Лучший педагог года

Развивающие дидактические игры для детей с нарушениями зрения

Ирина Сапронова
Развивающие дидактические игры для детей с нарушениями зрения

Учитель-дефектолог Сапронова Ирина Владимировна

Развивающие дидактические игры для детей с нарушениями зрения.

Развитие зрительного восприятия

Во время занятий рекомендуется использовать специальную наглядность определенных размеров: более крупную для фронтальных демонстраций и строго дифференцированную индивидуальную, соответствующую показателям основных зрительных функций ребенка и зрительной патологии.

Публикация «Развивающие дидактические игры для детей с нарушениями зрения» размещена в разделах

При демонстрации цветных изображений должны соблюдаться определенные требования: нужно использовать яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета. Особенно это важно на начальных этапах работы с ребенком, когда зрительное восприятие страдает из – за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствия «прошлого опыта». Показывая дидактический материал, наглядные средства, педагог должен учитывать не только его размер и цвет, но и контрастность фона, на котором он находится; чаще использовать контур для того или иного объекта или указку.

I. Демонстрационный материал – игрушки. Их стараются подбирать наиболее приближенные к реальным предметам окружающей действительности. Чаще всего используются резиновые игрушки – муляжи. Муляжи овощей, фруктов, ягод, грибов, животных, птиц, мебели, транспорта, рыб, морских обитателей, насекомые и др.

II. Демонстрационный материал – иллюстрации. Для фронтальных и подгрупповых занятий используются иллюстрации по всем лексическим темам больших форматов.

III. Дидактические игры. Все дидактические игры выполнены в ярких, контрастных цветах с контуром.

«Найди большие и маленькие», «Собери пирамидку», «Собери матрешку». Цель: научить ребёнка чередовать предметы по величине. Коррекционные задачи: развивать сенсорные представления, развивать зрительное внимание, развивать мелкую моторику.

«Подбери одинаковые по цвету», «Радуга», «Цветик – семи цветик», «Составь букет», «Цветные круги», «Цветные следы», «Подбери чашки к блюдцам», «Разноцветное мороженое», «Собери капельки в стаканчик». Цель: научить ребенка различать цвета и соотносить их с предметами. Коррекционные задачи: развитие цветового восприятия, закрепление названий основных цветов, развитие глазомера.

«Подбери одинаковые по форме», «Подбери ключики к замочкам», «Какой фигуры не хватает?», «Доски вкладыши», «Ожившие фигуры». Цель: научить вычленять контур предмета, отыскивать форму в окружающих предметах. Коррекционные задачи: закрепление представлений о геометрических фигурах, обучение соотносить фигуры с предметами окружающей действительности, закрепление умений ориентироваться в микро и макро плоскости.

«Четвертый лишний», «Что сначала, что потом?», «Парные картинки». Цель: развивать зрительное восприятие. Коррекционные задачи: формировать понятия обобщения, развивать ориентировку в пространстве, развивать логическое мышление.

«В гостях у сказки», «Волшебные превращения», «Узнай по силуэту», «Контурные изображения», «Наложенные изображения», «Подбери пару». Цель: учить соотносить цветное изображение с контурным силуэтным. Коррекционные задачи: развивать зрительное восприятие, совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.

«Танграм», «Волшебное яйцо», «Разрезные картинки», «Игры – вкладыши». Цель: закреплять сенсорные эталоны. Коррекционные задачи: учить сравнивать форму, величину предметов, развивать координацию рук, развивать ориентировку на микроплоскости.

Развитие тактильных ощущений

и мелкой моторики

Всестороннее представление об окружающем предметном мире не

может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. С помощью

данного вида восприятия закладываются знания о форме, величине, массе

предметов, их расположении в пространстве. Для детей с нарушениями зрения это очень важно, т. к. они порой не могут получить достаточного представления о предмете с помощью только зрительного восприятия.

В играх необходимо обращать особое внимание на формирование

ощупывающего и обводящего движения, на перемещение руки по предмету;

чтобы во время ощупывания ребёнок фиксировал величину, форму, фактуру, наличие основных деталей предмета.

I. Демонстрационный материал – игрушки. Их стараются подбирать наиболее приближенные к реальным предметам окружающей действительности. На занятия используются игрушки разной фактуры: резиновые, пластмассовые, мягкие, гладкие, шероховатые и др.

