Получи документы

Реализация «Конвенции о правах ребёнка» в дошкольном образовательном учреждении.

Наталья Новикова
Реализация «Конвенции о правах ребёнка» в дошкольном образовательном учреждении.

Реализация в дошкольном образовательном учреждении

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится правовое воспитание.

Еще с древних времён люди начали задумываться о том, что жизнь начинается с детства. Многие философы и мыслители ставили в своих трудах проблему защиты детей. Антуан Де Сент Экзюпири писал «Мы в ответе за тех, кого мы приручили.»

Публикация «Реализация „Конвенции о правах ребёнка“ в дошкольном образовательном учреждении,» размещена в разделах

С наступлением 21 века остро встаёт проблема защиты детей в современном обществе. Это объясняется рядом причин. Изменение в социально-экономическом, политическом положении страны повлекли изменения в обществе. Институт брака и семьи, становятся всё менее популярны. Снижается воспитательный потенциал семьи, увеличивается число детей-сирот, беспризорных детей, процент семей, где дети подвержены жестокому обращению. Вызывает серьёзную тревогу правосознание подростков. Такие институты как «государство», «право», «законы»; существуют в понятии подрастающего поколения лишь в виде абстрактных понятий.

В современном обществе, увы, нарушение прав ребёнка встречается на каждом шагу.

В чём же причина нарушения прав ребёнка?

Ответ на данный вопрос достаточно прост – это недостаточное использование правовой базы в правоприменении, не знание о существовании «конвенции о правах ребёнка» – документа, принятого в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН, не знание содержания статей, отсюда вытекает неумение реализовывать их в жизни.

Сегодняшние дети – это будущее нашей страны, и каким оно будет, зависит от многих причин. Формирование ценностной и правовой практики для наилучшего обеспечения детей – одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период необходимо ребёнку предоставить максимально полный объём материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.

Вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания как защитить права ребёнка. Для нашего общества существует ни день и ни год защиты детей, а время работы над спасением поколения, которое должно нас сменить.

Права и обязанности изначально входят в социальное пространство личности, являясь мощным фактором развития.

Ребёнок с момента рождения наделён правами. Чрезвычайно важно, чтобы маленькие граждане не оставались в неведении относительно своих прав и свобод.

Встаёт вопрос, с какого возраста начинать знакомить детей с правами человека?

По рекомендации ЮНЕСКО (1974г) эту работу предлагается начинать с дошкольного возраста, т. к. данный процесс долгосрочный. Ребёнок, приученный в дошкольном возрасте искать и находить решение проблем в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.

Конвенция о правах ребёнка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения.

Она провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права.

Опираясь на всё вышеизложенное, следует сделать вывод о том, что ознакомление детей с «Конвенцией о правах ребёнка» должно стать неотъемлемой частью дошкольного образования, поэтому данный вопрос нуждается в более глубоком изучении и разработке.

Таким образом, проблема ознакомления детей с «Конвенцией о правах ребёнка» является актуальной в условиях развития современного общества.

Дети – будущее каждого народа, каждого государства.

Согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе образовотельно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях конвенции (ст. 42).

Поэтому на наш взгляд знакомство дошкольников с «Конвенцией о правах ребёнка», должно стать неотъемлемой частью педагогического процесса.

Цели и задачи.

Цель работы: разработка и апробация системы работы по ознакомлению дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка для формирования основ правового сознания.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Воспитывать уважение к достоинству и личным правам других людей,

Воспитывать терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповеданий, пола, возраста.

Развивать базисные характеристики личности: самостоятельность, ответственность, самооценку, самоуважение, креативность, любознательность, инициативность, познавательная активность.

познакомить детей в соответствующей форме с основными статьями Конвенции о правах ребёнка,

познакомить и разъяснить основные нормы поведения в обществе и окружающем мире.

Организуя работу, мы опирались на ведущие для дошкольников виды деятельности, постарались организовать проблемно-поисковую деятельность.

Этапы работы.

Работа по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка включила в себя 3 этапа.

1. ЭТАП. подготовительный

Цель данного этапа:

Выявить уровень и качество знаний старших дошкольников к самому себе, сверстникам, другим людям, окружающей среде. Определить уровень сформированности правовой культуры родителей. Выяснить состояние условий для осуществления работы по данному направлению.

