Развития познавательной и произвольной сферы старших дошкольников 6–7 лет «Знайки и Умейки» (авторизованная программа)

Ирина Беляева
Развития познавательной и произвольной сферы старших дошкольников 6–7 лет «Знайки и Умейки» (авторизованная программа)

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных возможностей.

Возрастной период от пяти до семи лет характеризуется повышенной эмоциональностью, подражательностью на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников.

Любознательность, развитое мышление и речь – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Их надо развивать в ребенке в первую очередь.

Формирование и совершенствование познавательных процессов в дошкольном детстве обеспечивает не только интеллектуальное развитие ребенка, но и его подготовку к обучению в школе. Кроме достижения определенного уровня развития познавательных способностей, такая подготовка включает обеспечение достаточно высокого уровня воспитанности личностных качеств, умение общаться и взаимодействовать с людьми.

Предлагаемая программа направлена на развитие познавательной и произвольной сферы, на формирование мотивации к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, что позволит пройти успешную адаптацию к обучению в школе. Наиболее полное раскрытие познавательных, коммуникативных и творческих потенциалов личности дошкольника в МАДОУ № 395 определено через выбор приоритетного направления.

За основу взята программа «От рождения до школы» Веракса.

Программа включает в себя 36 занятий, расчитана на один учебный год,для будущих первоклассников – детей дошкольного возраста 6 -7 лет, занятия проводятся один раз в неделю (1 занятие 30 минут). Диагностика осуществляется 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).

В занятиях используется разнообразный наглядный и диагностический материал. Занятия проходят в различных формах: групповая и индивидуальная работа, диагностические, игровые занятия т. к. преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры, одновременно играя с дошкольником. В процессе выполнения упражнений, развиваем его способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и стимулируем мыслительные процессы. Сама же деятельность детей носит творческий характер. При составлении данной программы использовались материалы из разных источников.

Цель программы: подготовить детей к школе, поддержать его стремление и желание стать школьником.

Задачи:

1. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь.

2. Активизировать познавательную деятельность и любознательность.

3. Формировать навыки самоконтроля.

4. Формировать и развивать эмоционально – волевую и поведенческую регуляции.

5. Развивать мотивационную готовность к обучению в школе.

6. Повышать самооценку и развивать уверенность в своих силах.

7. Способствовать формированию физиологической и социально- психологической адаптации к школе.

Реализация компонента ДОУ осуществляется с учётом интеграции образовательных областей, по следующим направлениям: коммуникация, познание, социализация.

В качестве основных диагностических методов использовался следующий матриал:

1. Оценка сформированности мыслительных функций по методикам: «Четвёртый лишний», «Найди семью», «Последовательность событий», «Сравнение и различие понятий».

2. Исследование уровня слуховой и зрительной памяти с помощью тестов «10 слов при четырёхкратном предъявлении», «10 предметов».

3. Выявление конструктивных способностей с помощью методики «Разрезные картинки» (4 – 6 частей);

4. Исследование умения ориентироваться в пространстве (Ориентировка в сторонах тела и «Покажи, что находится в центре рисунка») .

5. Исследование временного восприятия (части суток, времена года) .

6. Исследование уровня развития внимания с помощью теста «Найди такую же картинку».

7. Определение школьной зрелости по ориентировочному тесту Кёрна – Ирасека (только с 6 лет)

Содержание программы:

п/п Содержание:

1. Развитие восприятия.

Дифференциация различных свойств предметов. Апперцепция восприятия.

2. Развитие внимания.

Произвольная регуляция деятельности, произвольное внимание.

3. Развитие памяти.

Вербально-механическая слуховая память, вербально-логическая слуховая память, зрительно-образная память.

4. Развитие мышления.

Образное и логическое мышление, зрительное восприятиепространственно – орентированных структур, уровень обобщений и классификаций.

5. Развитие воображения.

6. Развитие мелкой моторики рук.

Календарно-тематический план

занятия Содержание занятия

1. 1 Беседа: «Школа»

2 Упражнение на орентировку в пространстве.

