Папки-передвижки

Реализация духовно-нравственного воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства

Татьяна Семченко
Реализация духовно-нравственного воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства

Семченко Татьяна Сергеевна, воспитатель

БДОУ г. Омска «Детский сад №366»

Реализация духовно – нравственного воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства

«Человек по натуре своей – художник.

Он всюду так или иначе,

стремится вносить в свою жизнь красоту…»

А. М. Горький

«Давайте детям больше и больше

созерцания общего, человеческого, мирового;

но преимущественно старайтесь знакомить

их с этими через родные и национальные явления»

Публикация «Реализация духовно-нравственного воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах

В. Г. Белинский

Народное декоративно-прикладное искусство, будучи одним из средств этетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и искусстве. Народное искусство по содержанию национальное и способно активно воздействовать на духовное развитие человека. [2]

Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинаются развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. В этом возрасте подготавливается почва для нравственного роста и любви к окружающему. Природа родного края – неиссякаемый источник для творчества. Близость детям творчества народа обусловлена тем, что его образы связаны с укладом окружающего мира, родной природой. Ощущение ветра, солнца, запаха земли, леса, моря, степи – это целый мир переживаний. Народное искусство живёт наблюдением природы, окружающей жизни. В своей практике мы обращаем большое внимание детей на окружающую красоту природы. Заостряем внимание дошкольника на красоте деталей, например на цвет и изящную форму листьев деревьев, травинок, цветов, разнообразие снежинок,зимние узоры на окнах. Накопленные впечатления дети реализуют в своих рисунках, росписях тарелок, узорах на глиняных фигурках.

Ребёнок нуждается в ярких образах, звуках, красках. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество - соединяют в себе всю мудрость и красоту языка. [1] Всё это мы ежедневно внедряем в своей деятельности. Чтение, инсценировка сказок с использованием дымковской, филимоновой, каргопольской, богородской игрушки. В создании сказочной атмосферы используем народные песни, мелодии.

Мелодии, ритмы, движения, песня пляска – выражает характер и широту души русской. В музыкальные минутки шалости включаем подборку заводных русских народных песн.

Лепка, резьба, вышивание, роспись и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которым владеет народ. В утренние и вечерние часы в индивидуальной работе дети закрепляют знания о народной игрушки, полученные на занятиях. Каждый вид народного творчества развивает духовно ребёнка. Важно, чтобы воспитатели сами были проникнуты уважением к народности. [2]

Произведения народного искусства всегда яркие по цвету, просты по форме, по замыслу приближенны к жизни, поэтому легко воспринимаются детьми. В своей практике используем наглядные материалы – плакаты с узорами, игрушками, жёстовскими подносами, показываем видео о народных промыслах в рамках недельных выставок по тому или иному народному промыслу.

В области народного искусства есть много красивого, простого, что с успехом можно использовать в работе с дошкольниками. Эта деятельность воспитывает у детей трудолюбие, развивает умения, навыки, знакомит с разнообразием художественного материала. В своей работе мы используем такой материал для поделок, как древесная кора, листья, яичная скорлупа, крупы глина, ветки, шишки и другие природные материалы.

Важно преподнести разнообразие народного творчества и заинтересовать дошкольника. Так у нас постоянно действует выставка «Мир красоты», где рядом с игрушками, декоративной посудой располагаются книги, иллюстрации, подборка народных мелодий, фото мастериц занятые за народными промыслами поможет познакомить детей с богатством и разнообразием творчества народных художников. Необходимо чтобы предметы русского народного творчества внедрялись в быт. [1] В группе использована отделка детской мебели элементами народного творчества, жёстовские подносы служат для размещения наглядного материала, композиции с дымковской игрушкой украшают полочки. Внедряя народное творчество в быт детей кукольная мебель, постельные принадлежности, бельё, игрушечная посуда силами воспитателей и родителей украшена элементами народной росписи. Обращая внимание ребёнка на элементы оформления вещей, мы приобщает дошкольника к прекрасному, зарождая искру божью, искру творчества, которая спрятана у каждого в душе.

Стимулом для самостоятельных игр «Музей», «Театр» «Магазин игрушек», «Прогулка в парке» могут послужить атрибуты костюмов: кокошники, юбки, расписные вёдра коромысла, зонтики, шкатулки и т. д. Самое главное – ребенок приобретает навыки самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации. Например, если в игровой ситуации возникла необходимость в дополнительном атрибуте, наши ребята сделают его сами: нарисуют, лепят, вырезают. [1] Чтобы привлечь детей к подобным занятиям, мы сами вместе с детьми вступаем в игру, лепим, рисуем, вырезаем, создавая красивые предметы. Почти у каждого ребёнка появляется желание сделать так же. Работами детей украшаем группу, оформляем выставку для родителей в приёмной или для всего детского сада, участвуем в выставках за пределами дошкольного учреждения. Так постепенно у детей формируется положительное отношение к подобному виду деятельности, желание делать красивые вещи.

Необходимо привлекать родителей к тому, что делает дошкольное учреждение по ознакомлению детей с прикладным народным искусством. Информацию об этом родители получают на собраниях, в беседах и консультациях, через наглядные материалы, размещённые в «уголке родителей», на сайте детского сада или на страничке группы в социальной сети.

Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству, которое хранит в себе накопленный веками духовный потенциал, поможет вырастить и воспитать в ребенке гармоничное духовно-нравственное начало. По этому поводу В. А. Сухомлинский писал: «Искусство - это время и пространство, в котором живёт красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познаёт человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного». [1]

Литература:

1. Н. Б. Халезова. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М. : Просвещение, 1990г.

2. А. П. Усова. Русское народное творчество детскому саду. - М. : Просвещение, 2001г.

3. Народное искусство в воспитании детей. – М. : Российское педагогическое агенство. - 1997г.

4. Журнал «Юный художник» - №8,1991г, №10,1993 год.

Публикации по теме:

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастаСлайд № 2Современная социально-психологическая ситуация,.

Консультация для воспитателей «Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная,.

Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Грачева О. Ф., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек» г. Губкин, Белгородская область МИНИ-МУЗЕЙ КАК.

Особенности духовно-нравственного воспитания Духовно-нравственное воспитание – одна из важных составляющих воспитания ребенка. Педагог, формируя индивидуальное нравственное сознание.

Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников Потурнакова Воспитатель МК ДОУ Павловский детский сад №11 Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников. Министерство образования.

Проект духовно-нравственного воспитания в подготовительной группе (возраст 6–7 лет) Проект духовно-нравственного воспитания в подготовительной группе (возраст 6-7 лет) Название: "Кто на свете всех милее?" Дидактическая.

Проект «Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного развития детей» Видео ль проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственного воспитания детей через декоративно-прикладное искусство. Задачи проекта:.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитанияСказка как средство духовно-нравственного воспитания В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагоги заново пытаются.

Консультация «Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация духовно-нравственного воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства
Опубликовано: 30 декабря 2015 в 11:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД