Реализации принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям на занятии по обучению грамоте

Юлия Чехомова
Реализации принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям на занятии по обучению грамоте

Реализации принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям, имеющих глазную патологию,

на основе проектирования трёх образовательных маршрутов

по разделу программы «Обучение грамоте»

На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особо остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения. Не являются исключением в этом плане дети с проблемами в психофизическом развитии.

Организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями развития является одной из актуальнейших и наиболее сложных проблем современного образования.

В настоящее время в дошкольных учреждениях «отмечается катастрофически большое число неблагополучных в психофизическом развитии детей, то есть детей с различными отклонениями в развитии» (из доклада В. Селиверстова на всероссийском совещании «Коррекционно-педагогические проблемы»). Не исключение и группа компенсирующей направленности для детей с косоглазием и амблиопией ДОУ № 47, где я работаю учителем-логопедом. Нашу группу посещают дети с сенсорными (зрительными) и речевыми нарушениями.

Важным вопросом, возникающим в связи с проблемой обучения наших детей, является вопрос организации образовательной работы с ними, т. к. дети, имеющие нарушения зрения, отличаются от своих сверстников:

- низким уровнем умения целостно, детально и последовательно

воспринимать содержание картинки; выделять первый, второй

планы;

- низким уровнем развития зрительно-моторной координации,

лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;

- плохим запоминанием букв и цифр;

- наличием серьезных затруднений в копировании букв и цифр и появлении зеркального их написания и др. Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями, природа которых разнообразна. Нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого статуса. Речевые нарушения, и как следствие фонетико-фонематическое недоразвитие у детей с амблиопией и косоглазием встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Данную группу дети посещают уже два года, из них имеют диагнозы: 36%- ОНР- III уровня и 64%- ОНР- IV уровня, осложнённые дизартриями различной степени выраженности.

В связи с этим возникает необходимость работы:

- над развитием фонематического слуха и восприятия, слогового и

звукобуквенного анализа и синтеза;

- по выделению звука из состава слова, определению мягкости-

твёрдости его места (начало, середина, конец слова, по нахождению

слов к заданной звуковой схеме слова. Данная работа является

профилактикой возможных нарушений письменной и устной речи, и как

следствие, у детей наблюдается лёгкая адаптация к школьной жизни.

Развитие детей с нарушениями зрения подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребенка (Л. С. Выготский). Из этого положения следует, что дети, в частности с сенсорным дефектом, имеют большие потенциальные возможности при условии включения в специальное обучение и воспитание.

Очень важным при подготовке к занятию является его организация. Поэтому для проведения занятия по обучению грамоте я создала для детей следующие условия:

1. продумала посадку детей в зависимости от остроты зрения с

коррекцией (очки, окклюдор);

2. оформила наглядность с учетом глазной патологии:

- используемый материал определенных размеров: для

фронтальных демонстраций в два раза больших размеров,

чем индивидуальные;

- применение лазерной указки;

- все пособия изготовлены на цветном фоне;

- карточки с дидактическим материалом обведены рамкой;

3. организовала рабочее место каждого ребенка (подобрала

дидактический материал для решения программных задач с

учетом зоны ближайшего развития ребенка);

Обучение и развитие детей на занятии происходит не в традиционной форме занятия, а в дидактической игре, что существенно облегчает усвояемость предлагаемого детям учебного материала.

Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует яркая и обширная наглядность, сюрпризные моменты, встреча со сказочным персонажем, зашифровка грамматических заданий в стихотворный текст, быстрая (через 1-3 минуты) смена задания или упражнения. Для развития зрительного восприятия и зрительного предметного и буквенного узнавания (гнозиса) использованы контурные изображения и буквы, врисованные в изображения предметов.

Формированию и совершенствованию навыков чтения способствует применение разнообразных карточек, которые дифференцированы по усложнению трёх образовательных маршрутов. Дети сами выбирают сложность предлагаемого задания.

На развитие фонематического слуха и восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза положительно влияет наличие множества заданий по выделению звука из состава слова, определению его места, по составлению звуковых схем и моделей слова.

Психологически обоснована быстрая смена деятельности в течение занятия — через каждые несколько минут, что не дает детям возможности отвлекаться, уставать. Поэтому, на первый взгляд, может показаться, что занятие слишком насыщено играми и заданиями, но все это вполне укладывается в рамки 25 минут.

В занятиях очень гармонично и в системе используются здоровьесберегающие методики: зрительная гимнастика, смена статичных и динамичных поз, динамические разминки, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и снятие напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции мелкой и общей моторики.

Внутри занятия существует три варианта заданий: для более подготовленных и успешных детей и для детей, которые показывают пока еще недостаточный уровень знаний и навыков (ещё испытывают специфические трудности при выполнении задания).

Таким образом, в процессе занятия достаточно наглядно и хорошо раскрыт принцип индивидуально-дифференцированного подхода к детям на основе проектирования трех образовательных маршрутов, который заключается в четком разведении задач для педагога и детей в соответствии с задачами программного содержания занятия.

Большое внимание мной уделяется подбору средств, материала, методов и приемов, обеспечивающих ситуацию успеха каждому ребенку, а также учитывается состояние зрения детей, степень выраженности зрительного дефекта. Только в этом случае можно говорить, что все дети успешно включены в общеобразовательный процесс.

Опыт работы убедительно доказывает, что использование технологии индивидуально-дифференцированного подхода к детям позволяет получить высокий уровень результатов развития детей, соответствующий рамкам Госстандарта, а по некоторым параметрам превышающий его (развитие звукобуквенного анализа и синтеза).

Дети на конец старшей группы по разделу «Обучение грамоте»

умеют:

• делить на слоги слова любой слоговой структуры, составлять

из слогов слова;

• ставить ударение в слове;

• производить анализ слов из 6-7 звуков;

• находить место определенного звука в слове;

• четко дифференцировать гласные от согласных звуков,

согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости;

владеют:

• схематическим звуковым разбором слова;

• достаточным лексическим запасом;

совершенствуют:

• навык чтения дети 1-й группы, дети 2-й и 3-й группы

самостоятельно, осмысленно и уверенно читают по слогам и

целыми словами;

имеют:

• достаточное развитие фонематического слуха и

фонематического восприятия, зрительного и слухового

восприятия и внимания;

• высокий уровень познавательной деятельности: логического и

ассоциативного мышления, воображения, памяти,

мотивации к обучению и сохранению своего здоровья.

Распределение детей по оздоровительным маршрутам

I оздоровительный маршрут - дети I и II группы здоровья.

II оздоровительный маршрут - дети II и III группы здоровья.

III оздоровительный маршрут - дети III и IV группы здоровья.

Распределение детей по образовательным маршрутам

I образовательный маршрут - дети I и II оздоровительного маршрута

без сильных патологий с высоким интеллектуальным уровнем

развития.

II образовательный маршрут - дети II оздоровительного маршрута со

средним интеллектуальным уровнем развития и дети III

оздоровительного маршрута с высоким и со средним

интеллектуальным уровнем развития.

III образовательный маршрут - дети III оздоровительного маршрута с

низким интеллектуальным уровнем развития.

Миграция детей из маршрута в маршрут возможна после каждого медико-психолого-педагогического консилиума.

Публикации по теме:

Интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими образовательными областями Презентация предначена для педагогов ДОУ. Заголовки слайдов из презентации: Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе.

Развивающая среда старшей группы.Развивающая среда старшей группы. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования).

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Реализации принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям на занятии по обучению грамоте
Опубликовано: 16 октября 2013 в 15:51
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Люблю берёзку русскую…» История одной выставки
Александр Прокофьев Береза Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С...
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...