Развивающая математическая игра «Знайка» для детей старшего дошкольного возраста

Марина Вологжина
Развивающая математическая игра «Знайка» для детей старшего дошкольного возраста

Игра имеет в жизни ребенка огромное значение. В. А. Сухомлинский писал: «Игра для ребенка – самое серьезное дело. В игре раскрывается перед ним мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Каждый мечтает, чтобы его ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Играя, малыш перенимает опыт старших, налаживает межличностные отношения, учится следовать правилам, осваивает азы хорошего поведения. Выполняя ту или иную игровую роль, он как бы готовит себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. В игре он охотно преодолевает трудности, тренируя свои силы, развивая свои способности и умения. Игра для ребенка – это машина времени: она дает ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.

Виды игр для детей очень разнообразны. Дети купаются в море игр, но хочется отметить, что наблюдения в процессе работы с детьми показали, что дошкольники охотно и с большим интересом обращаются к математическим играм. Математические настольные игры помогают развить умственные способности дошкольников, логическое мышление, внимание, речь, тренируют память детей, развивают творческое воображение и способности к анализу.

Развивающая математическая игра «ЗНАЙКА» предназначена для старшего дошкольного возраста. Идея создания этой игры заключалась в интеграции разделов программы «Развитие» Л. А. Венгер: «Формирование элементарных математических представлений» (развитие представлений детей о числовом ряде, счет в пределах 10, обозначение количества цифрой, составление числа из двух меньших чисел, моделирование арифметических задач и т. д., «Развитие логического мышления» (классификация по двум, трем свойствам, построение модели с помощью Кругов Эйлера, «Ознакомление с пространственными отношениями» (развитие пространственных представлений о системе координат, а также для развития сюжета ролевых игр, развития творческих способностей детей, и для закрепления пройденного материала.

Основной целью развивающей математической игры «ЗНАЙКА» является развитие у детей интеллекта, мышления, логики, памяти, систематизация жизненного опыта, активизация творческой деятельности, воспитание интереса к математике и настольным математическим играм. С помощью игры ребенку можно привить и трудовые навыки.

Развивающие возможности игры «ЗНАЙКА» заключаются в укреплении взаимоотношений детей между собой, вырабатываются волевые качества при преодолении трудностей в процессе игры, развивается кругозор детей, эстетический вкус и спортивный интерес.

В игру «ЗНАЙКА» детям играть интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием.

В развивающую математическую игру «ЗНАЙКА» включено шесть математических настольных игр: «Фотограф», «Учитель», «Строитель», «Полицейский», «Исследователь», «Почтальон».

В каждой из этих игр свои дидактические задачи и правила, разработаны методические рекомендации. Каждая игра несет одну тему, но имеет разные варианты.

В игре участвуют все дети группы. Чтобы поддерживать интерес детей к игре, создали «БАНК». Каждый игрок имеет свою ячейку в «БАНКе», в которой происходит накопление бонусов.

Овладев профессией, т. е. правилами игры и умением организовать ее самостоятельно, или научить играть другого ребенка, - игрок получает бонусы.

В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревнованиях возрастает активность ребенка, воля к победе.

Поэтому изготавливая математические игры вместе с детьми, предложила им организовать чемпионат математиков «ЗНАЙКА». Чемпионом становится ребенок, выполнивший все задания без ошибок. Призом в этом соревновании решили сделать медаль «ЗНАЙКА». Накопив 6 бонусов – ребенок получает медаль «ЗНАЙКА», становится чемпионом. Игроки сами выбирают свой путь к достижению цели (бонусов, медали, начиная играть с той или иной игры.

Игра проста в изготовлении. Ее можно сделать вместе с детьми из цветных картона и бумаги, цветных пластиковых папок для бумаг, при помощи клеящего карандаша и фломастеров. Для прочности можно заламинировать или вставить в прозрачный файл. Для игр можно использовать готовые фишки или изготовить вместе с детьми. «БАНК» мы сделали из спичечных коробков и обклеили бумагой. Дизайн бонусов отражает профессию, можно использовать рисунки с изображением орудий труда или рисунки детей.

На начальном этапе игры наблюдения в процессе работы с детьми показали, что 30-35% дошкольников (8-10детей) играли с желанием и выступали инициаторами игры.

Интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу. Поэтому предлагать такие игры надо постепенно.