II. Дидактические игры.

«Чудесный мешочек», «Посчитай фасолинки», «Узнай на ощупь». Цель: развитие чувствительности и тактильно-кожного ощущения. Коррекционные задачи: развивать мелкую моторику, развивать ориентировку в пространстве, развивать зрительное восприятие.

«Мозаика», «Прищепки», «Золушка». Цель: развивать моторику пальцев рук. Коррекционные задачи: развивать тактильные ощущения, развивать и закреплять сенсорные представления, развивать ориентировку на микроплоскости.

«Шнуровка», «Собери бусы», «Пирамидка». Цель: развивать координацию рук. Коррекционные задачи: развивать мелкую моторику, развивать внимание и фиксацию взора, развивать ориентировку в пространстве и на микроплоскости.

«Соедини по точкам», «Обведи через кальку», Заштрихуй изображение», «Обведи по трафарету». Цель: развивать глазодвигательную функцию, соотнесенную с движением руки. Коррекционные задачи: развивать зрительное внимание, развивать мелкую моторику, развивать ориентировку в пространстве.

Развитие ориентировки в пространстве

Пространственные представления являются для детей сложным предметам. Поэтому очень важно начать обучение ориентировки в пространстве как можно раньше.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположение удаленности пространственных отношений между предметами) .

В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положение относительно ориентирующегося.

I. Демонстрационный материал – игрушки.

II. Дидактические игры.

«Мы роботы», «Делай как я», «Посмотри и повтори». Цель: научить соотносить свои движения с движениями другого. Коррекционные задачи: учить пространственные обозначения, учить ориентироваться относительно себя и другого, развивать внимание.

«Пройди по лабиринту», Найди путь к домику». Цель: научить ориентироваться на микроплоскости. Коррекционные задачи: развивать глазодвигательные мышцы, развивать координацию руки и глаза, развивать зрительное внимание.

«Что изменилось?», «Что где находится?», «Кто спрятался?», «Ближе – дальше», «Расставь игрушки». Цель: учить определять нахождение предмета в пространстве. Коррекционные задачи: учить ориентироваться в пространстве, развивать зрительную память, учить использовать в речи пространственные понятия (слева, справа, между, вверху, внизу и т. д.).

Публикации по теме:

Настольно-дидактические развивающие игры для детей дошкольного возраста Игра – это творческая лаборатория, в которой перерабатываются пережитые ребенком впечатления. Л. С. Выготский Игра имеет большое значение.

Настольно-дидактические, развивающие игры для детей дошкольного возраста Игра – это творческая лаборатория, в которой перерабатываются пережитые ребенком впечатления. Л. С. Выготский Игра имеет большое значение.

Дидактические игры для работы с детьми с нарушениями зренияДидактические игры для работы с детьми с нарушениями зрения Игра "Логическое панно". Цель: Развитие мелкой моторики, навыков осязательного восприятия. Коррекционные задачи: 1. Развивать умение ориентироваться.

Дидактические игры для развития просодики у дошкольников с нарушениями речи Дидактические игры для развития просодики у дошкольников с нарушениями речи. Автор: Сытник Анна Петровна Организация: ГБДОУ «Д/С № 61» Приморского.

Конспект занятия учителя-дефектолога в средней группе для детей с нарушениями зрения «Птицы» Тип занятия: Формирование предметности восприятия. Дидактическая тема: «Птицы» Программное содержание: 1. Закрепить знания о внешнем.

Мастер-класс «Дидактические развивающие игры в коррекционно — образовательном процессе» Мастер – класс «Дидактические развивающие игры в коррекционно-образовательном процессе» Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Тополек».

Развлечение «Лесные жители» для детей 6–7 лет с нарушениями зрения Развлечение построено с учетом принципов здоровьесбережения: соблюдения разумного баланса между двигательной активностью и отдыхом. Умение.

Технология разработки тактильной книги для детей с нарушениями зрения По данным Всемирной организации здравоохранения в мире насчитывают 37 миллионов слепых людей и около 125 миллионов людей с плохим зрением.

Занятие по тифлографике для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями зрения на тему «Овощи» Занятие по тифлографике (рисование) для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями зрения Тема: «Овощи» Задачи: Конкретизировать представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающие дидактические игры для детей с нарушениями зрения
Опубликовано: 12 мая 2017 в 10:22
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД