Развивающая среда в ДОУ

Лидия Хлебникова
Развивающая среда в ДОУ

Одним из требований, предъявляемых к основной общеобразовательной программы дошкольного образования является принцип интеграции образовательных областей. При проектировании воспитательного процесса необходимо обеспечить интегративный подход к организации развивающих центров активности детей. Это обеспечивает процесс взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования.

Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности. Педагоги детского сада обязаны создать условия для возникновения и развёртывания игры, для развития общения между детьми в игре, способствовать развитию у детей разных видов игры, создать условия для развития творческой игровой активности детей, развивать у детей способность к самовыражению, побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций, учить детей различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей и людей, передавая их различными игровыми средствами, предоставлять детям право выбора игровых средств

Функции развивающей среды

- организующая (цель: предложить ребёнку разнообразный материал для активного участия в разных видах деятельности);

- воспитывающая (цель: создание воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: взять себе или поделиться, действовать самому или уступить);

- развивающая (главная, ведущая функция)

Чтобы предметно- развивающая среда выполняла свои функции, педагог при её проектировании и создании должен ориентироваться на следующие принципы:

*принцип целесообразности и рациональности (создание атмосферы удобства и комфорта для каждого. Каждая вещь, выполняя свою функцию, не мешала делать другим своё дело: расстановка мебели, оформление рекреаций)

* принцип доступности и открытости (каждый ребёнок ведёт себя по принципу «вижу – действую». Выбор ребёнка может состояться в том случае, если перед ним будет открыто всё. Поэтому в группе на стеллажах, полках, в шкафах должно быть открыто представлено всё то, что составляет актуальный и ближайший предметный мир в настоящее время для ребёнка.

* принцип проектирования и построения окружающего мира (развивающая среда должна соответствовать возрасту детей)

Место педагога в развивающей среде

Предметная среда, окружающая детей, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушевляет» окружающую среду, делает её понятной и доступной для ребёнка. Воспитатель, с одной стороны, является автором среды, с другой – её компонентом.

Автором потому, что, зная особенности развития каждого ребёнка, творит, проектирует, создаёт среду. А создавая «среду обитания» ребёнка, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом и. т. д.

Компонентом потому, что определяет своё место в среде относительно каждого ребёнка. Вот вильный ребёнок в интеллектуальном развитии, он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, ему надо создать среду самостоятельного поиска на данный вопрос. Этому ребёнку достаточно только подсказать, подложить подсказку в среду деятельности, и он сам решит эту задачу. А вот ребёнок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах её преподнесения: объяснения, показ, совместное выполнение действий …Все эти виды использования среды и самого педагога как её компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперёд., поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому.

Современная ситуация в образовании ставит педагога в принципиально новые условия, для которых характерны отсутствие жесткой регламентации педагогической деятельности, значительное расширение информационного поля, модернизация социальных функций педагога, развитие индивидуальности, готовность к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств. Чтобы не отставать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечит возможность для своего развития

Любое полученное знание, информация имеет какую- либо ценность только при условии их применения. Поэтому итоги инновационной деятельности должны находить отражение в работе педагогов, а разнообразные базовые компоненты предметно – развивающей среды дают возможность избежать рутины и неформально организовать педагогический процесс. Ведь если ребёнок занят полезным и интересным делом, это уже большая педагогическая удача.

Публикации по теме:

«Организация условий работы по художественно-эстетическому развитию детей» с ФГТ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Развивающая среда старшей группы.Развивающая среда старшей группы. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования).

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Транспорт
  • Космос
Автор публикации:
Развивающая среда в ДОУ
Опубликовано: 15 ноября 2013 в 09:25
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Чтоб представить вы могли, Глобус — копия Земли».
Одному мальчику из нашей группы «Золотой петушок» Дед Мороз на Новый год подарил глобус. Как обрадовались мои ребята, когда Саша принёс глобус в группу! Мы...
Аппликация с элементами рисования с детьми 4–5 лет «Заснеженный дом»
В предварительной работе мы рассматривали иллюстрации к русской народной сказке"Заюшкина избушка", к сказке В. Одоевского "Мороз Иванович",...
Мастер-класс для родителей «Новогодние шары»
Вот и наступил новый 2017 год! К празднику готовились и взрослые и дети. Каждый год мы группе проводим тематические выставки новогодних поделок, «Елочка...
Коллективная работа из бросового материала по мотивам сказки.
Предлагаю Вашему вниманию коллективную работу из бросового материала, выполненную детками средней группы «Карамельки» по мотивам русской народной сказки...
«Ангелы — наши друзья». Беседа с детьми дошкольного возраста
В этой публикации я расскажу о беседе, которая прошла в нашей группе. Тема и текст беседы были согласованы с родителями наших воспитанников и получено от них...