Ребёнок и окружающий мир. Конспект занятия по экологии «Ходит капелька по кругу»

Марина Липунова
Ребёнок и окружающий мир. Конспект занятия по экологии «Ходит капелька по кругу»

Конспект

показательного занятия по разделу:

Ребёнок и окружающий мир / экология

«Ходит капелька по кругу»

для детей подготовительной группы

Составила и провела

Воспитатель:

Липунова М. В.

ст. Ленинградская

2013 год.

Программные задачи: познакомить детей с круговоротом воды в природе; дать понятие о том, что человек употребляет воду из водоёмов, из – под земли со скважины, но очищенную; чистую воду нужно экономить. Уточнить представление о том, что вода очень ценный продукт, который необходим человеку, животным, растениям. Развивать познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение к воде – бесценному дару природы.

Словарная работа: круговорот воды, очищенная вода, экономить, пресная вода, испаряется.

Методы и приёмы: игровой, обучающая ситуация, показ опыта, объяснение, художественное слово, беседа.

Предварительная работа: наблюдение за осадками, испарение воды в аквариуме, беседы, опыты, знакомящие детей со свойствами воды; наблюдение, чтение художественных произведений, рисование, аппликация.

Материал: глобус, указка, карта изобретений и открытий, схема круговорота воды в природе, материал для опытов: кувшин с горячей водой, стекло, салфетка, 2 банки с водой, зубная паста, земля, краски, магнитофон, мультимедийное устройство, магнитная доска.

Ход занятия:

В. Ребята, сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в «Страну Бережливых». А почему она так называется – узнаете сами. Давайте посоветуемся, что нужно взять с собою в путь.

Д. Ум, смекалку, фантазию, смелость.

В. Готовы? Тогда в путь. А отправимся мы с вами на осеннем ковре – самолёте. Возьмите свои стульчики, ставьте их на ковёр и произнесите все волшебные слова:

Ты, волшебный ковёр – самолёт,

Помоги совершить нам полёт.

Из «Сказки» нашей любимой

В волшебную «Страну Бережливых».

Все: Раз, два, три,

Ковёр – самолёт, лети!

В. Вот мы с вами и приземлились в «Стране Бережливых»

Посмотрите, что это такое?

Д. Глобус.

В. Правильно, это наша Земля, только в очень уменьшенном размере. А как вы думаете, что нарисовано голубым цветом?

Д. Вода.

В. Правильно, а кто из вас хочет показать на глобусе моря, реки, океаны?

Дети показывают с помощью указки.

Ребята, посмотрите, а вот перед вами мировая карта открытий и изобретений, где все острова так же омываются водой.

Воспитатель называет океаны. Дети показывают. Вода в них не такая, как мы пьём из крана. А какая вода в море на вкус?

Д. Солёная.

В. Где вы могли в этом убедиться?

Д. Когда мы ездили на Чёрное море, купались, ныряли, и вода попадала в рот.

В. А кто знает, какая вода в реке?

Д. Пресная.

В. Молодец! Пресная – значит несолёная.

В. На глобусе есть участки белого цвета: это льды и снега, место вечной мерзлоты (показ)

Здесь находятся льды и снега, которые никогда не тают. Но это же тоже вода.

В. Всегда ли вода бывает жидкой?

Д. Нет.

В. А что вы представляете при слове «вода»?

Д. Дождь, туман, роса, снег, лёд, пар – это всё вода.

Ребёнок.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде.

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В дом туманом к нам вползает.

На плите у нас кипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

В. На землю выпадает много осадков в виде дождя, снега, но сейчас сухо. Куда же исчезает вода? Что с ней происходит? Ребята, мы с вами наблюдали, как из аквариума постепенно вода исчезла. Куда она делась?

Д. Она испарилась.

В. Вот так и происходит в природе. Посмотрите сюда, пожалуйста. (Подходит к магнитной доске и включает мультимедийное устройство) Солнце нагревает воду, мельчайшие капельки воды испаряются из рек, морей, с поверхности земли, поднимаются вверх, там собираются и образуют облака. Когда капелек становится много, они тяжелеют и падают на землю. Летом – дождём, зимой – снегом, градом (показ). Ручейками вода стекает в реки, реки – в моря. А потом вода опять испаряется. Это явление называется круговоротом воды в природе.

В. Как называется это явление?

Д. Круговоротом воды в природе.

Ребёнок.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лёд,

Растёт и снова в поход.

По горным вершинам,

Широким равнинам

Вдруг в небе взовьётся,

Дождями вернётся

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь…

Всех окружает везде и всегда

Эта волшебница, чудо – вода!

В. Присядем, отдохнём. Наша остановка называется «Опытная»

В сосуде кипящая вода. Накрываю её стеклом (пар оседает на стекле и собирается капельками). Горячая вода начинает испаряться в виде маленьких капелек. Показываю, как запотевает стекло, снимаю его, а там капельки воды, держу над салфеткой, капли падают. «Капельки воды в природе ходят» - двигаются по кругу. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое.

Как называется это явление?

Д. Круговоротом воды в природе.

Ребёнок.

С горы сбегая без труда,

Она гремит, как гром.

