Лучший педагог года

Развивающие технологии в обучении детей дошкольного возраста

Ирина Чуксина
Развивающие технологии в обучении детей дошкольного возраста

Из всех существующих отечественных технологий технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных.

У ее истоков стояли такие психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие.

Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников.

Публикация «Развивающие технологии в обучении детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, то есть призывает, приводит в движение внутренние процессы развития.

Зона ближайшего развития – то, что ребенок сам еще сделать не может, ему нужна помощь, т. е. на определенном этапе развития ребенок может решать образовательные задачи под руководством взрослых и в сотрудничестве с другими детьми.

Зона актуального развития – то, что ребенок может сделать сам.

В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В этой связи возможно активизировать умственное развитие через содержание учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня.

Система Л. В. Занкова основана на принципах: Обучение на высоком уровне трудности, приоритет и ведущая роль теоретических знаний, высокий темп изучения материала.

Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова основывается на формирование теоретических знаний и теоретического мышления на основе анализа, планирования, рефлексии.

Система Эльконина — Давыдова развивает у детей самостоятельность, инициативность, логическое мышление, умение аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения, нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения, повышает самооценку.

Применяя развивающие технологии в детском саду, следует учитывать:

1. Организовывать интегрированную образовательную деятельность, так как при таком подходе материал усваивается детьми лучше.

2. При проведении НОД делите детей на микрогруппы по 4- 5 человек (по половому признаку- на физкультурных занятиях, по коммуникативному признаку- кто с кем дружит, по общему развитию, по темпу выполнения- быстрым детям давать задания труднее и тем самым выводить их на более высокий уровень развития).

3. На развивающих занятиях очень важно не делать за детей то, что они смогут сделать сами, и не сообщать того, до чего они сумеют додуматься при оптимально созданных для этого условиях. Необходимо давать детям возможность предполагать, домысливать. К показу способов деятельности воспитатель приступает только тогда, когда дети не смогли додуматься до них сами после нескольких проб.

4. Со средней группы развивать способности к познанию мира через исследовательскую деятельность: в дифференцированных микрогруппах, с использованием схем разного содержания.

5. Развитая речь- основной показатель психического развития дошкольников. Необходимо просить детей уточнить сказанное, делая вид, что это очень важно для всех, но пока непонятно. Помните, что повторение чужих мыслей и заучивание наизусть способствует только тренировке механической памяти.

6. Важнейшей составляющей мышления дошкольников является способность к воображению. Особенно активно воображение развивается в пятилетнем возрасте. Чтобы использовать возможности данного возраста, необходимо давать задания, которые начинались бы со слов «представьте», «придумайте».

7. При проведении НОД нужно хвалить детей только в том случае, если они действительно интеллектуально потрудились. Старайтесь не принимать повторных ответов. Чтобы этого не происходило, большая часть деятельности воспитанников целесообразно организовывать в малых группах.

8. Предоставляйте право на ошибку и неточность при обсуждении темы и при выполнении заданий. Даже, если ребенок неправ, но старается участвовать в деятельности, он обязательно получает похвалу.

9. В каждом виде деятельности необходимо создавать ситуации выбора видов деятельности или своего фрагмента работы и учить детей выбирать.

В чем же заключаются отличия развивающего обучения от традиционного, если говорить о дошкольном образовании?

- Прежде всего это отказ от «директивного», «авторитарного» характера общения с детьми. Взрослый находится «не над, не рядом, а вместе с ребенком», то есть в основе содействие, сотрудничество детей и взрослого.

- Дозирование репродуктивной формы работы (т. е повтор – делай как я, основанной на повторении и заучивании, выполнении действий по образцу

- Психологический комфорт – залог успешного развития ребенка. Он не должен бояться ошибиться, сделать что – то неправильно. Там, где есть ошибка - там возможно развитие, креативное мышление.

- Ребенку всегда надо давать выбор (материала, способа, деятельности и т. д.) тогда ему будет интересно.

- Содержание занятия – это не цель, а только средство для достижения развивающих задач (главное в процессе обучения не передача определенных знаний, умений и навыков, а активный поиск в решении возникшей (поставленной педагогом) задачи).

- Ребенок должен быть нацелен на способы достижения результата, а не на сам результат, и хвалить надо именно за «пройденный путь», а не за сам результат.

- Уход от учебной деятельности, повышение статуса игры в процессе обучения.

- Не важно, усвоил ребенок сейчас содержание занятия или нет, главная задача в развитии способностей и творческого потенциала каждого ребенка, его личностный рост.

- Частая смена видов деятельности во время занятия, учет «клиповости» мышления современных детей – быстрая сменяемость информации и «картинки».

- Дети должны что – то делать руками. Ребенок действует – ему интересно – он развивается.

- Совместный поиск решения предполагает диалог с детьми, каждый высказывает свое мнение. При этом никакой критики! Неправильные ответы детей – это повод обсудить, искать – отсюда развитие ребенка.

- Вопросы, задаваемые ребенку, должны предусматривать неоднозначные ответы, что способствует рассуждению («Кто спит зимой в берлоге? или «А почему медведь спит в берлоге).

- На смену шаблонам приходит релиативный подход (релиативно – значит неоднозначно, относительно)«все может быть всем». Например, какого цвета может быть трава, снег и т. д.

- Содержание и структура развивающего занятия должны быть гибкими, с ориентиром на создавшуюся ситуацию. На традиционном занятии главное – дисциплина. На развивающем занятии – условия выбора, проблемная ситуация, живой интерес.

- Итог занятия не может быть единым для всех, конец занятия открытый – тот, кто закончил, может помочь другому, украсить, сделать другой «дом» или пойти играть (при условии - не мешать остальным).

- Развитие ребенка не может ограничиваться рамками НОД (непосредственно образовательной деятельности, оно непрерывно. Поэтому выдвигаются новые требования к среде, в которой ребенок находится продолжительное время – она тоже должна носить развивающий характер.

Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствамИгровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста на тему «Матрёшка»Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста на тему «Матрёшка» В рамках недели "Прогулка с матрешкой" мы с детьми 2 младшей группы "Ромашка" познакомились с русской деревянной игрушкой - это матрёшкой.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию мастер- класс для педагогов ДОО: «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Всем нам известно, что на.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста Развивающие игры для детей 5- 7 лет. 1. Игра «Шаги. (Кто быстрее доберется до) С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно.

Развивающие игры на липучках для детей младшего дошкольного возрастаРазвивающие игры на липучках для детей младшего дошкольного возраста Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям,.

Развивающие игры по развитию мелкой моторики и координации движения рук «Озорной узелок» для детей дошкольного возрастаРазвивающие игры по развитию мелкой моторики и координации движения рук «Озорной узелок» для детей дошкольного возраста 8 июня. День вязания узлов на МААМ Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие.

Развивающие игры по ФЭМП для детей старшего дошкольного возрастаРазвивающие игры по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Главной целью воспитателя, на мой взгляд, является создание условий для комфортного пребывания ребенка. Что это означает? Ребенок идет в.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развивающие технологии в обучении детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 апреля 2021 в 10:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД