Папки-передвижки

Реализация метапредметного подхода на уроках в начальной школе

Ирина Шелемба
Реализация метапредметного подхода на уроках в начальной школе

Реализация метапредметного подхода на уроках в начальной школе

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования каждому учителю необходимо обеспечивать новый вид образовательных результатов - метапредметных. Для решения данной проблемы методология новых образовательных стандартов востребует использование метапредметного подхода в образовании, поскольку его реализация позволяет создать условия для формирования у школьника образа мира, то есть «осмысленного и систематизированного целостного знания о мире» (Ю. В. Громыко).

Публикация «Реализация метапредметного подхода на уроках в начальной школе» размещена в разделах

В практике обучения учащихся начальной школы необходимо использовать метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль.

Идея изменений – реализация метапредметного подхода посредством введения метапредметного понятия в предметное содержание нескольких уроков по разным учебным дисциплинам и усвоение его школьниками.

Обучающиеся, работая с метапредметным понятием в кругу своих одноклассников под руководством учителя, учатся применять усвоенные знания в известной ситуации, переносить их в новые условия и оперировать данным понятием в различных сферах деятельности.

Концепция изменений заключается в создании условий для введения в предметное содержание урока метапредметного понятия посредством методики усвоения метапредметного понятия (методика «Паровоз»). Суть её заключается в том, что учебная деятельность организована так, что ученики промысливают, а не просто запоминают важнейшие понятия учебного предмета, открывают процесс возникновения того или другого знания и используют эти знания на разном учебном материале, в том числе и на других предметах.

Актуальность - поиск путей эффективного включения метапредметных понятий в преподавание учебных предметов в начальных классах.

Новизна опыта состоит в авторском выборе метапредметных понятий за определенный период времени, разработке серии уроков с метапредметным понятием в одном классе, проверка усвоения метапредметного понятия школьниками.

Отработка усвоения одного и того же метапредметного понятия на нескольких уроках способствует повышению мотивации обучающихся к получению знаний и повышению уровня сформированности УУД, развитию мышления и творческого потенциала школьников.

У обучающихся будет сформировано умение применять изученные понятия, методы и приемы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин. Результатом реализации принципа метапредметности является сформированность у школьников «образа мира».

Затруднения в реализации, риски: необходимость согласования методических подходов всех учителей по усвоению школьниками выбранного метапредметного понятия.

Формирование понятий – сложный процесс, в котором важно соблюдать определенную последовательность:

1. Опора на знания и личный опыт учащихся (что вы уже об этом знаете). Усвоение и формирование понятий всегда начинается на эмпирическом уровне и лишь, затем переходит на уровень теоретический.

2. Определение структуры понятия и его признаков. Только после этого следует давать научное определение понятия и установить связь этого понятия с другими.

Процесс усвоения понятий можно считать успешным, если ученик дает правильное определение понятия, воспроизводя его по памяти, приводит примеры, иллюстрирующие данное понятие, демонстрирует знание всех элементов данного понятия, видит место понятия в общей системе знаний по конкретной теме, способен применять усвоенные знания в известной ситуации, а также переносить их в новые условия.

Уроки с метапонятием позволяют использовать содержание различных предметов в течение урока, поддерживать внимание обучающихся на высоком уровне, в результате чего развиваются мышление и коммуникативные способности учеников, повышается их познавательная активность и мотивация к исследовательской и проектной деятельности. Результатом реализации принципа метапредметности является установление связи учебного материала с жизнью, с предметами и явлениями окружающего мира. У школьников формируется «образ мира» – субъективное представление об объективном мире.

Содержание работы нашего временного творческого коллектива (ВТК) было направлено на освоение учениками 2 класса метапредметного понятия «Признак» как основы межпредметных связей посредством апробации методики «Паровоз». Целью данной методики является реализация межпредметных связей посредством согласования действий учителей, работающих в одном классе, с помощью работы над метапредметным понятием.

Алгоритм реализации методики «Паровоз» следующий:

- анализ содержания рабочих программ по предмету за определённый временной период (четверть, триместр, месяц и др.)

- коллективное обсуждение: информация об изучаемых темах, краткая характеристика содержания учебного материала, определение метапонятий;

- подбор теоретического материала для введения метапредметного понятия с адаптацией на возраст обучающихся (использование словарей, энциклопедий, справочников); разработка серии уроков с метапонятием «признак»;

- определение урока – «локомотива» (урок, на котором будет впервые вводиться метапонятие);

- обсуждение проведённого урока участниками ВТК; учителями;

- проведение уроков – «вагонов» другими учителями-предметниками. Цель: поддержать изучение метапредметного понятий средствами других учебных предметов;

- в процессе апробирования методики проводится изучение отношения школьников к данному подходу (наблюдение, беседы с учениками, анкетирование и т. п.);

- разработка, проведение и анализ проверочной работы по усвоению учащимися метапонятия.

Последовательность уроков в рамках апробации методики «Паровоз» по усвоению метапонятия «Признак» :

1. Урок – локомотив : урок окружающего мира по теме «Что такое экономика»

2. Урок - вагон : урок литературного чтения по теме ««С. А. Есенин „Берёза“ (раздел «Люблю природу русскую. Зима») https://infourok.ru/urok-i-prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-sa-esenin-beryoza-klass-3361324.html

3. Внеурочное занятии по изобразительному искусству по теме: «Белая берёза. Пейзаж»

Публикации по теме:

Реализация интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников при организации экскурсии на природу Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей.

Формирование безопасного детства на уроках в начальной школе Я- учитель начальных классов. Работаю с детьми младшего школьного возраста 35 год. За время работы я сделала вывод для себя, что условия.

Из опыта реализации компетентностного подхода на уроках английского языка в условиях ФГОС «Компетентностный подход в преподавании английского языка: практическая реализация» Из опыта работы Джаджиевой Т. И., учителя английского.

Консультация для педагогов ДОУ «Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ОВЗ» Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду общеразвивающего.

Развитие творческого воображения учащихся начальной школы на уроках технологии. Работа ученицы 2 класса «Первый полёт»Развитие творческого воображения учащихся начальной школы на уроках технологии. Работа ученицы 2 класса «Первый полёт» Мечтатель, внеземной летатель, Любитель забываться, Средь звезд теряться, Прыжки с тучи на тучи, Рукою хватая звезды и тучи, Новый путь.

Развитие критического мышления на уроках в начальной школе РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ. Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы. Э. Кинг Способность.

Реализация индивидуального подхода в процессе формирования у детей старшего возраста пространственных представлений Способность ориентироваться в пpостpанстве играет исключительную роль в формировании целостной картины мира ребёнка и осознании им своего.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Реализация системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности О. А. Селиванова ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» г Новый Оскол. Реализация системно-деятельностного.

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса на уроках русского языка в начальной школе Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса на уроках русского языка в начальной школе. Слайд 1. Специфика современного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация метапредметного подхода на уроках в начальной школе
Опубликовано: 15 октября 2019 в 22:08
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД