Реабилитация детей с ранним детским аутизмом

Ольга Трифонова
Реабилитация детей с ранним детским аутизмом

Лишь в малом проценте случаев дети с точно установленным диагнозом аутизма могут в дальнейшем жить самостоятельно, и лишь 1-2 из 100 становятся полноценными членами общества. Более половины детей, страдающих аутизмом, нуждаются в уходе в условиях стационара; у значительной части больных после многих лет, проведенных в больнице, развиваются признаки хронической шизофрении. У 25-30% больных со временем появляется эпилепсия. Большинство остаются инвалидами на всю жизнь.

Еще несколько лет назад единственным решением проблемы было поместить этих детей в специнтернаты для умственно отсталых, что приносило больше вреда, чем пользы. Только совместными усилиями семьи и специалистов можно помочь этим детям избавиться от некоторых симптомов, приспособиться к жизни в обществе, жить полноценной, счастливой жизнью.

Изучением раннего детского аутизма (РДА) занимались Ульянова, Лебединская, Мастюкова, Морозова, Николаева. Учёные утверждают, что нарушение общения – вторично, первично – развитие мозга ребёнка, который находится в социальном окружении, и выделяют 4 группы нарушения общения.

1 группа. Это дети с глубоким нарушением интеллекта. Общение связано с трудностями понимания ребёнком ситуаций. Такие дети сверхнемобильны, не ориентируются во времени и пространстве.

2 группа. Дети, не вступающие в контакт вследствие невротических расстройств, вызванных в какой – либо ситуации. Ребёнок не может рефлекторно и по подражанию научиться речевому общению.

3 группа. Дети с нарушением общения вследствие недоразвития сенсорики (глухие, слабослышащие). Ребёнок не может рефлекторно и по подражанию научиться речи.

4 группа. Дети - «маугли» выросшие в условиях социальной декомпенсации (в нечеловеческом обществе). Научиться речи невозможно.

5 группа. Дети с нарушением развития эмоциональной сферы. Ребёнок отказывается от общения по причине подвластности доминанте страха, поэтому появляется задержка речевого развития.

Ульянова, Лебединская, Мастюкова, Морозова, Николаева предлагают пошаговую коррекцию аутичного поведения. Каждый последующий этап усиливает эмоциональное воздействие на ребёнка – аутиста. Чётких переходов этапов не существует. Перед началом реабилитации необходимо выбрать контактёра.

1 этап «Возвращение эмоционального контакта».

Действия 1 этапа направлены на то, чтобы наладить эмоциональную связь контактёра с аутистом и поставить взрослого в центр бытовой жизни ребёнка.

А) «Вход в комнату ребёнка» во внеурочное время, когда он не нуждается в общении. Если ребёнок – аутист не хочет видеть взрослого, настаивать не нужно. Однако необходимо повторить попытку входа в комнату примерно через 20 минут. Лицо взрослого не должно выражать никаких эмоций, не должно быть контакта «глаза в глаза», не должно быть речевого воздействия. Привыкание к присутствию взрослого может длиться от 2 недель до 2 месяцев, пока аутист не перестанет обращать внимания и негативно на него реагировать.

Б) «Добавление эмоции воздействия».

После того, как аутист перестал негативно реагировать на приход взрослого к нему в комнату, контактёр заходит в комнату для того, чтобы молча, в течение примерно 5 минут, не смотря ребёнку в глаза, повторить его аутостимуляции. Примерно через 30 минут воздействие повторяется. Повтор аутостимуляций длится до тех пор, пока ребёнок не начнёт подходить и прикасаться ко взрослому, присоединяться к действиям взрослого. Взрослый никаким образом не должен проявлять никаких эмоций!

В) «Вовлечение в тактильный контакт»

Взрослый сажает игрушку (все игрушки должны быть с закрытыми глазами) себе на колени и качает её примерно 5 минут, не смотря на аутиста. Затем молча выходит из комнаты. Воздействие повторяется примерно через 20 – 30 минут до тех пор, пока ребёнок сам не захочет покачаться на коленях взрослого. Качая аутиста на коленях, контактёр не выражает никаких эмоций ни вербально, ни мимикой и следит, чтобы ребёнок не отрывал ног от пола.

Г) «Вовлечение в вербальный контакт».

Когда тактильный контакт с аутистом уже найден, взрослый начинает разговаривать с ним, как с обыкновенным ребёнком 1 – 2 лет, но без эмоций и зрительного контакта «глаза в глаза».

Д) Добавление новых действий.

Взрослый заходит в комнату аутиста и начинает выполнять новые игровые действия (собирать пирамидку, рисовать, лепить и т. д.) до тех пор, пока ребёнок сам не подойдёт и не включится в игру. Играя, взрослый в какой – то момент берёт нужную деталь игры и отводит руку с деталью в сторону так, чтобы ребёнок потянулся за ней, оторвал ноги от пола и заполз на взрослого.

2 этап. Смягчение аффективных расстройств.

Задача – увеличение психической активности ребёнка.

А) Включение аутиста в элементарную сюжетную игру.

Взрослый – контактёр в спокойном, но весёлом настроении повторяет аутостимулирующие движения аутиста и оречевляет их соответственно действиям (например, раскачивания аутиста можно сравнить с раскачиванием дерева от ветра, глядя в сторону. Оречевления аутостимуляций продолжаются до тех пор, пока аутист не начнёт повторять слова взрослого. После этого контактёр начинает оречевлять свои действия всегда (что делает, для чего, ожидаемый результат).

