Развивающие игры. «Любят пальчики шагать»

Ольга Матвеева
Развивающие игры. «Любят пальчики шагать»

Развивающие игры. «Пальчиковые дорожки».

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей зависит от формирования тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Даже нормально развивающемуся ребёнку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного, улавливать ритм речи.

В Японии малышам начинают делать гимнастику для пальчиков в

2-3 месяца. А мы не забыли о наших русских народных играх типа «Сорока», «Братья», «Ладушки» и другие, в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку: «Всё новое – это хорошо забытое старое».

Пальчиковая гимнастика для дошкольников играет очень важную роль. Работая воспитателем на логопедической группе, провожу с детьми упражнения и гимнастику для развития мелкой моторики рук.

Не забывая, что гимнастика для пальцев разработана таким образом, чтобы полностью задействовать кисти обеих рук. Поэтому я не акцентирую внимание только на одной руке. Действия одной рукой допустимы только для маленьких детей, которые еще не могут внимательно следить сразу за двумя руками.

Обозначу цель и задачи, которые ставлю при выполнении упражнений для мелкой моторики: (на экране)

Цели: (на экране)

•Создание и введение в коррекционно-образовательный процесс авторских пособий и идей по развитию мелкой моторики рук, через выполнение дополнительных упражнений по развитию мелкой моторики в сочетании с другими видами деятельности.

Задачи:

•Формировать умение передвигать пальчики по обозначенным контурам;

•Комбинировать движения пальцев;

Развивать подвижность и послушность пальцев;

Развивать умение передвигать пальцы по заданному маршруту;

•Формировать психические процессы;

•Сопровождать движения пальцев со стихами;

•Готовить подвижность мелкой моторики к письму;

Очень важно знать нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживать этапы становления различных навыков. Вовремя принятые

меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации: (на экране)

В возрасте 1–2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.

В возрасте 2–3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

Становление двигательных функций продолжается до 5–6 летнего возраста.

При проведении пальчиковых упражнений с детьми я соблюдаю современные образовательные технологии:

•личностно – ориентированные, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка;

•здоровьесберегающие, позволяющие регулировать плотность, напряжение и физическую нагрузку на пальцы и кисти рук;

развивающие, способствующие развитию возможностей ребенка;

•коррекционные, позволяющие успешно восстанавливать и исправлять речевое и умственное развитие ребенка;

Исходя из этого, следует соблюдать следующие правила:

пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;

после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);

поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться во всех видах непосредственно- образовательной деятельности.

Разучивая игровые упражнения для пальцев, следует соблюдать последовательность: объяснение, разминка, поэтапное заучивание, т. е.

начинать пальчиковую гимнастику следует с объяснения самого процесса игры: обязательно расскажите ребенку, что вы сейчас будете делать. Далее следует размять пальцы, сгибая их и разгибая. Для этой цели подойдет простая игра: «Тучка и солнышко». Затем покажите ребенку основные фигуры и приступайте вместе к выполнению.

Чтобы игра была интересной, существует пальчиковая гимнастика в стихах. Определенные движения пальчиками сопровождают словами стихов.

Внимание и память у детей с ОНР развиты недостаточно, поэтому ребенок сможет запомнить только начало или конец фразы. Также возможны неточности при выполнении движений. Поэтому при заучивании любого упражнения требуется время и терпение.

Я в своей практической деятельности разработала игровую технологию для пальцев на плоскости по определенным ориентирам: «пальчиковым дорожкам». Предлагаю ее вашему вниманию. Моя игровая технология «Пальчиковые дорожки» включает в себя несколько видов таблиц с определенными ориентирами для ходьбы пальцами. Составлена она с учетом педагогического принципа: от простого, к сложному, т. е. от простых таблиц, где участвуют один – два пальца, к сложным, где участвует наибольшее их количество. Кроме того, развивая движения пальцев на каждой руке, постепенно переходим к движениям двумя руками. Таблицы имеют различные ориентиры. Плоскостные фигуры: кружочки, квадратики, цветочки, капельки и т. д., объемные фигуры: различные подушечки, бусинки, буквы и цифры на жестких формах, и т. д. Такие таблицы имеют и массажный эффект. При тематическом использовании таблиц выбираю сюжетную картинку, на которой обозначаю дорожку. Интерес у детей к упражнениям такого рода, очень огромный. Предлагаю «Пальчиковые дорожки» вашему вниманию.

Работая по «Пальчиковым дорожкам», отрабатываем точные движения по ориентирам. Добившись их, можно двигаться с проговариванием стихов, подобранных по ритму движения и соответствующих тематической направленности. Хочу отметить, что по данным таблицам работать необходимо не постоянно выбранными пальцами, а применять различные варианты сочетания участвующих пальцев.

Упражнения:

«Пальчики-солдатики»

1. Можно шагать пальчиками,

Считая: раз – два, раз – два…

2. со стихотворением:

По дорожке мы идем,

Никогда не устаем.

Раз, два, раз, два,

Нам шагать уже пора.

(шагающие движения двумя пальчиками, менять пальчики, пробовать различные варианты)

«Догонялки»

Можно под счет:

Раз – два – три…

Можно под слова:

Убегу, убегу,

убегу, убегу.

Догоню, догоню,

догоню, догоню.

Шагать тремя пальчиками по дорожкам. Пальчики можно менять,применять различные варианты.

«Рубим дрова» Ходьба указательным и безымянным пальчиках,

средний выполняет роль «топора»

Чтобы печку истопить,

Надо дров нам нарубить.

Рубим, рубим мы дровишки —

Пусть тепло будет детишкам.

Это упражнение можно выполнять другими тремя

пальчиками.

Используя музыкальные обозначения пальцев: 1-3-2, 2-4-3, 3-5-4.

«Помощник»(шагая по бусинкам)

Я по камешкам иду

К мамочке шагаю.

Никогда не упаду,

Точно попадаю.

Публикации по теме:

Игра на развитие мелкой моторики рук. Гусеница-лимонницаИгра на развитие мелкой моторики рук. Гусеница-лимонница Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного.

Презентация Актуальность Проблема развития общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Домашние животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Развивающие игры. «Любят пальчики шагать»
Опубликовано: 13 декабря 2013 в 20:24
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Кукольный домик-коробка своими руками
Какая девочка в детстве не мечтает о маленьком домике для своих кукол? Был такой домик в детстве и у меня. Вернее даже не домик, а набор мебели от ПО...
Методическая разработка «Адыгейские национальные игры»
Цель: знакомство с национальными играми малой Родины. Задачи: воспитывать активное и сознательное поведение у детей в коллективе; -учить действовать...
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...