Реализация инновационного проекта «Экологическая тропа»

Наталья Иваненко
Реализация инновационного проекта «Экологическая тропа»

Реализация инновационного проекта

МДОУ ДСКВ№12 ст. Должанская «Экологическая тропа»

Автор: Иваненко Наталья Сергеевна

Лето – самое подходящее и наиболее свободное время года, которое даёт возможность в полном объёме знакомить детей с теми природными объектами, которые окружают их каждый день, даёт возможность увидеть объект в разные отрезки времени.

Всё это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы, что так же недостаточно развито у наших детей.

Поэтому такая форма работы с детьми, как экскурсии по экологической тропе, наиболее продуктивно решают все поставленные задачи летней работы.

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т. д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Проект «Экологическая тропа» нацелен на внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в летний период.

Для осуществления воспитательно-образовательной работы в летний период в детском саду имеется участок с достаточно большим количеством разнообразных природных объектов.

Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми - цикл экскурсий по экологической тропе. Описание организации – заявителя

Детский сад функционирует с 1968г года.

Детский сад посещает150 воспитанника в возрасте от 2 до 7 лет.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: обогащать и систематизировать экологические знания у старших дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.

Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются – уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие, развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.

Проект «Экологическая тропа» открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.

При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.

Работу в рамках проекта необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляет тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту.

К работе по проекту привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.

Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.

Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:

• отдельно стоящие хвойные и лиственные деревья и кустарники;

«Зеленая аптека»;

• огород;

«Золотой луг»;

• муравейник;

• ягодник;

• цветник;

• альпийская горка;

• птичий столбик.

Перспективный план по маршруту экологической тропы

Таблица 1

Занятия по данному плану разработаны для детей старшей и подготовительной группы

Название цикла Цель Объекты наблюдения

«Деревья и кусты»

-закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;

-учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;

-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

-воспитывать бережное отношение - береза;

- рябина;

- ель;

- сосна;

- черемуха (красная, черная);

- осина;

- клен;

-сирень (белая, сиреневая);

- акация желтая;

- черная и красная смородина;

-черноплодная рябина;

- шиповник.

«Золотой луг» -побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, -учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

- воспитывать чувство прекрасного. - мать-и-мачеха;

- одуванчики.

«Огород» -продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними;

-вызвать интерес к выращиванию овощных культур. - огородные грядки;

-семена, рассада, плоды овощных культур.

«Цветник» -уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста.

-учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия. - многолетние и однолетние

цветущие растения

«Муравейник» -углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;

-сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса;

-воспитывать бережное отношение к муравьям. -муравейник (участок группы)

«Альпийская горка»

-формировать представления

об «альпийской горке»,

как разновидности цветника;

-дать детям знания о составляющих частях «альпийской горки»

(сочетание объектов живой и

неживой природы). -«Альпийская горка»

(цветущие и вьющиеся

растения, камни разных

размеров)

«Ягодник» -обобщить представления детей о ягодных культурах, об их значимости для здоровья человека. - земляника;

- малина;

- вишня;

-черноплодная рябина;

- красная и чёрная смородина.

«Зеленая

аптека» - расширить и закрепить знания

детей о лекарственных растениях;

- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;

- учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года. - деревья, кусты;

- цветущие растения и травы.

«Птичий столб» - развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, прилетающих на кормушку и желание их подкармливать; воспитывать

бережное отношение к ним. птичий столб с кормушкой

Путешествие

по

экологической тропе (итоговое) - обобщить знания по

проекту «Экологическая тропа» все объекты экологической

тропы

Публикации по теме:

«Я Воспитатель»«Я Воспитатель» Мне очень нравится работать в детском саду, приходить в группу и знать, что тебя любят и ждут! Дети – это самое лучшее, что есть у нас в.

Календула. Объёмный цветок из бумаги.Календула. Объёмный цветок из бумаги. Для развития мелкой моторики пальчиков у детей, очень полезно мастерить из бумаги различные поделки. Работа с ножницами укрепляет мышцы.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Реализация инновационного проекта «Экологическая тропа»
Опубликовано: 26 января 2014 в 21:20
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...
Фоторепортаж «День государственного флага России на Поклонной горе»
С целью закрепить представление о государственных символах России у ребенка семи лет, 22 августа мы отправились в Парк Победы на Поклонной горе. Именно...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Солнышко лучистое»
Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. В последнее время все более актуальной становится тема создания развивающих пособий,...