Развивающая среда как средство ознакомления дошкольников с историей родного края

Ольга Романовская
Развивающая среда как средство ознакомления дошкольников с историей родного края

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Поэтому детям необходимо знать и изучать историю своего края, культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Цели: формирование у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края; воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе, побудило к созданию в группах нашего дошкольного учреждения центров краеведения. Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребёнка, мы уделяем большое внимание его наполнению. Содержание материалов в центрах краеведения зависит от возраста детей.

В младшем дошкольном возрасте начинают развиваться те черты, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены: в народных песнях, сказках, рассказах и стихотворениях, с которыми педагоги знакомят своих воспитанников и которые в дальнейшем находят свое отражение в сюжетно-ролевых играх и играх-драматизациях; во впечатлениях о природе родного края. В этом педагогам помогают дидактические игры, картинки- иллюстрации, книжки- раскраски, а так же изготовленный совместно с семьями воспитанников альбом «Братья наши меньшие». Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Детям среднего дошкольного возраста познакомиться с родным краем помогают: -альбомы: «Моя семья», «Мой город Новокузнецк»;

-художественная литература о семье, о городе;

-папки - передвижки: «Я живу в Новокузнецке», «Наш край» (о животном и растительном мире);

-картинки – иллюстрации с соответствующей тематикой;

-предметы народно- прикладного искусства.

Группы старшего возраста оснащены большим количеством развивающих материалов, с помощью которых дети знакомятся с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнают историю родного города и края:

-альбомы: «Наша семья», «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина, «Наша область», «Россия»;

-предметы искусства народов России;

-художественная литература (стихи, рассказы, произведения самих детей).

-традиции, обычаи, фольклор Кемеровской области (описания, иллюстрации);

-флаг, гербы и другая символика Новокузнецка, Кузбасса.

В этом возрасте особое внимание уделяют ознакомлению детей со своим микрорайоном, в этом воспитателям помогают плоскостные и объемные макеты: «Ильинка», «Детский сад». В одной из наших старших групп, дети знакомятся с представителями флоры и фауны непосредственно у карты Кемеровской области.

В подготовительных к школе группах границы изучаемого расширяются. Содержимое центров усложняется. Представлены куклы в русских национальных костюмах, портреты знаменитых людей, детские произведения писателей и поэтов. Макет «Кузнецкая крепость» в одной из подготовительных групп, позволяет воспроизводить реальные исторические события, с которыми дети познакомились ранее.

Я работаю воспитателем на подготовительной к школе группе. Центральное место в краеведческом уголке мы отвели авторским работам с городскими пейзажами, выполненными для конкурса рисунков среди семей воспитанников. Так же обращает на себя внимание «Кузнецкая крепость» - поделка из соленого теста – конкурсная работа нашей воспитанницы. В своей работе большое внимание мы уделяем ознакомлению детей с историей города Новокузнецка. В этом нам помогают альбомы: «Моя Родина», «Новокузнецк», «7 Чудес Новокузнецка» и другие; открытки с его достопримечательностями, с живописными уголками, промышленностью.

Для изучения растительного и животного мира наших лесов, ознакомления с уникальными уголками природы нашего края и закрепления полученных знаний мы изготовили макет «Животный мир родного края». Изучая эти темы, дети приходят к выводу о необходимости беречь и охранять природу, у дошкольников формируются основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

Знакомя дошкольников с родным краем, мы обращаем внимание дошкольников на то, что какой бы особенной ни была малая Родина, она является частью всей страны. Познакомить ребят с этими вопросами помогают: флаги, гербы и другая символика Новокузнецка, Кузбасса, России и других стран; иллюстративный материал; выставки работ родителей и детей «Наш край родной», «Мы живем в Новокузнецке», «Моя Родина – Россия». При создании уголков патриотического воспитания мы уделяем внимание не только внешнему оформлению, но и учитываем внутренние нравственные качества личности детей. Мы стараемся, чтобы каждая изучаемая тема была актуальной для каждого ребенка. Так, мы знакомились с лексической темой «День Защитника Отечества» непосредственно по рассказам детей, которые воспроизводили повествования реальных участников событий, которыми являются деды и отцы воспитанников.

В книжном уголке выставляются книги познавательного характера, иллюстративно - дидактический материал о природе родного края, страны, фотоальбомы о нашем городе в прошлом и настоящем, предметы и открытки с изображением предметов народно - прикладного искусства. Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а так же стремление и желание отобразить полученные знания. Работа продолжается и в свободной деятельности детей: ребята конструируют из строительного материала свой город, дома, крепости, мосты.

Разучивать стихи и пальчиковые гимнастики о своём городе нам помогают мнемотаблицы. Этот приём способствует лучшему запоминанию стихотворных текстов, а яркая мнемотаблица позволяет лучше узнать и запомнить родной город. С большим интересом дети играют в различные дидактические авторские игры: лото «Мой город Новокузнецк», домино «Мой родной город», собирают кубики и пазлы с изображением достопримечательностей города. На занятиях по изобразительной деятельности дети выражают своё отношение к окружающему миру в рисунках на темы: «Ильинка», «Кузнецкая крепость», «Мой край родной» и др.

Мы вместе с воспитанниками посещаем интересные лектории в детской библиотеке, приглашаем сотрудников музея «Тазыхан» в детский сад, чтобы ознакомить детей с традициями и бытом шорского народа. Соблюдая народные традиции, в детском саду проводятся фольклорные праздники, развлечения, при подготовке к которым дети знакомятся с историей, обычаями и культурой своего народа. Работа, построенная таким образом в нашем ДОУ, значительно расширяет знания детей о своем крае, своей стране, помогает понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, понять смысл российской символики, воспитывает чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-razvivayuschaja-sreda_u6l2s.pptx | 20893,21 Кб | Скачан: 88
 
Публикации по теме:

Комплексное занятие по патриотическому воспитанию. «Что мы Родиной зовем?» Что мы Родиной зовем? Цель: Продолжать формировать понятие «Родина», закреплять знания о родном городе, учить узнавать знакомые места.

Конспект занятия «Что мы Родиной зовем?» Первомайский: город моей души. Что мы Родиной зовем? Цель: Продолжать формировать понятие «Родина», закреплять знания о родном городе,.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Развивающая среда как средство ознакомления дошкольников с историей родного края
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 13:24
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...