Развития познавательной и произвольной сферы старших дошкольников 6–7 лет «Знайки и Умейки» (авторизованная программа)

Ирина Беляева
Развития познавательной и произвольной сферы старших дошкольников 6–7 лет «Знайки и Умейки» (авторизованная программа)

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных возможностей.

Возрастной период от пяти до семи лет характеризуется повышенной эмоциональностью, подражательностью на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников.

Любознательность, развитое мышление и речь – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Их надо развивать в ребенке в первую очередь.

Формирование и совершенствование познавательных процессов в дошкольном детстве обеспечивает не только интеллектуальное развитие ребенка, но и его подготовку к обучению в школе. Кроме достижения определенного уровня развития познавательных способностей, такая подготовка включает обеспечение достаточно высокого уровня воспитанности личностных качеств, умение общаться и взаимодействовать с людьми.

Предлагаемая программа направлена на развитие познавательной и произвольной сферы, на формирование мотивации к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, что позволит пройти успешную адаптацию к обучению в школе. Наиболее полное раскрытие познавательных, коммуникативных и творческих потенциалов личности дошкольника в МАДОУ № 395 определено через выбор приоритетного направления.

За основу взята программа «От рождения до школы» Веракса.

Программа включает в себя 36 занятий, расчитана на один учебный год,для будущих первоклассников – детей дошкольного возраста 6 -7 лет, занятия проводятся один раз в неделю (1 занятие 30 минут). Диагностика осуществляется 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).

В занятиях используется разнообразный наглядный и диагностический материал. Занятия проходят в различных формах: групповая и индивидуальная работа, диагностические, игровые занятия т. к. преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры, одновременно играя с дошкольником. В процессе выполнения упражнений, развиваем его способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и стимулируем мыслительные процессы. Сама же деятельность детей носит творческий характер. При составлении данной программы использовались материалы из разных источников.

Цель программы: подготовить детей к школе, поддержать его стремление и желание стать школьником.

Задачи:

1. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь.

2. Активизировать познавательную деятельность и любознательность.

3. Формировать навыки самоконтроля.

4. Формировать и развивать эмоционально – волевую и поведенческую регуляции.

5. Развивать мотивационную готовность к обучению в школе.

6. Повышать самооценку и развивать уверенность в своих силах.

7. Способствовать формированию физиологической и социально- психологической адаптации к школе.

Реализация компонента ДОУ осуществляется с учётом интеграции образовательных областей, по следующим направлениям: коммуникация, познание, социализация.

В качестве основных диагностических методов использовался следующий матриал:

1. Оценка сформированности мыслительных функций по методикам: «Четвёртый лишний», «Найди семью», «Последовательность событий», «Сравнение и различие понятий».

2. Исследование уровня слуховой и зрительной памяти с помощью тестов «10 слов при четырёхкратном предъявлении», «10 предметов».

3. Выявление конструктивных способностей с помощью методики «Разрезные картинки» (4 – 6 частей);

4. Исследование умения ориентироваться в пространстве (Ориентировка в сторонах тела и «Покажи, что находится в центре рисунка») .

5. Исследование временного восприятия (части суток, времена года) .

6. Исследование уровня развития внимания с помощью теста «Найди такую же картинку».

7. Определение школьной зрелости по ориентировочному тесту Кёрна – Ирасека (только с 6 лет)

Содержание программы:

п/п Содержание:

1. Развитие восприятия.

Дифференциация различных свойств предметов. Апперцепция восприятия.

2. Развитие внимания.

Произвольная регуляция деятельности, произвольное внимание.

3. Развитие памяти.

Вербально-механическая слуховая память, вербально-логическая слуховая память, зрительно-образная память.

4. Развитие мышления.

Образное и логическое мышление, зрительное восприятиепространственно – орентированных структур, уровень обобщений и классификаций.

5. Развитие воображения.

6. Развитие мелкой моторики рук.

Календарно-тематический план

занятия Содержание занятия

1. 1 Беседа: «Школа»

2 Упражнение на орентировку в пространстве.

