Развиваем грамматические способности у ребёнка с помощью игры

Анна Полыгина
Развиваем грамматические способности у ребёнка с помощью игры

Грамотная речь или письмо всегда вызывают уважение. С человеком, владеющим ею приятно общаться, к нему всегда обращаются за советом, помощью. И это заслуженный авторитет, так как грамотный человек является носителем культуры родного языка.

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок обладал грамматическими способностями? Особенно это становится актуальным с началом школьной жизни.

Родителям хочется, чтобы ребёнок вырастал грамотным и культурным человеком и все члены семьи начинают делать всё возможное, чтобы школьное обучение стало для первоклассника наименее болезненным и наиболее успешным. Ведь каждый взрослый, несомненно, вспоминает как в школе зубрил многочисленные правила по русскому языку. Согласитесь, это довольно скучное и утомительное занятие. Но что делать?

Позаботьтесь об этом прямо сейчас, пока ваши дети ещё дошколята. Для начала отложите скучную зубрёжку букв алфавита, унылое чтение слогов по книжке. Взамен этого поиграйте в игры занимательно- развлекательного характера, которые помогут ребёнку развивать собственные грамматические способности. Ведь учить русский язык можно весело, интересно и просто здорово. Пригласите своих ребятишек в «Волшебную страну грамотеев» и в путь за постижением секретов нашего родного русского языка. А помогут вам в этом занимательные игры, которые мы вам предлагаем. Вы также с успехом можете придумывать сами аналогичные игры в зависимости от затруднений или успехов ваших детей в усвоении грамматических форм речи.

Запоминаем буквы

Эта игра поможет ребёнку легче запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную и мышечную память.

1. Взрослый обводит букву по контуру, называя её, а ребёнок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.

2. Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать её. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребёнка: «Я напишу, а ты угадай, какая это буква».

3. Буквы вылепливаются из пластилина, конструируются из спичек, зубочисток, счётных палочек, семечек.

4. Взрослый с ребёнком по очереди называют сходство какой-то буквы с предметами из окружающего мира.

Полезно, чтобы в процессе запоминания букв активно вовлекались зрение, слух, мускулатура пальцев рук. Это стимулирует запоминание ребенком букв, тренирует его образное восприятие и развивает речь в целом.

Замени твёрдое звучание слова на мягкое

В этой игре тренируется фонематический слух, внимание; стимулируется интерес к родному языку.

Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слова с твёрдым согласным звуком: рад, мал, нос. Ребёнок, поймав мяч, придумывает вариант звучания этого слова не с твёрдым, с мягким согласным звуком и бросает мяч назад: рад – ряд, мал – мял, вол – вёл, мыл – мил, лук – люк, нос – нёс, воз – вёз.

Другой вариант этой игры – твёрдый согласный звук меняется на мягкий в конце слова: угол – уголь, брат – брать, ел – ель, топ – топь, мел – мель, хор – хорь, пыл – пыль, был – быль, жар – жарь, дал – даль, стал – сталь, вес – весь.

Наблюдательный фотограф

В данной игре тренируется способность запоминать, умение наблюдать и осуществлять звуковой анализ слов.

Взрослый сообщает ребёнку, что он фотограф, и предлагает ребёнку тоже роль фотографа. Взрослый громко произносит какой-либо звук. Они начинают «фотографировать» предметы на этот звук, например, (р, (с). Затем в течение нескольких минут просматривают свои «фотоплёнки» и называют, какие фотографии у них получились на заданный звук.

Второй вариант игры может основываться на применении настоящего цифрового фотоаппарата, что намного увлекательнее для ребёнка. В данном случае на заданный звук ребёнок делает настоящие фотоснимки, затем вместе со взрослым вспоминает их очерёдность и проверяет на режиме просмотра правильность ответа.

Анаграммы

Эта игра поможет в формировании навыка звукобуквенного анализа слов; научит терпению.

Ребёнку предлагается вместе со взрослым стать волшебником и превращать буквы в слова. Каждый играющий получает на карточке набор букв и путём их перестановки составляет готовое слово: омд – дом, кма – мак, унла – луна, озар – роза, лошак – школа, ратап – парта. Задачу можно усложнить увеличив набор сходных букв, из которых надо составить как можно больше готовых слов: клуно – клоун, уклон, кулон, колун.

Прятки с буквами

В этой игре происходит тренировка сообразительности, воображения, умения узнавать в графических контурах знакомые буквы.

На листе бумаги, асфальте или песке рисуется незамысловатый узор: квадрат с соединёнными по диагонали углами, второй квадрат с таким же рисунком, добавлен сюда же вписанный круг, ещё один квадрат с вписанным в него кругом и проведёнными через центр прямыми, соединяющими верхнюю и нижнюю, правую и левую стороны.

Задание: внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания каких-либо букв, называть их по очереди и показывать на узоре контур. Взрослый и ребёнок делают это по очереди. Например, в данном рисунке можно увидеть буквы: «п», «о», «е», «ф», «р», «н», «т», «г».

Публикации по теме:

Поделки из природного материала. Выставка «Дары осени»Поделки из природного материала. Выставка «Дары осени» Осень - прекрасная пора для творчества. Ведь столько разнообразного материала даёт нам она для развития творческих способностей детей. Ребята.

Работа над методической темой «Формирование фонематического слуха младших дошкольников». Для работы по своей методической теме я разработала перспективный план, который использую в своей работе. Работа с детьми /Работа с родителями.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Зима
  • Лето
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развиваем грамматические способности у ребёнка с помощью игры
Опубликовано: 5 ноября 2012 в 18:29
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фото отчет «Скворушкина семья». Совместное творчество педагога с детьми группы...
"Милый скворушка - скворец, Прилетай же наконец! " ( М. Карим) Совместное творчество педагога с детьми группы раннего возраста «Скворушкина семья»....
Мобильный морской уголок
Файл "/upload/blogs/detsad-290125-1493226970. jpg " не найден! h3][/h3] Мобильный морской уголок Отдать швартовый! Идея создания такого уголка в нашей...
Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Жар-птица».
Цель : учить создавать образ сказочной жар-птицы в технике аппликации Задачи: Образовательные - учить создавать выразительный образ сказочной птицы,...
Мои пасхальные поделки
Прошло Светлое Христово Воскресение и вместе с ним приятные сердцу хлопоты: покраска яиц, ароматная выпечка, готовка вкусных блюд, украшение пасхального...
Путешествие на остров сокровищ
Конспект НОД по «Познавательному развитию» ( ФЭМП) в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие на остров сокровищ». Цель: - Обобщение...