Развиваем связную речь дошкольников

Вера Балюк
Развиваем связную речь дошкольников

В последние годы отмечается значительное увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. В настоящее время, к сожалению, нечасто можно встретить ребенка с богатым словарным запасом и правильно построенной речью.

Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Из опыта работы мною было замечено, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается медленно или не развивается совсем. Чтобы избежать этого и в тоже время ускорить и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков, родителям необходимо совместить при подготовке ребенка к школе три важных компонента: общение, игру и обучение.

За многолетнюю практику мною использовались разнообразные игры, способствующие развитию связной речи детей.

Многие из этих игр в дальнейшем были предложены родителям для совместного проигрывания с детьми дома, приведу некоторые из них:

- Разнообразные игры на описание предметов, находящихся дома, на улице. Они могут стать подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в загадках, оказаться прекрасным средством обогащения словаря детей. Так например в играх «Кто больше назовет?», «Кто больше скажет о предмете?», «Что из чего сделано?» и других (их можно придумать вместе с ребенком) требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать ее, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки (небо синее, голубое, темно-синее).

- Хорошо развивает речь детей чтение и дальнейшее обсуждение прочитанного. Отложите все дела и почитайте ребенку. Читать надо неторопливо, четко, выразительно. После чтения не спешите закрыть книгу. Спросите ребенка, о чем читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Дополните разговор рассматриванием иллюстраций.

- Одним из способов развития связной речи был рекомендован совместный просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится.

- Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии в лес, праздники, интересные случаи, события. Например, как ходили в цирк, в зоопарк, что видели в лесу, как ездили отдыхать на море, как праздновали день рождения и т. д.

- Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся. Описывая свои впечатления, ребенок убеждается в том, что обо всем можно рассказывать живо и интересно.

- Спрашивайте у ребенка, как прошёл день в детском саду, как ему понравилась прогулка с вами, поход в гости… Не удовлетворяйтесь односложными ответами. Просите его объяснить, подумать вслух, почему что-то происходит именно так, а не иначе.

- Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

Заключение:

Исходя из многолетнего опыта, родителям предлагаются разнообразные игры, способствующие развитию речи, в которые можно поиграть в домашних условиях и акцентиролванно внимание, на том,что для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать ряд условий:

- Необходимо больше разговаривать со своим ребенком;

- Необходимо использовать любые подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребенком;

- Заниматься с ребенком ежедневно. Продолжительность занятий не более 20 минут с детьми 5-6 лет и 30 минут-с детьми 6-7 лет;

- Не нужно стараться ускорить ход естественного развития ребенка. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту;

- В общении с ребенком очень важно следить за своей речью. Говорить с ним не торопясь, при чтении не забывать о выразительности, объяснять ребенку непонятные слова, которые встречаются в тексте, давать ребенку только правильные образцы речи;

- Поощряйте малыша, чаще хвалить его, радоваться его успехам, подбадривать его, если что-то не получается;

- Своевременно устранять недостатки речи ребенка. Стремиться указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминать ему: говорить надо внятно, четко и не спеша;

- Не оставлять без ответа вопросы ребенка.

Если родители будут соблюдать эти правила, ребёнок научится говорить грамотно и красиво.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей с элементами мастер-класса «Развиваем пальчики — развиваем речь» Цели:Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию различных приемов и способов развития мелкой моторики рук у.

Консультация «Играя, развиваем речь детей» Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует.

Мастер-класс для родителей с участием детей «Развиваем пальчики-развиваем речь»Мастер-класс для родителей с участием детей «Развиваем пальчики-развиваем речь» Мастер-класс для родителей с участием детей «Развиваем пальчики-развиваем речь» Цель: показать родителям приёмы и способы развития мелкой.

Развиваем пальчики — развиваем речьРазвиваем пальчики — развиваем речь Уже давно известно: чем лучше развита мелкая моторика рук малыша - тем быстрее он заговорит. Педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка.

«Развиваем пальчики — развиваем речь». Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста Цели: • сформировать у родителей представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста; • предоставить.

Развиваем речь малышей Опыт по развитию речи с детьми раннего возраста Воспитателя группы №2 Ильиной В. И. Я работаю с детьми раннего возраста более 40 лет. В.

Развиваем речь ребенка Дорогие родители. Ребенок овладевает речью с помощью слуха. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить.

Развивая мелкую моторику рук, развиваем речь Речь - специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка [4, C. 123]. У детей дошкольного.

Развивая руки, развиваем речь «Развивая руки, развиваем речь» (отчет с семинара-практикума) Одна из целей ФГОС ДО - повышение социального статуса дошкольного образования,.

Фотоотчет «С куклами играем, речь развиваем»Фотоотчет «С куклами играем, речь развиваем» Дидактическая игра "Наряди куклу" Цель создания игры: -закрепление, уточнение и активизация словаря по лексической теме "Одежда"; -развитие.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Развиваем связную речь дошкольников
Опубликовано: 2 апреля 2016 в 18:38
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект дидактической игры «Строим домик для животных» для детей младшего возраста
Дидактическая игра «Строим домик». Математика. Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме ( кубик, кирпичик) ; учить соотносить...
Консультация для родителей «Детские обиды»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами публикацией "Не обижай меня, мама! ". Ведь зачастую мы сами...
Конспект итогового занятия «Кошка и мышки» по физической культуре
ель: Содействовать охране и укреплению здоровья детей. Способствовать развитию физических качеств детей. Задачи: 1. Упражнять в прыжках на месте, в...
Картотека «Физкультминутки для дошкольников»
Подготовила инструктор по ФК Виниченко Ю. В. Бегут, бегут со двора. Бегут, бегут со двора ( Шагаем на месте) Гулять, гулять в луга: ( Прыжки на месте)...
Экологический мастер-класс из бросового материала «Аквариум с рыбками»
Предлагаю создать на участке оформление «Аквариум с рыбками». Для этого подойдут разноцветные полиэтиленовые пакеты, желательно, плотные и яркие. Рыбки...