3 «Помоги Незнайке разложить вещи»

4 «Найди ошибку»

5 «Найди отличия»

6 «Нарисуйка»

2. 1 «Назови одним словом»

2 «Найди лишнее»

3 «Помоги Щенку поймать бабочку»

4 «Чего нехватает»

5 «Найди отличия»

6 «Нарисуйка»

3. 1 «Назови обратное действие»

2 «Найди лишнее»

3 «Помоги детям поймать воздушного змея»

4 «Найди пару»

5 «Чего не хватает?»

6 «Нарисуйка»

4. 1 «Назови одним словом»

2 Беседа: «Что такое лето»

3 «Помоги насекомым попасть домой»

4 «Найди пару»

5 «Нарисуйка»

5. 1 «Назови одним словом»

2 «Найди лишнее»

3 «Замени точки кружочками»

4 «Найди кружочки»

5 «Чего не хватает»

6 «Нарисуйка»

6. 1 «Назови одним словом»

2 «Найди лишнее»

3 «Поставь заплатку»

4 «Кто где живет?»

5 «Нарисуйка»

7. 1 «Назови одним словом»

2 «Найди отличия»

3 «Найди одинаковых рыбок»

4 «Найди фигуры для домика»

5 «Из чего сделан цыпленок»

6 «Нарисуйка»

8. 1 «Назови одним словом»

2 «Подбери к шарфику шапочку»

3 «Найди фигуры для скворечникаи рыбки»

4 «Найди лишнее»

5 «Что было сначало, что - потом»

6 «Нарисуйка»

9. 1 «Назови одним словом»

2 «Найди лишнее»

3 «Поставь заплатку»

4 «Подбери к чайнику чашку»

5 «Угадай что нарисованно»

6 «Нарисуйка»

10. 1 «Назови детенышей»

2 «Найди лишнее»

3 «Угадай какая лампачка горит»

4 «Найди одинаковые юбочки»

5 «Найди одинаковые картинки»

6 «Нарисуйка»

11. 1 «Назови детенышей»

2 «Кто где стоит?»

3 «Угадай какая лампачка горит»

4 «Подори флажоки и шарики детям», «Раскрась березки»

5 «Подумай и нарисуй»

6 «Нарисуйка»

12. 1 «Назови птенцов»

2 «Кто где стоит?»

3 «Что было сначало, что - потом»

4 «Помоги малышам найти свою маму»

5 «В гости к пяточку»

6 «Нарисуйка»

13. 1 «Кто где живет?»

2 «Помоги заблудившимся животным»

3 «Помоги малыу найти свою маму»

4 «Когда это бывает?»

5 «Нарисуйка»

14. 1 «Кто где живет?»

2 «Чего не бывает?»

3 «Найди лишнее»

4 «Найди одинаковые снежинки»

5 «Помоги кролику спрятаться от лисы»

6 «Нарисуйка»

15. 1 «Назови голоса животных»

2 «Помоги принцу спасти принцессу?»

3 «Раскрась мячики»

4 «Помоги братцу кролику»

5 «Нарисуйка»

16. 1 «Назови голоса животных»

2 «Помоги котенку»

3 «Найди ошибку»

4 «Найди отличия»

5 «Раскрась роботов»

6 «Нарисуйка»

17. 1 «Где видели?»

2 «Посмотри на картинку и скажи»

3 «Расставь значки»

4 «Найди одинаковые бабочки»

5 «Нарисуйка»

18. 1 «Где видели?»

2 «Кого догонит Тобик?»

3 «Найди лишнего котенка»

4 «Раскрась по образцу»

5 «Найди котят»

6 «Нарисуйка»

19. 1 «Закончи предложения»

2 «Найди лишнее»

3 «Найди одинаковых рыбок»

4 «Помоги гусинеце добратся до яблока»

5 «Подумай и нарисуй»

6 «Нарисуйка»

20. 1 «Где ты видел?»

2 «Найди одинаковые коврики»

3 «Найди отличия»

4 «Раскрась по образцу»

5 «Найди сочетания как в образце»

6 «Нарисуйка»

21. 1 «Узнай предмет по описанию»

2 «Волшебные очки»

3 «Найди одинаковых рыбок»

4 «Найди такой же предмет»

5 «Выбири фигуру»

6 «Нарисуйка»

22. 1 «Узнай предмет по описанию»

2 «Рассмотри картинку и скажи.»

