Реализация образовательной области «Чтение художественной литературы» в рамках программы «Успех» со старшими дошкольниками

Валентина Иванникова
Реализация образовательной области «Чтение художественной литературы» в рамках программы «Успех» со старшими дошкольниками

Воспитатель Иванникова Валентина Николаевна, детский сад «Ягодка» города Кинеля городского округа Кинель Самарской области

С 2012 года я занимаюсь экспериментальной деятельностью по программе «Успех». Мною разработан годовой круг тем по всем областям: конспекты непосредственно-образовательной деятельности, календарно-тематическое планирование, итоговые мероприятия.

Большое внимание в своей работе я уделяю разделу «Ознакомление с художественной литературой» - конкретно знакомство со сказкой.

Работая с современными детьми, возникают сложности в том, что дошкольникам стали читать сказки мало в связи с массовым появлением телевизоров, компьютеров. Не все и не всегда дети умеют слушать и слышать, когда им читают, рассказывают сказку, особенно большие по содержанию.

В своей работе я руководствуюсь умением сформировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, довожу до сознания детей, что «добро всегда побеждает зло».

В результате проведенной работы у детей сформировались интерес к сказкам, приобщение их к словесному творчеству.

Сказка помогла детям как бы войти в особый, исключительный мир чувств, переживаний. Доброта героев, их эмоциональная отзывчивость особенно важны для детей, живущих в современной информационной среде, в которой много агрессивности и эмоций.

Составляя годовой план НОД с детьми я включила в круг тем такие как:

- «В гостях у сказки»

- «По дорогам любимых сказок»

- «Неделя анимации».

При реализации данной образовательной области я руководствовалась принципом самостоятельного отбора, учитывая возрастные особенности и возможности детей.

Данная тема актуальна, потому что знакомство со сказками, в которых обязательно присутствует фольклор:

- найдет отражение в других видах деятельности.

- способствует развитию эмоционального и жизненного опыта

- подводит к пониманию основ этического и нравственного поведения

Также важна художественная ценность сказки.

Особое внимание детей обращаю на язык сказки, его доступность, выразительность и конкретность, потому что услышанное детьми является частью их речевого опыта.

А какое разнообразие игр помогает в этой работе:

- «Угадай, из какой мы сказки?» (воспитатель читает отрывок из сказки, показывает иллюстрации, одному ребенку предлагает изобразить героя, а остальные дети угадывают)

А как интересно и эмоционально проходят игры-драматизации по любимым сказкам! – дети стараются более точно передать голоса, движения персонажей.

Для театрализованной деятельности в группе есть ширма, а также разнообразные театры: «Кукольный театр», «Пальчиковый театр», «Теневой театр», «Настольный театр», «Театр Би-ба-бо».

Дети любят не только показывать театр в группе, но и радовать малышей мини-спектаклями.

Сказки помогают мне в работе, потому что они осуществляют реализацию всех образовательных областей программы:

- Дети познают много нового, интересного, герои сказок являются положительным примером для них. Помогает сказка и в математическом счете (сосчитай героев сказки и т. д.). (Познание).

- Дети рассказывают сказки, пересказывают их, составляют новые, участвуют в театрализованной деятельности (Коммуникация).

- Через чтение сказок воспитывается любовь к художественному произведению (Чтение художественной литературы).

- Дети узнают о труде создателей сказок, художников-оформителей, играют вместе по сюжетам сказок (Социализация, Труд).

- Дети узнают о том, как заботиться о своем здоровье (Сказка «Доктор Айболит», «Петушок и бобовое зернышко») (Здоровье).

- Примером безопасности служат сказки «Кошкин дом», «Приключения Буратино» (Безопасность).

- Формируется и музыкальная культура на основе слушания музыкальных произведений, песенок к сказкам (Музыка).

- Велико значение сказок при работе детей в творческой мастерской. Дети рисуют свои любимые сказки, лепят сказочных персонажей, составляют книги по рисункам «Путешествие в мир сказок».

А также проводят экспериментальную деятельность о том, что от тепла тает снег (сказка «Снежная королева»).

Я считаю, что развитие детей посредством знакомства со сказкой будет более полным при участии взрослого. Поэтому я постоянно вовлекаю в этот процесс родителей. Многое зависит от оценки родителями данной деятельности, проявления интереса к тому, что читали дети в детском саду, а также от опосредованного участия в ней в форме бесед с ребенком: «Я не знала этой сказки. Как хорошо, что ты запомнил и рассказал мне ее».

Я организую фронтальное и индивидуальное взаимодействие с родителями (при проведении родительских собраний и консультаций, информирование родителей о значении сказок как эффективного средства общего и эстетического развития детей, а также размещаю материалы для родителей на сайте детского сада.

В результате проведения работы по данной теме у детей сформировалось умение мысленно участвовать в том, о чем написано в сказках, искренне сопереживать героям, различать добро и зло, правду и ложь, нравственно относиться к действительности. К самому себе, к своим поступкам.

Под влиянием сказок в поведении ребенка происходят изменения, он может захотеть подражать положительным героям, а также использовать опыт сказочных героев, которые попадают в трудные жизненные ситуации.

Работая с современными детьми, возникают сложности в том, что дошкольникам стали читать очень мало сказок. Современные родители не заинтересованы в их чтении, поэтому задача педагогов, я считаю, состоит в том, чтобы заинтересовать их взаимодействием с дошкольным образовательным учреждением по данному вопросу. Я считаю, что ежедневное чтение ребенку перед сном сказки должно стать традицией для каждой семьи.

Решить проблему приобщения детей к сказкам возможно. Данная проблема решаема. Но для этого требуются специальные и значительные усилия со стороны педагогов и родителей, и использование различных подходов для каждого возраста детей, а также помнить, что мир сказок это мир, каким он должен быть, - справедливый и прекрасный.

Публикации по теме:

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Выступление на городском фестивале детского творчества «Юность. Красота. Здоровье». Ежегодно наши воспитанники - дошколята детского сада "Гнёздышко" города Кинель Самарской области принимают участие в городском фестивале.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Лето
  • Цветы
Автор публикации:
Реализация образовательной области «Чтение художественной литературы» в рамках программы «Успех» со старшими дошкольниками
Опубликовано: 10 декабря 2013 в 19:03
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...
Наши развивающие планшеты
Здравствуйте уважаемые коллеги. В нашем детском саду объявлен конкурс ноябрь - январь "Развивающие пособия для детей раннего возраста". Вот,...
Присоединились к акции «Гирлянда дружбы».
Гирлянда дружбы. ( Фотоотчет) 2 декабря воспитанники старшей группы МКДОУ «Терновский детский сад №1» стали участниками Международной миротворческой...
Фотоочет «Зимняя прогулка подготовительной группы».
Фотоочет «Зимняя прогулка подготовительной группы». Планирование прогулки с детьми подготовительной группы производится нами регулярно. Планируем...