – бас пар пёк лик Рим лев нож морж труд рейд голод март квак

«Замени звук в середине слова»

Лапка – ласка марка парта сопка качка мишка лепка дочка

«Договори слово»

Воспитатель произносит начало слова дважды, один ребёнок добавляет слог СА, другой – слог СЫ. Потом каждый произносит слово целиком.

КОЛБА (СА) КОЛБА (СЫ)

ПОЛО (СА) ПОЛО (СЫ)

КУЛИ (СА) КУЛИ (СЫ)

ТЕРРА (СА) ТЕРРА (СЫ)

ГРИМА (СА) ГРИМА (СЫ)

Чистоговорка- смешинка: Усатый писатель написал носатому спасателю.

Соотнесение звука [С] с буквой «С»

Звук [С] обозначается буквой «С».

Букву «С» люблю я очень,

С буквы «С» пишу «сыночек».

Что ещё? Сказать сумей-ка!

Сок, и солнце, и скамейка.

Рассматривание демонстрационной карточки; «обрисовка» в воздухе буквы «С»; лепка из пластилина буквы «С».

Дети повторяют, чем отличается звук от буквы: звук – это то, что мы слышим и произносим, буква – это то, что мы видим и можем написать.

А на что похожа буква «С»? (Дети отвечают, фантазируют.) Воспитатель предлагает свои варианты:

- На что похожа буква С?

Села мышка в уголок,

Откусила бублика кусок.

Шёл конь копытами звеня,

Как будто С – следы коня.

Полумесяц в небе тёмном,

Буквой С повис над домом!

Анализ, рефлексия

-С каким звуком работали?

-Какую букву учили?

-Чем отличается звук от буквы?

-Дайте характеристику звуку [С].

- Что на занятии вам понравилось?

-Как вы оцениваете свою работу?

Дети отвечают на вопросы и каждый даёт оценку своей работы на занятии.

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной группе «Звук и буква С» Цели: - знакомство со звуком [С], чёткое произношение звука [С]; - закреплять понятия: «согласный звук»; «твёрдый звук», «глухой звук»;.

Тематическое планирование по фонетике Дата Тема занятия Формирование фонематического восприятия Первый период 16.09.2013 Понятие о звуке Выделение начального гласного звука.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Развитие звуковой культуры речи «Звук [С] и буква С» в старшей группе
Опубликовано: 3 мая 2014 в 20:49
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о проекте «Огород на окне»
Вызвать у ребят желание самим вырастить растения на окошке. И начали подготовку к работе на огороде. Рассмотрели семена, обратили внимание, что не все...
Конспект НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в общеразвивающей группе среднего...
Картотека коми народных хороводных игр
Картотека коми народных хороводных игр 1. Белый шаман ( Еджыд шаман) Звучит коми народная музыка. Играющие ходят по кругу, выполняют разные коми...
Инновационная конструктивная деятельность. Игра-лото «Юный знаток LEGO» для работы с...
Уважаемые коллеги, многие из Вас ( желающие аттестоваться на высшую квалификационную категорию) включаются в инновационную деятельность по тому или иному...
Перспективный план культурно-досуговой деятельности в средней группе детского сада
Сентябрь 1. Досуг: «Из какой это сказки? » 2. Праздник: «День знаний». Октябрь 1. Выставка поделок из природного материала «Дары осени». 2. Музыкальное...