Развивающая среда как средство ознакомления дошкольников с историей родного края

Ольга Романовская
Развивающая среда как средство ознакомления дошкольников с историей родного края

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Поэтому детям необходимо знать и изучать историю своего края, культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Цели: формирование у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края; воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе, побудило к созданию в группах нашего дошкольного учреждения центров краеведения. Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребёнка, мы уделяем большое внимание его наполнению. Содержание материалов в центрах краеведения зависит от возраста детей.

В младшем дошкольном возрасте начинают развиваться те черты, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены: в народных песнях, сказках, рассказах и стихотворениях, с которыми педагоги знакомят своих воспитанников и которые в дальнейшем находят свое отражение в сюжетно-ролевых играх и играх-драматизациях; во впечатлениях о природе родного края. В этом педагогам помогают дидактические игры, картинки- иллюстрации, книжки- раскраски, а так же изготовленный совместно с семьями воспитанников альбом «Братья наши меньшие». Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Детям среднего дошкольного возраста познакомиться с родным краем помогают: -альбомы: «Моя семья», «Мой город Новокузнецк»;

-художественная литература о семье, о городе;

-папки - передвижки: «Я живу в Новокузнецке», «Наш край» (о животном и растительном мире);

-картинки – иллюстрации с соответствующей тематикой;

-предметы народно- прикладного искусства.

Группы старшего возраста оснащены большим количеством развивающих материалов, с помощью которых дети знакомятся с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнают историю родного города и края:

-альбомы: «Наша семья», «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина, «Наша область», «Россия»;

-предметы искусства народов России;

-художественная литература (стихи, рассказы, произведения самих детей).

-традиции, обычаи, фольклор Кемеровской области (описания, иллюстрации);

-флаг, гербы и другая символика Новокузнецка, Кузбасса.

В этом возрасте особое внимание уделяют ознакомлению детей со своим микрорайоном, в этом воспитателям помогают плоскостные и объемные макеты: «Ильинка», «Детский сад». В одной из наших старших групп, дети знакомятся с представителями флоры и фауны непосредственно у карты Кемеровской области.

В подготовительных к школе группах границы изучаемого расширяются. Содержимое центров усложняется. Представлены куклы в русских национальных костюмах, портреты знаменитых людей, детские произведения писателей и поэтов. Макет «Кузнецкая крепость» в одной из подготовительных групп, позволяет воспроизводить реальные исторические события, с которыми дети познакомились ранее.

Я работаю воспитателем на подготовительной к школе группе. Центральное место в краеведческом уголке мы отвели авторским работам с городскими пейзажами, выполненными для конкурса рисунков среди семей воспитанников. Так же обращает на себя внимание «Кузнецкая крепость» - поделка из соленого теста – конкурсная работа нашей воспитанницы. В своей работе большое внимание мы уделяем ознакомлению детей с историей города Новокузнецка. В этом нам помогают альбомы: «Моя Родина», «Новокузнецк», «7 Чудес Новокузнецка» и другие; открытки с его достопримечательностями, с живописными уголками, промышленностью.

Для изучения растительного и животного мира наших лесов, ознакомления с уникальными уголками природы нашего края и закрепления полученных знаний мы изготовили макет «Животный мир родного края». Изучая эти темы, дети приходят к выводу о необходимости беречь и охранять природу, у дошкольников формируются основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

Знакомя дошкольников с родным краем, мы обращаем внимание дошкольников на то, что какой бы особенной ни была малая Родина, она является частью всей страны. Познакомить ребят с этими вопросами помогают: флаги, гербы и другая символика Новокузнецка, Кузбасса, России и других стран; иллюстративный материал; выставки работ родителей и детей «Наш край родной», «Мы живем в Новокузнецке», «Моя Родина – Россия». При создании уголков патриотического воспитания мы уделяем внимание не только внешнему оформлению, но и учитываем внутренние нравственные качества личности детей. Мы стараемся, чтобы каждая изучаемая тема была актуальной для каждого ребенка. Так, мы знакомились с лексической темой «День Защитника Отечества» непосредственно по рассказам детей, которые воспроизводили повествования реальных участников событий, которыми являются деды и отцы воспитанников.

В книжном уголке выставляются книги познавательного характера, иллюстративно - дидактический материал о природе родного края, страны, фотоальбомы о нашем городе в прошлом и настоящем, предметы и открытки с изображением предметов народно - прикладного искусства. Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а так же стремление и желание отобразить полученные знания. Работа продолжается и в свободной деятельности детей: ребята конструируют из строительного материала свой город, дома, крепости, мосты.

Разучивать стихи и пальчиковые гимнастики о своём городе нам помогают мнемотаблицы. Этот приём способствует лучшему запоминанию стихотворных текстов, а яркая мнемотаблица позволяет лучше узнать и запомнить родной город. С большим интересом дети играют в различные дидактические авторские игры: лото «Мой город Новокузнецк», домино «Мой родной город», собирают кубики и пазлы с изображением достопримечательностей города. На занятиях по изобразительной деятельности дети выражают своё отношение к окружающему миру в рисунках на темы: «Ильинка», «Кузнецкая крепость», «Мой край родной» и др.

Мы вместе с воспитанниками посещаем интересные лектории в детской библиотеке, приглашаем сотрудников музея «Тазыхан» в детский сад, чтобы ознакомить детей с традициями и бытом шорского народа. Соблюдая народные традиции, в детском саду проводятся фольклорные праздники, развлечения, при подготовке к которым дети знакомятся с историей, обычаями и культурой своего народа. Работа, построенная таким образом в нашем ДОУ, значительно расширяет знания детей о своем крае, своей стране, помогает понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, понять смысл российской символики, воспитывает чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-razvivayuschaja-sreda_u6l2s.pptx | 20893,21 Кб | Скачан: 95
 
Публикации по теме:

Комплексное занятие по патриотическому воспитанию. «Что мы Родиной зовем?» Что мы Родиной зовем? Цель: Продолжать формировать понятие «Родина», закреплять знания о родном городе, учить узнавать знакомые места.

Конспект занятия «Что мы Родиной зовем?» Первомайский: город моей души. Что мы Родиной зовем? Цель: Продолжать формировать понятие «Родина», закреплять знания о родном городе,.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Экология
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Развивающая среда как средство ознакомления дошкольников с историей родного края
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 13:24
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о социальной акции «Капитан Доверие» в Тольятти
С 7 по 16 июля в девяти приволжских городах России проходила социальная акция «Капитан Доверие», направленная на популяризацию детского телефона доверия по...
Изучение с детьми ПДД посредством обогащения Рппс на участке детского сада
Тема ПДД актуальна всегда. С самого раннего детства дети становятся участниками дорожного движения: либо в качестве пешеходов, либо в качестве пассажиров....
Курорт «Старая Русса». История в именах. Отдых вдали от дома.
Курорт "Старая Русса" расположен в старинном русском городе Старая Русса. Старая Русса замечательный город в Новгородской области, от Новгорода всего 100...
Фетровое оформление музыкального зала
Фетр материал универсальный, из него получаются оригинальные цветы, поделки, интересное оформление. Этот доступный материал бывает различных расцветок,...
Мое творчество. Страничка в текстильную книгу по сказке «Город кружевниц». Мастер-класс.
Долго-долго собиралась я с мыслями, по какой же сказке сшить страничку в сказочную текстильную книгу. У Тани Кирюшатовой страничек собралось уже много, а я...