Таким образом, мы провели педагогическую оценку по следующим направлениям:

1. Уровень сформированности знаний о правах и свободах человека и ребёнка у старших дошкольников;

2. уровень правовой культуры родителей;

3. состояние условий для ознакомления детей и родителей с Конвенцией о правах ребёнка.

2. ЭТАП. основной

Цель данного этапа:

Разработка и апробация системы работы по ознакомлению дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка.

Для ознакомления дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка был разработан перспективный план, включающий в себя:

1. Совместную деятельность взрослого и ребенка в процессе образовательной деятельности;

2. Совместную деятельность взрослого и ребенка в процессе режимных моментов;

3. Взаимодействие с семьями воспитанников;

Совместная деятельность взрослого и ребенка в процессе образовательной деятельности

Цикл НОД направлен на формирование знаний детьми статей Конвенции о правах ребёнка, формирование личного отношения детей к возможным ситуациям, в которых присутствует факт нарушения прав ребёнка.

Совместная деятельность взрослого и ребенка в процессе режимных моментов

Работа включала в себя индивидуально-дифференцированную работу с детьми. В основу дифференцированного подхода легли такие показатели как: потребности и интересы детей; уровень развития, половой признак и т. п. Работа включала в себя: сюжетно- ролевые игры «Семья», «Школа», «Больница», «Путешествие». Дидактические игры: «генеалогическое древо», «Мои права»; упражнения и психологические этюды: «Любящие родители», «Слепой и поводырь», «Тишина», «Сочувствие» и т. д. (приложение 3). Использовались игры на развитие эмоциональной сферы: «клеевой дождик», «разное настроение», «робкий ребёнок», «встреча с другом», «связующая нить», и др. Кроме того, проводились такие акции как: «Подари своё тепло», «Я на отдыхе», «Я иду в школу», «Подарок другу», «Я человек».

Взаимодействию с родителями отводилось особое место.

Мы считаем, что проблема защиты прав ребёнка не возможна без совместной работы ДОУ и семьи. Было принято решение организовать родительский клуб «Берегиня». Цель данного клуба – повышение правовой культуры родителей улучшение микроклимата между взрослым и ребёнком. Нами было разработан перспективный план работы клуба.

Где также предложены различные формы взаимодействия ДОУ и семьи, это и предоставление информации родителям, игры, тренинги, беседы.

Кроме всего вышеизложенного должное внимание мы отвели развивающей предметно – пространственной среде. Работа проводилась в следующем направлении. Нами были изготовлены игры: «Генеалогическое древо», «Лицо и характер», «Мои права»; наглядный материал- «Конвенция о правах ребёнка», серию плакатов «Я верю …». Были изготовлены модели глобуса, национальные костюмы.

Был создан родительский центр, в котором мы предлагали родителям познакомиться со статьями юристов, педагогов, психологов связанные с защитой прав детей.

3. ЭТАП. итоговый

Цель этого этапа:

Проанализировать эффективность разработанной нами системы по ознакомлению дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка.

Основным итогом нашей работы по ознакомлению дошкольников с конвенцией о правах ребёнка является развитие основ правового сознания. Разработанная нами система позволила сформировать обобщенные знания дошкольников о Конвенции, о правах ребёнка, Дети познакомились со своими правами в семье, обществе: право на семейное окружение, на приемлемый уровень жизни, достаточное питание, на медицинский уход, бесплатное образование и т. п.

Игры и упражнения, которые были подобраны нами, способствуют развитию личностных новообразований дошкольников, развитию уважения к достоинству и личностным правам, как самого ребёнка, так и других детей. Ребята стали внимательнее относиться друг к другу и взрослым. Родители стали прислушиваться к своим детям, значительно повысили свой уровень правовой культуры. Изменилось их отношение к методам семейного воспитания, которые не должны наносить вред психическому и физическому здоровью ребёнка.

О результативности свидетельствует и обогащение развивающей предметно – пространственной среды в группе. Причём дети свободно и удовольствием используют игры, пособия в своей деятельности.

Мы убедились в процессе работы, что в настоящее время проблема защиты прав детей актуальна в современном обществе. Статистика показывает угрожающее число семей, где присутствует факт жестокого обращения с детьми. Причина, на наш взгляд, довольно проста: не знание детьми и родителями прав и свобод детей.

Публикации по теме:

Кукла в русском национальном костюмеКукла в русском национальном костюме В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится.

Памятные места родного городаПамятные места родного города «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация «Конвенции о правах ребёнка» в дошкольном образовательном учреждении.
Опубликовано: 27 марта 2015 в 12:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД