Ребёнок и окружающий мир. Тема «Помощники в путешествии: глобус и карта»

Виктория Поспелова
Ребёнок и окружающий мир. Тема «Помощники в путешествии: глобус и карта»

Ребёнок и окружающий мир

(Занятие в подготовительной группе)

Тема: ПОМОЩНИКИ В ПУТИШЕСТВИИ: ГЛОБУС И КАРТА.

Цели: Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара; дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному; воспитывать бережное отношение к Земле - своему дому.

Материалы к занятию: Глобус, географическая карта, бумажный круг (разделён линиями на три равные части, ножницы.

Ход занятий:

1. На прошлом занятии мы совершали прогулку о своему району, проходили мимо своих домов. «Вот мой дом», - говорили вы. «Вот моя улица».

- А в доме вы, где живёте? (В квартире.)

- Удобно ли вам там жить? Да, ведь есть и водопровод, и свет, и отопление. Со всем, что есть в доме, вы обращаетесь бережно, если что-то испортилось, приводите в порядок.

Ваша квартира находится в подъезде, а подъезд – в … (доме, дом – на (улице, улица – в … (городе, город – в … (стране, а страна – на нашей Земле. Вот и получается, что Земля – наш общий дом.

- Удобен ли этот дом для человека? Да, в нём есть всё, что необходимо для жизни. Что же? Вода, пища, свет, тепло. И всё это надо беречь, любить и пользоваться с умом. Вот послушайте сказку.

История эта началась давным-давно, но до сих пор не закончилась. Родила мать-природа двух сыновей. Выросли они, и настала пора им самим заботиться о себе и о матери. Как только подошёл срок, получил каждый из них по царству. И были главным богатством там огромные леса, полноводные реки и озёра…

И решил старший сын переделать своё царство так, как ему нравится. Не хотел он понять, что в природе нет ничего случайного, что, переделав и погубив одно, он тем самым погубит другое. И вот закипела работа в его царстве. Старшему сыну казалось, что в лесу слишком много диких зверей, которых он боялся, слишком много мух и комаров, которые досаждали ему…И завизжали пилы, и посыпались яды на поля… Но когда старший сын закончил свою работу и оглянулся вокруг, то не увидел он ничего кроме пустого разрушенного царства. Погибли звери и птицы, засохли реки и озёра…

А младший сын, увидев такое богатство, понял, что не царь он в этом мире, а работник. И, как хороший хозяин, должен сохранять и умножать то, что ему досталось в наследство. И каждый новый день младший сын начинал с того, что убирал своё царство. Сажал новые деревья взамен тех, что были больны. Лечил и помогал зверям и птицам, которые обращались к нему за помощью, потому что знал: он в ответе за тех, кого приручили. А Земля платила ему за заботу своей щедростью.

Помните, что ни за какие сокровища не сможете вы купить ни ласковых лучей солнца, ни пения птиц, ни чистого воздуха, ни счастья. Платить за всё это вы должны своей любовью, добром и трудом.

Физкультурная минутка.

Мимикой и жестами показать действия двух братьев.

2. – Какой же он, наш общий дом? Об этом думали люди всегда. Очень-очень давно они считали, что наша Земля похожа на тарелку и что если долго идти, то можно дойти до её края, то есть до края земли. (Воспитатель показывает детям большую плоскую тарелку и ставит на неё маленького человечка). До сих пор сохранилось выражение «на краю земли», то есть очень далеко. Но сколько не ходили люди, до края земли не дошёл ни один.

Люди, отправляясь в длительное путешествие, обращали внимание, что если идти, ехать и плыть всё время в одном направлении, то вернешься на то же место.

- Как вы думаете, какой же формы должна быть наша Земля, чтобы это происходило?

Наша Земля – очень большой шар. Изображают её в виде глобуса. На нём есть всё, что есть на земле, только очень маленькое. Давайте рассмотрим его.

- Какого цвета на глобусе больше всего? (Синего).

- Как вы думаете, что обозначено этим цветом?

Чем темнее цвет; тем глубже в этом месте море или океан.

- Какие ещё цвета есть на глобусе? Зелёный – это равнины.

- Как вы думаете, что такое равнина?

Коричневым цветом обозначаются горы. Чем темнее цвет, тем горы выше.

- Что обозначено жёлтым цветом?

- Белым?

3. Если Землю представить в виде круга, то воды будет 2/3, остальное – суша.

- От какого слова образовано слово «суша»?

Вырезаем круг, делим его линиями на 3 части. Разрезаем его. Возьмём 2 части. Вот столько места занимает на Земле вода.

- А что находится на оставшейся части?

Больше половины суши приходится на пустыни, льды, горы, то есть на места, где человек жить не может. Отрезаем от оставшегося куска больше половины. Посмотрите, какая небольшая часть пригодна для жизни человека.

Наш общий дом совсем невелик. (Сложите все куски вместе, чтобы дети увидели, какую часть от целого круга составляет пригодная для жизни Земля).

4. Глобусы бывают большие и маленькие, но брать их с собой в путь неудобно. Для этого есть карты. Карта – это тоже изображение нашей Земли.

Давайте найдём на карте место, где мы сейчас находимся.

- Как называется наша страна?

На карте она занимает немного места, её всю можно закрыть ладонью. На самом деле Россия – страна большая.

- Где живут люди? В городах, сёлах, посёлках. На глобусе обозначены только большие города. Но есть карты, на которые нанесены небольшие города, посёлки, деревни.

- В каком городе живём мы с вами?

На карте он обозначен точкой. Таких точек на карте России много.

- Какого цвета больше всего на карте России? (Зелёного.)

- Что это значит? В России много лесов, полей, лугов.

- Есть ли горы в нашей стране? Покажите их на карте.

- Как вы думаете, что обозначают тонкие синие полоски, которыми исчерчена вся Россия? (Это реки).

Не зря в песне поётся:

«Широка страна моя родная.

Много в ней лесов, полей и рек».

Домашнее задание.

Представьте, что ваша квартира небольшая страна. Нарисуйте карту «вашей страны». И мы продолжим наши путешествия по странам.

На этом наше очередное путешествие окончено. Спасибо.

Публикации по теме:

«По тропинкам Брянского леса» .

Конспект занятия по познавательной активности: «Глобус — модель Земли; Климатические пояса Земли» П/С: * Обеспечение сенсомоторных координаций, через активизацию различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного).

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Ребёнок и окружающий мир. Тема «Помощники в путешествии: глобус и карта»
Опубликовано: 31 октября 2013 в 17:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс. Изготовление оформления для центральной стены «Мимоза».
Мастер-класс. Изготовление оформления для центральной стены «Мимоза». К празднику, очень важно как оформлен музыкальный зал. Именно в музыкальном...
Стенгазета к 8 марта «Наши модницы!»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вот и дождались мы с вами "Весну-красну" , а вместе с ней и самый любимый и замечательный праздник - Международный...
Фотоотчет «Наблюдения за гиацинтом»
Цель: формирование умения наблюдать за объектами живой природы Задачи: Образовательные: - расширять представления о цветущих растениях; о способах их...
Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Будь здоров!»
Спортивное развлечение «Будь здоров! » Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста ОВД ( основных видов движения. Задачи: образовательная:...
Голосую за дружбу на сайте МAAM!
Добрый вечер, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие ко мне на страничку! Как говорят: друзья познаются в радости. Вот и я спешу поделиться с...