Результаты достижений детей по развитию элементарных математических представлений после введения игры «ЗНАЙКА»: 2010г. – высокий уровень 32%, средний уровень – 58%, низкий уровень – 10%; 2011г. – высокий уровень 43%, средний уровень – 57%, низкий уровень – 0%. Анализ диагностических данных за 2010-2011 учебный год позволил нам определить повышение уровня развития элементарных математических представлений у детей: высокий уровень на 11%, средний уровень – уменьшился на 1%, низкого уровня – нет.

Дети быстро осваивают правила математических игр «Почтальон», «Строитель». Игры «Полицейский», «Исследователь», «Фотограф» даются детям труднее.

К финишу 30% детей приходят через месяц, 60% - в течение 2-3 месяцев, 10% испытывают затруднения в играх «Учитель», «Полицейский», «Фотограф».

В игре «Исследователь», дети выполняют задания, но испытывают трудности в выражении своих мыслей и действий словами.

Развивающая математическая игра «ЗНАЙКА» очень нравится детям, помогает закреплять пройденный программный материал по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в соответствии с их возрастом.

Игра компактна (шесть игр находятся в одной коробке, безопасна, сделана своими руками совместно с детьми.

У развивающей математической игры «ЗНАЙКА» есть потенциал дальнейшего развития:

• в разных вариантах, усложнении заданий в играх;

• в возможности дополнить ее другими математическими играми.

Предлагаем вашему вниманию шесть математических настольных игр из развивающей математической игры «ЗНАЙКА»:

Игра «Учитель»

Дидактические задачи:

Освоение детьми действий моделирования отношений «Часть-Целое» и выделения компонентов задачи в процессе придумывания арифметических задач по рассказу, содержащему числа.

Правила игры:

В игре участвуют два ребенка. Первый играющий кладет в маленькие прямоугольники счетные палочки, например: три серых и пять белых палочек. Второй играющий должен пересчитать палочки, заполнить соответствующие прямоугольники карточками с числами, между ними положить карточку со знаком «+», между вторым и третьим – знак «=». Затем игроки меняются ролями и продолжают игру. За каждое правильное решение дается фишка. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок и получит большее количество фишек.

Аналогично проводится игра на вычитание. Первый играющий кладет определенное количество палочек в маленькие прямоугольники. Второй - должен сосчитать общее количество палочек и закрыть карточкой с соответствующим числом большой прямоугольник. Между первым и вторым прямоугольником положить знак «-», затем пересчитать, сколько палочек следует убрать (они расположены в маленьком прямоугольнике, и обозначить карточкой с числом в следующем прямоугольнике, положить знак «=». Затем определить, сколько палочек осталось в третьем прямоугольнике, и карточку с соответствующим числом положить в третий прямоугольник. За каждое правильное решение дается фишка. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок и получит большее количество фишек.

Методические рекомендации:

На первом этапе можно дать детям модели арифметических задач со знаками.

На втором этапе детям предлагается самим ставить знаки «+», «-»,«=».

В качестве фишек можно использовать плоскостные геометрические фигуры с изображением предмета, соответствующие профессии.

Технологическая карта игры:

Игра проста в изготовлении. Ее можно сделать вместе с детьми из цветных картона и бумаги, при помощи клеящего карандаша и фломастеров. Для прочности можно заламинировать или вставить в прозрачный файл.

Игра «Исследователь»

Дидактические задачи:

Развитие логического мышления, классификация по двум, трем свойствам, построение модели с помощью Кругов Эйлера.

вариант (с двумя кругами)

Развитие логического мышления, классификация по двум свойствам, построение модели с помощью кругов Эйлера.

Правила игры:

В игру можно играть вдвоем, выполняя ходы поочередно. Дается задание, например: расположить фигуры так, чтобы внутри красного круга оказались все красные геометрические фигуры, а внутри зеленого – все круглые. В соответствии с правилами игры играющие выполняют ходы, причем каждым ходом кладут одну из имеющихся у них фигур на соответствующее место. Например, начиная заполнять внутреннюю область зеленого круга круглыми фигурами, они располагают все фигуры, в том числе и красные круги, вне красного круга. Затем все остальные красные фигуры располагают внутри красного, но вне зеленого круга. В результате. общая часть двух кругов оказывается пустой. Другие дети догадываются, что красные круги должны лежать внутри обоих кругов (внутри зеленого круга – потому что круглые, внутри красного – потому что красные). Если ребенок не догадался в процессе первой подобной игры, подскажите и объясните ему.

