Развиваем познавательный интерес у ребенка

Елена Гордиенко
Развиваем познавательный интерес у ребенка

Дошкольное детство - это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. В ходе своей работы, увидела проблему у ребят в недостаточном развитии интеллектуального и коммуникативного уровней, в развитии познавательного интереса. Многие дети просто испытывали чувство скованности, застенчивости при ответах на вопросы. С целью решения этой проблемы, в своей работе с детьми, использую элементы ТРИЗ (теория решения и изобретательских задач) - одна их самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольника. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес. А так же дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.

Придумал эту технологию бакинский ученый, писатель - фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Для развития у детей творческого мышления, воображения, речи в своей работе использую различные приемы и методы:

Метод «Данетка» - любимая игра детьми. Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Игра «Хорошо – плохо» детям предлагаю выбрать к предложенному объекту (предмету или действию) и найти положительные и отрицательные качества данного объекта и учит находить и формулировать противоречивые свойства, анализировать, делать выводы, развивать речь.

В Игре «Наоборот» - хорошо усваивается детьми противоположные значения, что важно для обогащения словаря детей.

Метод «Мозговой штурм» - предлагаю детям изобразительные задачи и нахождение способов решения. Как не промокнуть под дождём? Как выгнать лису из зайкиной избушки. В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей, умение вести спор, слышать друг друга, стараются высказывать свою точку зрения. Данный способ стимулирует активность в поиске решения проблемы, дает ребятам осознание того что, что безвыходных ситуаций не бывает, таким образом формируются основы рационального мышления.

Метод аналогий - ребенку предлагаю представить самого себя в качестве какого - ни будь предмета или явления в проблемной ситуации. Развивают познавательный интерес, мышление, воображение и фантазию в поиске аналогии, делают маленькие открытия.

Таким образом, в результате занятий с применение элементов ТРИЗ технологий у детей диапазон воображения, стимулируется его развитее, развивается речь, повышается уровень познавательных способностей. А так же занятия с элементами ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию.

Совершенствую и развиваю данную методику:

Основным средством работы с детьми использую педагогический поиск. В ходе образовательной деятельности стараюсь не давать готовые знания, а с помощью наводящих вопросов подвести ребенка, чтобы сам нашел ответ, в ходе сюжетно – ролевых игр создаю проблемные ситуации, например, «Лопнуло колесо у машины», «Доктор заболел» и др. Таким образом, учит детей находить свои решения, понять, что безвыходных ситуаций нет. На прогулках с ребятами использую прием, активизирующий детскую фантазию - оживление: «Давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья?». «Представь, что ты птица. О чем мечтаешь? Кого боишься?» Дает детям проявить свою индивидуальность.

Для развития речи в утренние часы провожу обычно беседу, словесные и пальчиковые игры. Особенно нравятся детям игры – интервью, где выступаю в роли корреспондента и задаю вопросы по какой – то теме определенной теме, Например, об осени: Какое время наступило? Как называется ранняя пора? Как называется явление, когда падают листья? С детьми играю в игры «Додумай сказку», «Как помочь героям?»» Придумай другой конец сказки».

Для развития мыслительной деятельности провожу развивающие игры «Дорисуй предмет», «На что похоже?», «Составь картинку из геометрических фигур», для развития памяти и внимания подобрала картинки для игры «Найди сходства и различия». Не последнее место для упражнения ума и пополнения знаний занимают загадки, а так же игра «Отгадай, что я задумала?», где перечисляю качества объекта, а ребята отгадывают. Для обучения детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи – игры упражнения: «Что лишнее?», «Что в начале, что потом?», «Найди лишнее слово». В дидактической игре «Плывет кораблик» - учу детей понимать и закреплять обобщающие слова по темам «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Одежда» и др.

В результате использования элементов технологии ТРИЗ с учетом целей и задач обучения и воспитания, прослеживается положительная динамика развития интеллектуального, коммуникативного, познавательного уровней, что в дальнейшем имеет большое значение в формировании интеллектуальной готовности к школе.

Публикации по теме:

Игры на развитие эмоциональной сферы ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫДошкольное детство– это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности,.

Изучение особенностей личности старших дошкольников Чугаева Елена Вячеславовна – воспитатель первой квалификационной категории, психолог МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №112» г.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • День рождения
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Развиваем познавательный интерес у ребенка
Опубликовано: 2 января 2014 в 12:03
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...