3 «Помоги Незнайке разложить вещи»

4 «Найди ошибку»

5 «Найди отличия»

6 «Нарисуйка»

2. 1 «Назови одним словом»

2 «Найди лишнее»

3 «Помоги Щенку поймать бабочку»

4 «Чего нехватает»

5 «Найди отличия»

6 «Нарисуйка»

3. 1 «Назови обратное действие»

2 «Найди лишнее»

3 «Помоги детям поймать воздушного змея»

4 «Найди пару»

5 «Чего не хватает?»

6 «Нарисуйка»

4. 1 «Назови одним словом»

2 Беседа: «Что такое лето»

3 «Помоги насекомым попасть домой»

4 «Найди пару»

5 «Нарисуйка»

5. 1 «Назови одним словом»

2 «Найди лишнее»

3 «Замени точки кружочками»

4 «Найди кружочки»

5 «Чего не хватает»

6 «Нарисуйка»

6. 1 «Назови одним словом»

2 «Найди лишнее»

3 «Поставь заплатку»

4 «Кто где живет?»

5 «Нарисуйка»

7. 1 «Назови одним словом»

2 «Найди отличия»

3 «Найди одинаковых рыбок»

4 «Найди фигуры для домика»

5 «Из чего сделан цыпленок»

6 «Нарисуйка»

8. 1 «Назови одним словом»

2 «Подбери к шарфику шапочку»

3 «Найди фигуры для скворечникаи рыбки»

4 «Найди лишнее»

5 «Что было сначало, что - потом»

6 «Нарисуйка»

9. 1 «Назови одним словом»

2 «Найди лишнее»

3 «Поставь заплатку»

4 «Подбери к чайнику чашку»

5 «Угадай что нарисованно»

6 «Нарисуйка»

10. 1 «Назови детенышей»

2 «Найди лишнее»

3 «Угадай какая лампачка горит»

4 «Найди одинаковые юбочки»

5 «Найди одинаковые картинки»

6 «Нарисуйка»

11. 1 «Назови детенышей»

2 «Кто где стоит?»

3 «Угадай какая лампачка горит»

4 «Подори флажоки и шарики детям», «Раскрась березки»

5 «Подумай и нарисуй»

6 «Нарисуйка»

12. 1 «Назови птенцов»

2 «Кто где стоит?»

3 «Что было сначало, что - потом»

4 «Помоги малышам найти свою маму»

5 «В гости к пяточку»

6 «Нарисуйка»

13. 1 «Кто где живет?»

2 «Помоги заблудившимся животным»

3 «Помоги малыу найти свою маму»

4 «Когда это бывает?»

5 «Нарисуйка»

14. 1 «Кто где живет?»

2 «Чего не бывает?»

3 «Найди лишнее»

4 «Найди одинаковые снежинки»

5 «Помоги кролику спрятаться от лисы»

6 «Нарисуйка»

15. 1 «Назови голоса животных»

2 «Помоги принцу спасти принцессу?»

3 «Раскрась мячики»

4 «Помоги братцу кролику»

5 «Нарисуйка»

16. 1 «Назови голоса животных»

2 «Помоги котенку»

3 «Найди ошибку»

4 «Найди отличия»

5 «Раскрась роботов»

6 «Нарисуйка»

17. 1 «Где видели?»

2 «Посмотри на картинку и скажи»

3 «Расставь значки»

4 «Найди одинаковые бабочки»

5 «Нарисуйка»

18. 1 «Где видели?»

2 «Кого догонит Тобик?»

3 «Найди лишнего котенка»

4 «Раскрась по образцу»

5 «Найди котят»

6 «Нарисуйка»

19. 1 «Закончи предложения»

2 «Найди лишнее»

3 «Найди одинаковых рыбок»

4 «Помоги гусинеце добратся до яблока»

5 «Подумай и нарисуй»

6 «Нарисуйка»

20. 1 «Где ты видел?»

2 «Найди одинаковые коврики»

3 «Найди отличия»

4 «Раскрась по образцу»

5 «Найди сочетания как в образце»

6 «Нарисуйка»

21. 1 «Узнай предмет по описанию»

2 «Волшебные очки»

3 «Найди одинаковых рыбок»

4 «Найди такой же предмет»

5 «Выбири фигуру»

6 «Нарисуйка»

22. 1 «Узнай предмет по описанию»

2 «Рассмотри картинку и скажи.»

