Развивающие игры. «Любят пальчики шагать»

Ольга Матвеева
Развивающие игры. «Любят пальчики шагать»

Развивающие игры. «Пальчиковые дорожки».

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей зависит от формирования тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Даже нормально развивающемуся ребёнку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного, улавливать ритм речи.

В Японии малышам начинают делать гимнастику для пальчиков в

2-3 месяца. А мы не забыли о наших русских народных играх типа «Сорока», «Братья», «Ладушки» и другие, в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку: «Всё новое – это хорошо забытое старое».

Пальчиковая гимнастика для дошкольников играет очень важную роль. Работая воспитателем на логопедической группе, провожу с детьми упражнения и гимнастику для развития мелкой моторики рук.

Не забывая, что гимнастика для пальцев разработана таким образом, чтобы полностью задействовать кисти обеих рук. Поэтому я не акцентирую внимание только на одной руке. Действия одной рукой допустимы только для маленьких детей, которые еще не могут внимательно следить сразу за двумя руками.

Обозначу цель и задачи, которые ставлю при выполнении упражнений для мелкой моторики: (на экране)

Цели: (на экране)

•Создание и введение в коррекционно-образовательный процесс авторских пособий и идей по развитию мелкой моторики рук, через выполнение дополнительных упражнений по развитию мелкой моторики в сочетании с другими видами деятельности.

Задачи:

•Формировать умение передвигать пальчики по обозначенным контурам;

•Комбинировать движения пальцев;

Развивать подвижность и послушность пальцев;

Развивать умение передвигать пальцы по заданному маршруту;

•Формировать психические процессы;

•Сопровождать движения пальцев со стихами;

•Готовить подвижность мелкой моторики к письму;

Очень важно знать нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживать этапы становления различных навыков. Вовремя принятые

меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации: (на экране)

В возрасте 1–2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.

В возрасте 2–3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

Становление двигательных функций продолжается до 5–6 летнего возраста.

При проведении пальчиковых упражнений с детьми я соблюдаю современные образовательные технологии:

•личностно – ориентированные, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка;

•здоровьесберегающие, позволяющие регулировать плотность, напряжение и физическую нагрузку на пальцы и кисти рук;

развивающие, способствующие развитию возможностей ребенка;

•коррекционные, позволяющие успешно восстанавливать и исправлять речевое и умственное развитие ребенка;

Исходя из этого, следует соблюдать следующие правила:

пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;

после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);

поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться во всех видах непосредственно- образовательной деятельности.

Разучивая игровые упражнения для пальцев, следует соблюдать последовательность: объяснение, разминка, поэтапное заучивание, т. е.

начинать пальчиковую гимнастику следует с объяснения самого процесса игры: обязательно расскажите ребенку, что вы сейчас будете делать. Далее следует размять пальцы, сгибая их и разгибая. Для этой цели подойдет простая игра: «Тучка и солнышко». Затем покажите ребенку основные фигуры и приступайте вместе к выполнению.

Чтобы игра была интересной, существует пальчиковая гимнастика в стихах. Определенные движения пальчиками сопровождают словами стихов.

Внимание и память у детей с ОНР развиты недостаточно, поэтому ребенок сможет запомнить только начало или конец фразы. Также возможны неточности при выполнении движений. Поэтому при заучивании любого упражнения требуется время и терпение.

Я в своей практической деятельности разработала игровую технологию для пальцев на плоскости по определенным ориентирам: «пальчиковым дорожкам». Предлагаю ее вашему вниманию. Моя игровая технология «Пальчиковые дорожки» включает в себя несколько видов таблиц с определенными ориентирами для ходьбы пальцами. Составлена она с учетом педагогического принципа: от простого, к сложному, т. е. от простых таблиц, где участвуют один – два пальца, к сложным, где участвует наибольшее их количество. Кроме того, развивая движения пальцев на каждой руке, постепенно переходим к движениям двумя руками. Таблицы имеют различные ориентиры. Плоскостные фигуры: кружочки, квадратики, цветочки, капельки и т. д., объемные фигуры: различные подушечки, бусинки, буквы и цифры на жестких формах, и т. д. Такие таблицы имеют и массажный эффект. При тематическом использовании таблиц выбираю сюжетную картинку, на которой обозначаю дорожку. Интерес у детей к упражнениям такого рода, очень огромный. Предлагаю «Пальчиковые дорожки» вашему вниманию.

Работая по «Пальчиковым дорожкам», отрабатываем точные движения по ориентирам. Добившись их, можно двигаться с проговариванием стихов, подобранных по ритму движения и соответствующих тематической направленности. Хочу отметить, что по данным таблицам работать необходимо не постоянно выбранными пальцами, а применять различные варианты сочетания участвующих пальцев.

Упражнения:

«Пальчики-солдатики»

1. Можно шагать пальчиками,

Считая: раз – два, раз – два…

2. со стихотворением:

По дорожке мы идем,

Никогда не устаем.

Раз, два, раз, два,

Нам шагать уже пора.

(шагающие движения двумя пальчиками, менять пальчики, пробовать различные варианты)

«Догонялки»

Можно под счет:

Раз – два – три…

Можно под слова:

Убегу, убегу,

убегу, убегу.

Догоню, догоню,

догоню, догоню.

Шагать тремя пальчиками по дорожкам. Пальчики можно менять,применять различные варианты.

«Рубим дрова» Ходьба указательным и безымянным пальчиках,

средний выполняет роль «топора»

Чтобы печку истопить,

Надо дров нам нарубить.

Рубим, рубим мы дровишки —

Пусть тепло будет детишкам.

Это упражнение можно выполнять другими тремя

пальчиками.

Используя музыкальные обозначения пальцев: 1-3-2, 2-4-3, 3-5-4.

«Помощник»(шагая по бусинкам)

Я по камешкам иду

К мамочке шагаю.

Никогда не упаду,

Точно попадаю.

Публикации по теме:

Игра на развитие мелкой моторики рук. Гусеница-лимонницаИгра на развитие мелкой моторики рук. Гусеница-лимонница Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного.

Презентация Актуальность Проблема развития общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Домашние животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Развивающие игры. «Любят пальчики шагать»
Опубликовано: 13 декабря 2013 в 20:24
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...
Детский мастер-класс «Открытка на День матери» Воспитатель: Юлия Соколова
Мамочка любимая, Самая красивая, Нежная и милая! Добрая, любимая! В праздник самых лучших мам Улыбайся, смейся ты! Я тебе цветочки дам Необычной...
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Содержание Введение 1. Оснащение предметно развивающего пространства по...