Развиваем в игре познавательные процессы детей старшего дошкольного возраста

Лидия Сэн
Развиваем в игре познавательные процессы детей старшего дошкольного возраста

Игра – это поистине удивительный феномен нашего существования, наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека и, будучи таковой, способна быть средством обучения, воспитания, самовоспитания и социализации, развития творчества, терапии, развлечения и отдыха. Пиаже отмечает: игра – это мерило умственного развития ребенка.

Для развития познавательной деятельности ребенка важно, чтобы он научился играть и овладел определенными систематизированными знаниями об окружающей действительности.

Игра – новообразование и ведущая деятельность всего дошкольного детства, и именно в ней происходит существенная перестройка всех познавательных процессов ребенка и развитие «зон его ближайшего развития» (т. е. всего того, что ребенок сегодня может выполнить с помощью взрослого, а завтра уже может выполнить самостоятельно, включая его поведение и речь.

В игре происходит постижение нового опыта социального взаимодействия, расширение круга общения, закрепляются культурные навыки поведения, развивается речь и воображение, приобретаются новые умения и новые знания.

Эти знания можно разделить на две группы:

• Первая группа содержит знания и умения, которые дети усваивают в повседневном общении со взрослыми, прежде всего с родителями. Эти знания усваиваются в быту и в играх.

• Вторая – более сложные знания и умения, которые усваиваются в процессе обучения на занятиях, в которых на основе наглядно-действенного мышления формируется новая, более сложная форма – наглядно-образное мышление. У ребенка появляется возможность выполнить те или иные умственные задания без непосредственных практических действий.

Ведущей деятельностью ребенка до 7 лет является игровая деятельность. Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игра интенсивно развивается и ко второй половине дошкольного возраста достигает своего высшего уровня. Однако для полноценного психического развития ребенка необходимо, начиная с раннего детства, создавать условия для развития познавательной активности (т. е. его интеллекта) по отношению к предметному окружению, т. е. включение предметов в общение ребенка так же необходимо, как и полноценное развитие всех его двигательных функций, поскольку даже небольшая задержка двигательных навыков замедляет формирование интеллекта.

Для детей с ДЦП вследствие нарушения двигательных навыков недостаточно сформированы к старшему дошкольному возрасту базовые функции, такие как зрительное восприятие, пространственные ориентировки, развитие тонкой и общей моторики, что отрицательно сказывается на развитии мышления. Наряду с этим у детей имеются речевые затруднения, страдает активный и пассивный словарь, нарушено звукопроизношение, недостаточно развит фонематический слух, а это очень важно для развития мышления (интеллекта) ребенка. Иными словами, владение речью, языком позволяет ребенку уже учиться мыслить, поскольку речь – это форма мышления.

В процессе развития ребенка и приобретения им опыта появляются новые и более сложные виды игры, но при этом простая игровая активность не исчезает, а лишь отступает на задний план, переходя в разряд освоенных «игровых» действий. Недоразвитие игры в период раннего детства, по мнению многих ведущих психологов, Д. Б. Эльконина и других, наносит психическому развитию ребенка непоправимый вред.

Это связано с тем, что в игре (за счет «зон ближайшего развития») происходит развитие всех видов памяти, произвольного внимания и произвольного поведения, мышления, в том числе – пространственного, зрительно-моторной координации и тонкой моторики руки, речи и воображения. Именно поэтому очень часто оказывается, что многие дошкольники психологически не подготовлены или неправильно подготовлены к обучению в школе. При этом бытует представление, что готовить ребенка к школе – это значит обучить его счету, письму, чтению. Это в корне неправильно, т. к. большинством родителей совершенно отвергается игра в деле подготовки детей к школе.

Для того чтобы понять, что дает и может дать правильно организованная игра ребенку, который готовится к поступлению в школу, вспомним, какими психологическими качествами он должен обладать к этому возрасту.

К концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы универсальные внутренние условия осуществления любой деятельности: умственная (познавательная) активность и саморегуляция поведения, эмоций, познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления, речи).

Познавательная активность присуща любому ребенку. Только желание что-либо узнать дает постоянный стимул к развитию различных навыков, умений, знаний. А если умственная (познавательная) активность создает потребность в работе мысли, то осознанная саморегуляция помогает осуществлению этой интеллектуальной деятельности. Иными словами, будущий школьник для решения любой задачи должен принять и удержать ее в полном объеме, уметь поддержать последовательность хода мысли (этапов решения, производить контроль своих умственных действий, уметь сличать образец с результатом, т. е. уметь думать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, действовать в уме по определенным правилам.

Осуществление этого и есть умение саморегуляции умственной деятельности, т. е. способность осознанно и произвольно управлять своими познавательными процессами (вниманием, памятью, мышлением, рефлексией, речью).

Лучшей школой развития познавательной активности могут стать ответы на детские вопросы с помощью игры. А для того чтобы будущий ученик смог выполнять школьные задания, у него должен быть сформирован психологический навык игры по правилам. Однако ребенок достигает этого только, пройдя чрез развернутую ролевую игру с воссоздаваемыми в ней отношениями, которые затем свертываются в чистое правило. Ролевая игра, в свою очередь, из сюжетной игры и т. д.

Игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного и умственного развития детей и важна для развития нормативной регуляции поведения, контроля за выполнением правил.

В игре впервые появляются учебные мотивы, стимулирующие деятельность не ради процесса, а ради результата в виде конкретных знаний, умений, навыков. А школа – это большая игра со многими правилами, и ребенок, не научившись полноценно (и, главным образом, по правилам) играть в дошкольном детстве, оказывается не готовым выполнять требования школы.

Когда ребенок много играет сам, со сверстниками и взрослыми, компоненты психологической готовности к обучению в школе формируются естественным путем. Игра создает «зоны ближайшего развития», внутри которых и происходит становление важнейших психических образований. Тогда, исчерпав свои возможности по созданию «зон ближайшего развития», игра как ведущая деятельность уступает обучению. Но до тех пор, пока «зоны ближайшего развития» образуются в игре, систематическое дошкольное обучение не дает положительных результатов для ребенка.

Казалось бы, детям вместо игр можно предложить простые учебные задания на сравнение, обобщение, классификацию и т. д., представленные в занимательной форме, однако это не то же самое, что игра. Они не могут заменить игру, хотя бы потому, что значительная часть детей (50-60 %) только через игру приходит к пониманию подобных заданий, поскольку только в игре образуются «зоны ближайшего развития».

К сожалению, сегодня со стороны взрослых уделяется все меньше внимания обучению детей игре (достаточно часто многие родители и сами не умеют играть). Родителям некогда играть, они слишком заняты на работе и по дому. Поэтому я сейчас познакомлю с некоторыми играми на развитие познавательных (когнитивных) процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, в которые можно играть не только в домашней спокойной обстановке, но и в дороге, во время ожидания. Конечно, очень много групповых игр, я постараюсь предложить вам игры, в которые вы можете сами поиграть с ребенком, и эту же игру можно проводить с группой детей.

«Определи звук»

Данная игра направлена на развитие фонематического слуха, слухового сосредоточения, всех форм внимания, пассивного словаря, звуко-буквенного анализа.

Ведущий читает ребенку ряды слов, в каждом из слов повторяется звук. Задача ребенка - определить этот звук. Например:

апельсин, ананас, абрикос, айва – [а]

мост, окна, песок, дротик - [о]

носки, сон, астра, стриж, сорока - [с]

«Правая-левая»

Игра похожа на предыдущую, но в паузах между названным словом дети поднимают руку: правую – если окончание твердое; левую – если мягкое.

Варианты слов: брат, мель, брать, был, ел, топь, хор, уголь, цепь, конь, вес, печаль, рост, нож, петь, воз, быль, пир, сталь, хорь, пыл.

«Прямой счет»

Игра направлена на усвоение числового ряда, усвоение последовательности действий, развитие внимание, слухо-двигательной координации.

Ведущий бросает ребенку мяч и называет цифру 1, ребенок ловит мяч и продолжает счет – 2 и т. д.

«Обратный счет»

Ведущий бросает мяч ребенку и называет число 10. Ребенок ловит мяч и продолжает счет в обратном порядке.

«Наоборот»

Называются слова, противоположные по смыслу:

Начало -, день -, твердый -, легкий -, жизнь -, радость - …

Игры-утверждения

В этих играх формируются элементарные формы логического мышления. Например, утверждение: «Петя сильнее Васи» позволяет узнать, что Вася слабее Пети.

Волк бегает быстрее зайца…

Медведь тяжелее белки…

Работа по развитию процесса мышления предполагает и умение работать со словом, понимать прямой и переносный смысл, развивать общую осведомленность. Это игры со скороговорками, пословицами. Например:

У страха глаза велики.

Один за всех, а все за одного.

Трус и тени своей боится.

Льет как из ведра.

Летит как стрела.

Устойчивые словосочетания, которые встречаются в сказках, будут ускорять процесс воспроизведения слов и перевода пассивного словаря в активный (в этих целях очень полезны игры с ловлей мяча).

Игра «Вспомни сказки»

Скатерть - … (ребенок добавляет) самобранка

Избушка - …

Сивка - …

Живая (мертвая) - …

Жар - …

Мальчик - …

Курочка - …

Царевна - …

Сапоги - …

Так же на примере известных и всеми любимых сказок «Колобок», «Репка», «Теремок» и др. можно отрабатывать порядковый счет, закреплять образы цифр, знакомить с временными представлениями. Использование мяча разнообразит игру.

Игра по сказке «Репка»

Вопрос: «Кто тянул репку?». Кидать мяч и называть по порядку сказочного героя и порядковый номер. Например, ребенок, поймав мяч, называет: «Дед», кидает мяч обратно взрослому, а взрослый называет порядковое число. Затем меняются местами.

Таким образом, использование игры и предметно-практической деятельности в обучении старших дошкольников расширяет их возможности подготовки к школьному обучению, формирует интерес к учению, помогает ребенку использовать продуктивные способы решения, развивает фантазию и творчество.

А ведь без игры и сказок нет детства и юности, наконец, нет творческой личности. Откуда взяться полету творческой фантазии, как не из детских игр и сказок?

Публикации по теме:

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Влияние самооценки на статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста Тема моего исследования носит название: «Влияние самооценки на статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Животные
  • ПДД
Автор публикации:
Развиваем в игре познавательные процессы детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 10:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....