3 «Найди ошибку»

4 «Раскрась по образцу»

5 «Нарисуйка»

23. 1 «Узнай предмет по о частям»

2 «Волшебные очки»

3 «В гостях у инопланетян»

4 «Найди такой же предмет»

5 «Выбири фигуру»

6 «Нарисуйка»

24. 1 «Закончи предложение»

2 «Найди пару»

3 «Выбири фигуру»

4 «Наши помошники пальчики»

5 «Назови предмет»

6 «Нарисуйка»

25. 1 «Закончи предложение»

2 «Отметь по образцу»

3 «Помоги собачкам вернутся домой»

4 «Раскрась одинаковые домики»

5 «Посели зверей в теремок»

6 «Раскрась по образцу»

7 «Нарисуйка»

26. 1 «Назови одним словом»

2 «Найди ошибку»

3 «Помоги бабочкам»

4 «Помоги Алисе»

5 «Найди одинаковых бабочек»

6 «Нарисуйка»

27. 1 «Отвечай -ка»

2 «Расмотри картику и ответь.»

3 «Помоги бабочкам»

4 «Помоги Сове добраться до кролика»

5 «Найди ошибку»

6 «Нарисуйка»

28. 1 «Закончи предложения»

2 «Найди пару»

3 «Найди ошибку»

4 «Раскрась шарики»

5 «Раскрась домик»

6 «Нарисуйка»

29. 1 «Назови профессию»

2 «Найди картинкам место»

3 «Кто с чем играет»

4 «Раставь значки»

5 «Нарисуйка»

6 «Нарисуй под диктовку»

30. 1 «Назови профессию»

2 «Расмотри картику и ответь.»

3 «Расставь значки»

4 «Нарисуй кораблик»

5 «Нарисуйка»

6 «Нарисуй под диктовку»

31. 1 «Кто, что делает?»

2 «Ребусы»

3 «Найди отличитя»

4 «Лабиринт»

5 «Свободное место»

6 «Нарисуй фигуру»

7 «Нарисуйка»

32. 1 «Что из чего сделано?»

2 «Расмотри картику и ответь.»

3 «Нарисуй фигуру»

4 «Раскрась по образцу»

5 «Домик для винипуха»

6 «Нарисуйка»

7 «Нарисуй под диктовку»

33. 1 «Что из чего сделано?»

2 «Расмотри картику и ответь.»

3 «Раскрась кубики»

4 «Сложи узор»

5 «Обведи по пунктиру»

6 «Нарисуй под диктовку»

34. 1 «Назови обратное действие»

2 «Расмотри картику и ответь.»

3 «Поможем Алеше»

4 «Подумай и нарисуй»

5 «Обведи по пунктиру»

6 «Нарисуй под диктовку»

35. 1 «Поговорим о школе»

2 «Найди и обведи»

3 «Рисуем радость и грусть.»

4 «Что такое школа»

5 «Подумай и нарисуй»

6 «Рисуем лицо детям»

7 «Обведи по пунктиру»

8 «Нарисуй под диктовку»

36. 1 «Отвечай-ка»

2 «Расставь значки»

3 «Пустая клеточка»

4 «Полянка»

5 «Смотри внимательно»

6 «Что сначало, что потом»

7 «Шарики и гномики»

Итогом реализации программы должна стать готовность ребенка к дальнейшему обучению в школе:

• личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной, а возможностью получить новые знания;

• интеллектуальная готовность - наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям, появление осмысленного первичного представления о мире;

• социально-психологическая готовность - умение общаться со взрослыми и сверстниками.

• физиологическая готовность - уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

К концу года дошкольники овладевают возможностью:

• подробно пересказывать текст по зрительной опоре;

• выявлять признаки сходства и различия между двумя и более предметами;

• выделять одинаковые и лишние предметы из группы предметов;

• объединять различные предметы в группы;

• выявлять логические несоответствия в рисунках или рассказах и т. д. ;

• формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Публикации по теме:

Мини-музей подготовительной группы «Русская народная изба» "Как у маленького деревца,еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень,от мощности которого зависит жизнь растения на.

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
Развития познавательной и произвольной сферы старших дошкольников 6–7 лет «Знайки и Умейки» (авторизованная программа)
Опубликовано: 24 февраля 2014 в 17:58
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...