Методические рекомендации:

Перед началом игры выясните у ребят, где находятся четыре области, определяемые двумя кругами на игровом поле: внутри красного, но вне зеленого; внутри зеленого, но вне красного; и вне обоих кругов.

После того, как дети смогут определять области, познакомьте их с правилами игры.

После игры, задайте детям вопросы: «Какие геометрические фигуры находится внутри обоих кругов; внутри зеленого, но вне красного; внутри красного, но вне зеленого; вне обоих кругов?». Старайтесь добиться, чтобы дети называли фигуры на основании двух свойств – цвета и формы.

В самом начале игры, вопросы о фигурах внутри зеленого круга, но вне красного; и внутри красного, но вне зеленого вызывают у детей некоторые затруднения. В этом случае, помогите детям, задав наводящие вопросы: «Какие фигуры лежат внутри зеленого круга? (круглые). А вне красного круга? (не красные). Значит, внутри зеленого, но вне красного круга лежат все круглые и не красные фигуры.

Игру с кругами можно проводить несколько раз, варьируя правило игры.

вариант (с тремя кругами)

Развитие логического мышления, классификация по двум свойствам, построение модели с помощью кругов Эйлера.

Правила игры:

В игру с тремя кругами можно играть вдвоем или втроем. Сначала на игровом листе изображаются три круга (красный, желтый, зеленый) и устанавливается правило игры (оно касается расположения фигур): например, фигуры расположить так, чтобы внутри красного круга оказались все красные фигуры, внутри зеленого - все треугольники, а внутри желтого - все большие. Затем каждый из играющих поочередно берет одну фигуру из разложенного на столе набора фигур и кладет на подобающее ей место. Игра продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан весь набор фигур. Каждая ошибка в расположении фигур - штрафное очко.

Игру с тремя обручами можно много раз повторять, варьируя правила игры, т. е. меняя расположение фигур.

Методические рекомендации:

При проведении игры могут возникать затруднения в правильном определении места для каждой фигуры. В таком случае необходимо выяснить, какими свойствами обладает фигура и где она должна лежать в соответствии с правилами игры.

Интерес представляют и такие правила, при которых отдельные области оказываются пустыми: например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного круга оказались все красные фигуры, внутри зеленого - все зеленые, а внутри желтого - все желтые; другой вариант: внутри красного - все круглые, внутри зеленого - все квадраты, внутри желтого - все красные и т. д. В этих вариантах игры необходимо ответить на вопрос, почему те или иные области остались пустыми. Это важно для формирования у детей доказательного стиля мышления.

Технологическая карта игры:

На игровое белое поле выкладываются два – три круга, вырезанные из цветных пластиковых папок для бумаг. Наборы геометрических фигур могут вырезать дети из разноцветного картона и разного размера.

Игра «Почтальон»

Дидактические задачи:

Развитие пространственных представлений о системе координат. Закрепление представлений о геометрических фигурах, числах и цифрах.

Правила игры:

В игру играют вдвоем. Один из детей становится почтальоном, второй – живет в доме, называет почтальону свой адрес, по которому надо доставить письмо, открытку или посылку. Затем ход переходит следующему игроку. Выигравшим считается, кто без ошибок доставил почту.

Геометрические фигуры – названия улиц (например, улица треугольника). Цифры обозначают номера домов, находящихся в столбиках под этими цифрами. Например, открытку для Незнайки нужно отнести на улицу квадрата, дом 5; письмо для Пеппи надо доставить по адресу – улица Круга, дом 2.

Методические рекомендации:

Можно видоизменить задание. Внести картинки с изображениями овощей и фруктов. Разместив их на таблице, нужно назвать их адреса.

В следующий раз, играя в игру, можно ввести термин «координата». Названия улицы и номера дома называть координатами предмета.

Технологическая карта игры:

Игровое поле состоит из таблицы - шести столбиков и пяти строк. На первую строку наклеиваются цифры, а на первый столбик – геометрические фигуры. Поле и геометрические фигуры можно сделать из цветного картона. Картинки овощей и фруктов могут нарисовать дети сами, или вырезать из цветной бумаги и наклеить на карточку. Для прочности игры, игровое поле можно вставить в прозрачный файл.

Игра «Полицейский»

Дидактические задачи:

Развитие у детей представлений о составе чисел. Овладение действиями построения графической модели в виде двух видов значков для установления соотношения чисел при составлении числа из двух чисел. Закрепление навыков обозначения количества цифрой.