3 «Найди ошибку»

4 «Раскрась по образцу»

5 «Нарисуйка»

23. 1 «Узнай предмет по о частям»

2 «Волшебные очки»

3 «В гостях у инопланетян»

4 «Найди такой же предмет»

5 «Выбири фигуру»

6 «Нарисуйка»

24. 1 «Закончи предложение»

2 «Найди пару»

3 «Выбири фигуру»

4 «Наши помошники пальчики»

5 «Назови предмет»

6 «Нарисуйка»

25. 1 «Закончи предложение»

2 «Отметь по образцу»

3 «Помоги собачкам вернутся домой»

4 «Раскрась одинаковые домики»

5 «Посели зверей в теремок»

6 «Раскрась по образцу»

7 «Нарисуйка»

26. 1 «Назови одним словом»

2 «Найди ошибку»

3 «Помоги бабочкам»

4 «Помоги Алисе»

5 «Найди одинаковых бабочек»

6 «Нарисуйка»

27. 1 «Отвечай -ка»

2 «Расмотри картику и ответь.»

3 «Помоги бабочкам»

4 «Помоги Сове добраться до кролика»

5 «Найди ошибку»

6 «Нарисуйка»

28. 1 «Закончи предложения»

2 «Найди пару»

3 «Найди ошибку»

4 «Раскрась шарики»

5 «Раскрась домик»

6 «Нарисуйка»

29. 1 «Назови профессию»

2 «Найди картинкам место»

3 «Кто с чем играет»

4 «Раставь значки»

5 «Нарисуйка»

6 «Нарисуй под диктовку»

30. 1 «Назови профессию»

2 «Расмотри картику и ответь.»

3 «Расставь значки»

4 «Нарисуй кораблик»

5 «Нарисуйка»

6 «Нарисуй под диктовку»

31. 1 «Кто, что делает?»

2 «Ребусы»

3 «Найди отличитя»

4 «Лабиринт»

5 «Свободное место»

6 «Нарисуй фигуру»

7 «Нарисуйка»

32. 1 «Что из чего сделано?»

2 «Расмотри картику и ответь.»

3 «Нарисуй фигуру»

4 «Раскрась по образцу»

5 «Домик для винипуха»

6 «Нарисуйка»

7 «Нарисуй под диктовку»

33. 1 «Что из чего сделано?»

2 «Расмотри картику и ответь.»

3 «Раскрась кубики»

4 «Сложи узор»

5 «Обведи по пунктиру»

6 «Нарисуй под диктовку»

34. 1 «Назови обратное действие»

2 «Расмотри картику и ответь.»

3 «Поможем Алеше»

4 «Подумай и нарисуй»

5 «Обведи по пунктиру»

6 «Нарисуй под диктовку»

35. 1 «Поговорим о школе»

2 «Найди и обведи»

3 «Рисуем радость и грусть.»

4 «Что такое школа»

5 «Подумай и нарисуй»

6 «Рисуем лицо детям»

7 «Обведи по пунктиру»

8 «Нарисуй под диктовку»

36. 1 «Отвечай-ка»

2 «Расставь значки»

3 «Пустая клеточка»

4 «Полянка»

5 «Смотри внимательно»

6 «Что сначало, что потом»

7 «Шарики и гномики»

Итогом реализации программы должна стать готовность ребенка к дальнейшему обучению в школе:

• личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной, а возможностью получить новые знания;

• интеллектуальная готовность - наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям, появление осмысленного первичного представления о мире;

• социально-психологическая готовность - умение общаться со взрослыми и сверстниками.

• физиологическая готовность - уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

К концу года дошкольники овладевают возможностью:

• подробно пересказывать текст по зрительной опоре;

• выявлять признаки сходства и различия между двумя и более предметами;

• выделять одинаковые и лишние предметы из группы предметов;

• объединять различные предметы в группы;

• выявлять логические несоответствия в рисунках или рассказах и т. д. ;

• формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Публикации по теме:

Мини-музей подготовительной группы «Русская народная изба» "Как у маленького деревца,еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень,от мощности которого зависит жизнь растения на.

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
Развития познавательной и произвольной сферы старших дошкольников 6–7 лет «Знайки и Умейки» (авторизованная программа)
Опубликовано: 24 февраля 2014 в 17:58
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...