Развиваем познавательный интерес у ребенка

Елена Гордиенко
Развиваем познавательный интерес у ребенка

Дошкольное детство - это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. В ходе своей работы, увидела проблему у ребят в недостаточном развитии интеллектуального и коммуникативного уровней, в развитии познавательного интереса. Многие дети просто испытывали чувство скованности, застенчивости при ответах на вопросы. С целью решения этой проблемы, в своей работе с детьми, использую элементы ТРИЗ (теория решения и изобретательских задач) - одна их самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольника. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес. А так же дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.

Придумал эту технологию бакинский ученый, писатель - фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Для развития у детей творческого мышления, воображения, речи в своей работе использую различные приемы и методы:

Метод «Данетка» - любимая игра детьми. Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Игра «Хорошо – плохо» детям предлагаю выбрать к предложенному объекту (предмету или действию) и найти положительные и отрицательные качества данного объекта и учит находить и формулировать противоречивые свойства, анализировать, делать выводы, развивать речь.

В Игре «Наоборот» - хорошо усваивается детьми противоположные значения, что важно для обогащения словаря детей.

Метод «Мозговой штурм» - предлагаю детям изобразительные задачи и нахождение способов решения. Как не промокнуть под дождём? Как выгнать лису из зайкиной избушки. В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей, умение вести спор, слышать друг друга, стараются высказывать свою точку зрения. Данный способ стимулирует активность в поиске решения проблемы, дает ребятам осознание того что, что безвыходных ситуаций не бывает, таким образом формируются основы рационального мышления.

Метод аналогий - ребенку предлагаю представить самого себя в качестве какого - ни будь предмета или явления в проблемной ситуации. Развивают познавательный интерес, мышление, воображение и фантазию в поиске аналогии, делают маленькие открытия.

Таким образом, в результате занятий с применение элементов ТРИЗ технологий у детей диапазон воображения, стимулируется его развитее, развивается речь, повышается уровень познавательных способностей. А так же занятия с элементами ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию.

Совершенствую и развиваю данную методику:

Основным средством работы с детьми использую педагогический поиск. В ходе образовательной деятельности стараюсь не давать готовые знания, а с помощью наводящих вопросов подвести ребенка, чтобы сам нашел ответ, в ходе сюжетно – ролевых игр создаю проблемные ситуации, например, «Лопнуло колесо у машины», «Доктор заболел» и др. Таким образом, учит детей находить свои решения, понять, что безвыходных ситуаций нет. На прогулках с ребятами использую прием, активизирующий детскую фантазию - оживление: «Давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья?». «Представь, что ты птица. О чем мечтаешь? Кого боишься?» Дает детям проявить свою индивидуальность.

Для развития речи в утренние часы провожу обычно беседу, словесные и пальчиковые игры. Особенно нравятся детям игры – интервью, где выступаю в роли корреспондента и задаю вопросы по какой – то теме определенной теме, Например, об осени: Какое время наступило? Как называется ранняя пора? Как называется явление, когда падают листья? С детьми играю в игры «Додумай сказку», «Как помочь героям?»» Придумай другой конец сказки».

Для развития мыслительной деятельности провожу развивающие игры «Дорисуй предмет», «На что похоже?», «Составь картинку из геометрических фигур», для развития памяти и внимания подобрала картинки для игры «Найди сходства и различия». Не последнее место для упражнения ума и пополнения знаний занимают загадки, а так же игра «Отгадай, что я задумала?», где перечисляю качества объекта, а ребята отгадывают. Для обучения детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи – игры упражнения: «Что лишнее?», «Что в начале, что потом?», «Найди лишнее слово». В дидактической игре «Плывет кораблик» - учу детей понимать и закреплять обобщающие слова по темам «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Одежда» и др.

В результате использования элементов технологии ТРИЗ с учетом целей и задач обучения и воспитания, прослеживается положительная динамика развития интеллектуального, коммуникативного, познавательного уровней, что в дальнейшем имеет большое значение в формировании интеллектуальной готовности к школе.

Публикации по теме:

Игры на развитие эмоциональной сферы ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫДошкольное детство– это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности,.

Изучение особенностей личности старших дошкольников Чугаева Елена Вячеславовна – воспитатель первой квалификационной категории, психолог МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №112» г.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • День рождения
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Развиваем познавательный интерес у ребенка
Опубликовано: 2 января 2014 в 12:03
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...