Правила игры:

В игру играют вдвоем. Взрослый (ученик) кладет карточку с числом на прямоугольник и сам же дополняет его до числа 2, 1, 3, 4 таким образом, чтобы допустить ошибки. Второй игрок (учитель) внимательно проверяет, кто из животных допустил ошибку. После того, как ошибки будут найдены, их необходимо исправить. В прямоугольник можно класть карточки с числами 5,6,7,8,9,10. Затем игроки меняются местами. Выигрывает тот, кто обнаруживает и исправляет большее число ошибок.

Методические рекомендации:

Для детей, затрудняющихся в составлении числа из двух чисел, можно предложить использовать счетные палочки или фишки двух видов. Сначала учеником становится взрослый, затем его может заменить ребенок, хорошо освоивший состав числа из двух чисел.

Технологическая карта игры:

На игровом поле из цветного картона вычерчивается модель из кругов и соединяющих линий; на кругах слева приклеиваются или пишутся маркером цифры – 2,1,3,4. Возле кругов справа приклеиваются картинки животных. Посередине поля приклеивается прозрачный из пластика прямоугольник – кармашек, чтобы вставлять цифры. Набор цифр можно вырезать из кассы цифр.

Игра «Фотограф»

Дидактические задачи:

Развитие зрительного внимания, памяти. Закрепление представлений о математических знаках.

Правила игры:

В игру можно играть одному или вдвоем. В клетках квадратов нарисованы разные математические знаки (+,-,=, или можно нарисовать цифры). В кармашке на игровом поле лежат карточки с такими же знаками.

вариант

Играющий, приподняв крышку, должен в течение одной-двух минут запомнить расположение знаков в клетках квадрата, а потом закрыв крышку, сложить по памяти в квадрате справа сложить такую же таблицу-фото из отдельных карточек со знаками. После этого крышку приподнимают и проверяют, все ли значки правильно размещены.

вариант

Если играют вдвоем, то один играющий – фотограф – выкладывает знаки, другой – клиент – дает задание, показывая квадрат со знаками.

Методические рекомендации:

Начинать надо с запоминания небольшого количества знаков, постепенно увеличивая их количество. Немаловажно и разнообразие квадратов с нарисованными знаками, для того, чтобы менять их при повторении игры.

Технологическая карта игры:

На листе цветного картона справа приклеивается большой квадрат, расчерченный на 9 маленьких квадратов. К левой половине листа приклеивается крышка- затвор фотоаппарата. Карточки со знаками можно вырезать из кассы цифр.

Игра «Строитель»

Дидактические задачи:

Развитие мелкой моторики руки, зрительно-пространственного восприятия, приучение к самопроверке и самоконтролю. Ознакомление с числами и цифрами в занимательной форме, развитие представлений о количестве предметов, учить сопоставлять множество предметов с соответствующим числом, сравнивать количества.

Правила игры:

В игру можно играть вдвоем - вшестером. Все пазлы с изображениями чисел и математическими знаками перемешиваются. Ребенок собирает числа, в соответствие пазловых замков на элементах. Проверкой правильности решения служит пазловый замок. Выигрывает тот, кто первым найдет подходящие половинки для всех своих элементов

Методические рекомендации:

Наличие пазлового замка на элементах позволяет собирать числа самостоятельно. Игру лучше начинать под руководством взрослого. Перед игрой полезно объяснить ребенку, чем цифры отличаются от чисел: числа служат для обозначения количества предметов, а цифры (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9) для записи числа; чисел много, а цифр всего десять. Рекомендуется начинать с 2-3х цифр и добавлять по 2-3 цифры в каждой следующей игре. Очень важно проводить игру на положительном эмоциональном фоне, подбадривая ребенка.

Не забывайте, что игра – это прообраз жизненных ситуаций, где будут соревнования, соперничество, возможные проигрыши. Через игру ребенок может понять, что, во-первых, его не всегда ждет успех; во-вторых, проигрыш еще не конец света; в-третьих, что для успеха надо работать, думать и много знать.

Желаем успехов в игре!

Публикации по теме:

Дидактическая играДидактическая игра Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьезное.

Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в игре На современном этапе развития общества тема воспитания детей как никогда принимает огромное общественное значение. Игра – один из тех видов.

Автор публикации:
Развивающая математическая игра «Знайка» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 января 2013 в 12:05
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...
Мастер-класс по изготовлению панно «Солнышко».
Мастер-класс по изготовлению панно «Солнышко». Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, МБДОУ №58, г. Апатиты, Мурманской обл. Не так...
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...