В морозный день она тверда,

Руби, хоть топором.

Нагрей её, и к небесам

Она взлетит тогда.

Теперь ты мне ответишь сам.

Зовут её… (вода).

В. Ребята, воду ещё называют голубая кровь земли. Во всём живом и даже в человеке много воды. Если условно разделить человека на три части, то 2 из них – вода, а в растениях ещё больше.

А для чего нужна вода человеку?

Д. Готовить кушать, поливать цветы, стирать, убирать в доме, для рисования.

В. Пойдём, ребятки, дальше. Наша остановка называется «Игровая».

Психогимнастика. Ну-ка, дети, повернитесь, в капельки все превратитесь, а я тоже повернусь, в маму Тучу превращусь. Звучит спокойная музыка. Утро. Капельки воды довольные, прозрачные лежат на листочках, на цветочках, на травинках. Но вот тучку и капельки пригрело яркое жаркое солнышко. Маленькие капельки незаметно поднимаются к маме Тучке, охлаждаются и ей становится так тяжело, она не может их удержать и роняет их на землю. Вначале редко, а потом проливным дождём. Капельки подпрыгивают, резвятся, им очень весело. Они, взявшись за руки, превращаются и утекают в речку.

Теперь вы уже не капельки, а внимательные, умные и сообразительные дети.

В. Давайте поиграем в игру «придумай слово» или «Подбери слово».

Какое слово можно придумать к слову вода?

Придумаем слова, характеризующие воду.

Какая вода?

Д. Речная, колодезная, грязная, чистая, водопроводная, морская, солёная, пресная, родниковая…

В. Что делает вода?

Д. Льётся, течёт, протекает, омывает, утекает

В. Откуда вы берёте воду?

Д. Раньше воду брали из рек, прудов, копали колодцы. Но эта вода была недостаточна пригодна для пищи и питья, она была грязной. А сейчас копают глубокие скважины, хорошо очищают воду и пропускают через фильтры. С помощью хлорирования убивают микробы и очищенная вода, с помощью насосов, поступает в водопроводы. Получить чистую воду очень трудно. Для этого работает много техники и людей.

Ребёнок.

Стали жить по новой моде,

Завели водопровод.

Речка спятила с ума,

По домам пошла сама.

А бывало с перезвоном

К берегам её зелёным

Шли девицы за водой

По огромной мостовой.

В. Ребята, а как вы представляете фразу – экономить воду?

Ответы детей.

В. А зачем её экономить, ведь она всё равно возвращается в природу. А вот какой она возвращается, мы сейчас увидим.

Путь был длинен – отдохнём, снова опыт проведём.

Талая вода к нам поступает из водопровода. Наливаем воду в 2 сосуда из крана. Вы утром встали, умылись, почистили зубы – добавляем в чистый 2 сосуд с водой зубную пасту.

На дворе сырая погода, у вас загрязнилась обувь, помоем обувь и смоем землю – добавляем воду во 2 сосуд. А когда мы стираем вещи, мы добавляем стиральный порошок, добавляем его во 2 сосуд.

Какая вода возвращается в природу (Показывает 2 сосуд? А в 1 сосуде? Почему?

Д. Мутная, грязная, непригодная к употреблению. В 1 сосуде чистая, потому что мы ничего не добавляем.

В. И сколько же надо трудиться, чтобы очистить её? Природа, чтобы дать нам чистую воду долго над ней трудиться, очищает. Поэтому вода, которая даёт нам природа, очень дорогая и расходовать её нужно экономно.

1 ребёнок.

Бережливым будь с водой,

Шевельни опять рукой.

И как только воду взял,

Хорошенько кран закрой.

2 ребёнок.

Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

В. Если кран оставить открытым, то незаметно капелька за капелькой может вытечь много воды. Например, если по капельке будет вытекать вода целый день, накапает около ведра воды, а за ночь и день – 2два ведра воды. А если у вас плохо закрывается кран и будет капать всё время; представьте, сколько воды может собраться за неделю? Месяц?

Сколько мы потеряем этой бесценной чистой, прозрачной, такой необходимой человеку воды.

Ребёнок.

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана – кап, кап, кап…

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря…

А то пройдёт немного лет,

И нет водицы – нет, нет, нет…

Ребёнок.

Больше всего мне понравилась ванная.

Вода в кране холодная крайне,

Кран другой – не тронь рукой.

Сидишь и моешься долго, долго.

Словом, сидишь, пока охота.

В. Наше путешествие подходит к концу. Я надеюсь, что после этого путешествия вы станните настоящими жителями «Страны Бережливых»

Публикации по теме:

Почему вода в море бывает грязнаяПочему вода в море бывает грязная Сейчас очень много стали говорить о проблемах экологии, о загрязнении окружающей среды. Это стало глобальной проблемой человечества. Многое.

Развивающая игра «Капелька»Развивающая игра «Капелька» Для своих ребятишек я сшила многофункциональную игрушку Капельку. Использую ее в разных познавательных областях. 1. Для закрепления знаний.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Этикет
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Ребёнок и окружающий мир. Конспект занятия по экологии «Ходит капелька по кругу»
Опубликовано: 23 марта 2013 в 15:35
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...