Б) Ввод в общение нового контактёра.

Новый контактёр проходит все этапы, описанные выше. Новый контактёр не должен проявлять бурных эмоций, обращать на себя внимание, заставлять ребёнка вступать в диалог. Аутист сам должен захотеть общаться.

В) Преодоление страхов.

Страх к «страшным предметам».

Аутисты сверхчувствительны, беспомощны и не понимают конкретных ситуаций. Чтобы узнать, чего и кого конкретно боится ребёнок, нужно, взяв его за руку, пройти с ним медленно по комнате. Аутист сам среагирует на страшащие его предметы тактильно или визуально. «Страшные» предметы необходимо убрать из поля зрения аутиста, замаскировать обоями, материей пастельных тонов и нейтральных рисунков, сообщить о них положительную информацию;

Аутисты всегда рисуют свои страхи, поэтому цветные карандаши необходимо убрать, оставить только простой карандаш и ластик. Нарисованные страхи взрослый стирает ластиком, обосновывая свои действия.

Страх к тесному контакту с окружающими людьми.

Контактёр, комментируя свои действия и не приглашая аутиста присоединиться, строит из стола, одеял и подушек для себя «дом». В какой – то момент взрослый говорит самому себе, что у него ничего не получается. Ребёнок сам подходит и помогает взрослому в построении «дома». Когда постройка завершена, взрослый и ребёнок вместе играют в построенном «доме» с любимыми игрушками.

Страх к выходу из помещения.

Из построенного «дома» заранее выносится любимая игрушка аутиста. В процессе игры взрослый обращает внимание ребёнка на то, что на улице идёт дождь, а любимая игрушка осталась на улице, тем самым провоцируя аутиста преодолеть свой страх и выйти из «дома», чтобы спасти игрушку.

4 этап. Отношение к необычным пристрастиям аутиста.

Бесполезно ругать, отвлекать от выполнения стереотипных движений и странных действий. Лучший способ избавиться от них – это не обращать внимания.

5 этап. Преодоление агрессии.

Агрессия при аутизме бывает 3-х видов:

- как проявление необычного влечения. Ребёнок, находясь в хорошем настроении, испытывает непреодолимое желание доставить боль близкому. Поэтому из поля зрения аутиста необходимо убрать все колюще – режущие предметы и всегда следить за ним боковым зрением;

- как способ обороны и защиты. Аутист защищается от людей, вызывающих отрицательные эмоции и переносит агрессию с окружающих людей на себя (вплоть до суицида). Присходит переход агрессии в самоагрессию.

6 этап. Речевая реабилитация аутистов.

Холдинг – терапия (автор Марта Велш, США).

Это метод, доступный для физически сильных контактёров.

Контактёр каждый день, вопреки желанию, держит аутиста на руках и пытается заглянуть ему в глаза насильно. При этом аутист может брыкаться, ругаться, царапаться, кусаться. Но взрослый удерживает его на руках и спокойным голосом пытается успокоить. Для ребёнка это сильный стресс. И в результате происходит прорыв речи.

Если у ребёнка – аутиста остались речевые мутации и вокализации, взрослый вслед за ребёнком произносит слова правильно. При отсутствии речи контактёр тонизирует активность ребёнка знакомыми стихами, сказками, потешками, песнями независимо от его желания. Независимо от звукопроизношения, методом глобального чтения аутистов учат читать.

7 этап. Обретение окружающего мира.

Все явления окружающей жизни обязательно должны оречевляться взрослым: это варианты плана действий на завтрашний день, предстоящее семейное событие или явление природы. С улицей и уличными предметами аутиста знакомят сначала ночью. Взрослый хвалит, рассказывает о предназначении, но не предлагает воздействовать на уличные предметы (качели, песочницу, лавку). С другими детьми аутиста знакомят осторожно, они должны быть или младше, или старше.

Поступление в школу нужно готовить заранее. Аутист за 1 год до школы дома осваивает программу 1 класса, привыкает к учебным действиям, знакомится со зданием школы, классным помещением, учителем. В 1-ом классе родитель сопровождает аутиста в начале урока и приходит за ним в конце, до звонка. Постепенно время нахождения ребёнка в школе увеличивается и соответственно уменьшается время сопровождения взрослым.

Поскольку аутизм представляет собой широкий спектр поведенческих отклонений, нельзя рекомендовать одно универсальное средство для всех детей, страдающих аутизмом. Все дети о аутизмом похожи, и вместе с тем, каждый из них уникален.

Исследования очень убедительно показали, что наиболее эффективным "лечением" аутизма является строго структурированная программа обучения, которая должна быть индивидуализирована для каждого ребенка, в зависимости от его конкретных нужд. Эта программа должна периодически пересматриваться и корректироваться.

Люди с аутизмом могут сделать значительный прогресс при правильном обучении. Чем раньше начата коррекционная работа с ними, тем больше шансов на хороший исход лечения. Эффективными приемами также являются: речевая терапия, модификация поведения, сенсорно-двигательная терапия, слуховая интеграционная тренировка, музыкальная терапия, мегавитаминная терапия, диета.

Публикации по теме:

Презентация «ранний детский аутизм» Презентация по теме "ранний детский аутизм". Предназначена специалистам, воспитателям, родителям. Была представлена на конкурсе "Воспитатель.

Проблемы здоровья детей дошкольного возраста В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается,что ключевой позицией обновления детского сада на современном этапе развития общества.

Автор публикации:
Реабилитация детей с ранним детским аутизмом
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 06:04
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...