Развивающая среда в ДОУ

Лидия Хлебникова
Развивающая среда в ДОУ

Одним из требований, предъявляемых к основной общеобразовательной программы дошкольного образования является принцип интеграции образовательных областей. При проектировании воспитательного процесса необходимо обеспечить интегративный подход к организации развивающих центров активности детей. Это обеспечивает процесс взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования.

Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности. Педагоги детского сада обязаны создать условия для возникновения и развёртывания игры, для развития общения между детьми в игре, способствовать развитию у детей разных видов игры, создать условия для развития творческой игровой активности детей, развивать у детей способность к самовыражению, побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций, учить детей различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей и людей, передавая их различными игровыми средствами, предоставлять детям право выбора игровых средств

Функции развивающей среды

- организующая (цель: предложить ребёнку разнообразный материал для активного участия в разных видах деятельности);

- воспитывающая (цель: создание воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: взять себе или поделиться, действовать самому или уступить);

- развивающая (главная, ведущая функция)

Чтобы предметно- развивающая среда выполняла свои функции, педагог при её проектировании и создании должен ориентироваться на следующие принципы:

*принцип целесообразности и рациональности (создание атмосферы удобства и комфорта для каждого. Каждая вещь, выполняя свою функцию, не мешала делать другим своё дело: расстановка мебели, оформление рекреаций)

* принцип доступности и открытости (каждый ребёнок ведёт себя по принципу «вижу – действую». Выбор ребёнка может состояться в том случае, если перед ним будет открыто всё. Поэтому в группе на стеллажах, полках, в шкафах должно быть открыто представлено всё то, что составляет актуальный и ближайший предметный мир в настоящее время для ребёнка.

* принцип проектирования и построения окружающего мира (развивающая среда должна соответствовать возрасту детей)

Место педагога в развивающей среде

Предметная среда, окружающая детей, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушевляет» окружающую среду, делает её понятной и доступной для ребёнка. Воспитатель, с одной стороны, является автором среды, с другой – её компонентом.

Автором потому, что, зная особенности развития каждого ребёнка, творит, проектирует, создаёт среду. А создавая «среду обитания» ребёнка, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом и. т. д.

Компонентом потому, что определяет своё место в среде относительно каждого ребёнка. Вот вильный ребёнок в интеллектуальном развитии, он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, ему надо создать среду самостоятельного поиска на данный вопрос. Этому ребёнку достаточно только подсказать, подложить подсказку в среду деятельности, и он сам решит эту задачу. А вот ребёнок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах её преподнесения: объяснения, показ, совместное выполнение действий …Все эти виды использования среды и самого педагога как её компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперёд., поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому.

Современная ситуация в образовании ставит педагога в принципиально новые условия, для которых характерны отсутствие жесткой регламентации педагогической деятельности, значительное расширение информационного поля, модернизация социальных функций педагога, развитие индивидуальности, готовность к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств. Чтобы не отставать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечит возможность для своего развития

Любое полученное знание, информация имеет какую- либо ценность только при условии их применения. Поэтому итоги инновационной деятельности должны находить отражение в работе педагогов, а разнообразные базовые компоненты предметно – развивающей среды дают возможность избежать рутины и неформально организовать педагогический процесс. Ведь если ребёнок занят полезным и интересным делом, это уже большая педагогическая удача.

Публикации по теме:

«Организация условий работы по художественно-эстетическому развитию детей» с ФГТ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Развивающая среда старшей группы.Развивающая среда старшей группы. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования).

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Транспорт
  • Космос
Автор публикации:
Развивающая среда в ДОУ
Опубликовано: 15 ноября 2013 в 09:25
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
Тематический досуг для детей второй младшей группы «Путешествие по творчеству Агнии...
Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с детской писательницей А. Л. Барто и её творчеством; помочь детям на основе творческой деятельности...