Ребёнок и взрослый

Любовь Бадина
Ребёнок и взрослый

Ребенок и взрослый - два огромных мира, уникальных, особых, но в то же время так взаимосвязанных, дополняющих, необходимых друг другу. И нет однозначного ответа на вопрос: «Кто для кого на этой земле важнее: ребенок для взрослого, или взрослый для ребенка«Конечно же, взрослый для ребенка», - скажут одни, и будут правы. И, действительно, рождаясь на свет, маленький кроха не может обойтись без маминой помощи.

Вот наш малыш подрос, и снова взрослый помогает ему «открывать мир», помогает узнавать про все на свете.

Нельзя не согласиться с тем, что взрослый для ребенка важен, что он ему нужен. Маленькому человеку всегда так хочется все самому посмотреть, попробовать, потрогать, изучить! А взрослый – «тут как тут» - всему научит, про все расскажет. Нам, взрослым, почти всегда кажется, что у нас большой жизненный опыт, мы умнее, знаем все про жизнь, знаем, «как надо»: как учить, как воспитывать. Возможно, все это так.

Но, согласитесь, что именно с появлением ребенка наша жизнь приобретает особый смысл, особое значение, «особые краски». Оказывается, взрослые и дети нужны друг другу, как солнце траве и цветам, как воздух всему живому на земле.

Весь вопрос в том, что нужно сделать для того, чтобы ребенок и взрослый были вместе, и им было бы рядом хорошо и интересно, чтобы оба ощущали себя счастливыми? Поверьте, это возможно.

Первые взрослые в жизни ребенка – это, конечно же, родители. В подавляющем большинстве случаев это любящие мамы и папы, желающие своему ребенку исключительно только добра и счастья. Сколько бы мне не приходилось, работая психологом, задавать родителям вопрос: «Вы любите своего ребенка?», я всегда получала утвердительный ответ. А в некоторых случаях «читала на лицах» пап и мам явное недоумение: «Вы сами – то понимаете, о чем спрашиваете? Конечно же, да!». Можно было бы порадоваться такому откровенному порыву родительской любви, если бы не одно маленькое «но».

Подобный вопрос я задавала в тех случаях, когда у их ребенка были те или иные проблемы. Видимо, не всякая родительская любовь благотворно сказывается на ребенке. Парадокс? Безусловно! Оказывется, любить детей можно по-разному. В последнее время в книгах о воспитании, психологической литературе встречается термин «безусловного принятия ребенка». Смысл его заключается в том, что мы любим своего малыша просто так: ни за что, любим за то, что он у нас есть, любим со всеми его недостатками. «колючками», капризами. Любим, не мешая ему, расти и развиваться, получать собственный опыт. Именно личный опыт, в большей степени, и имеет настоящую, истинную ценность для собственного развития.

Многим из нас трудно, непонятно: как это – просто любить? Что же, мы, взрослые, с нашей житейской мудростью должны позволять ему (нашему несмышленышу) ошибаться, «набивать шишки». И кто же тогда укажет ему, как жить «правильно», «разумно»? Согласна, очень трудно любить собственного ребенка, что называется «отстраненно», то есть, любить во благо, любить во имя его интересов. Если мы не умеем делать этого изначально, научиться «любить безусловно», непросто.

Нормальный, здоровый ребенок обязательно будет проявлять себя так, что это может нам не понравиться: не слушаться, баловаться, капризничать. Да мало ли, что ему в голову взбредет! И главная трудность заключается в том, что нам придется часто рисковать своим спокойствием, наблюдая, как ребенок делает неправильный выбор, например, все время стремится играть с тем, кто, на наш взгляд, плохо на него влияет. Переживать, когда принимает ошибочное решение. Но именно такая безусловная любовь, где есть поддержка, доверие, «включенность» мамы и папы в мир детских интересов, игр, увлечений, и способна принести счастливые плоды, оправдать родительские ожидания.

На первый взгляд, кажется, что легче всего любить совсем еще кроху, он такой милый, славный и совсем беспомощный. Он пока не научился вредничать, упрямиться, раздражать нас своими капризами. Но и с таким карапузом совершено недостаточно только умиляться и удовлетворять его жизненно необходимые потребности. Уже в этом нежном возрасте мамы и папы могут подарить ему свою огромную и, что очень важно, «осмысленную» любовь, играя с ним.

Игра – одна из форм проявления активности личности. Детская игра – форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений. А для ребенка – самая предпочитаемая, приятная во всех смыслах деятельность. В раннем возрасте ребенка и взрослого объединяют так называемые «мамины» и «папины» игры. Здорово, если вы сами помните их из своего детства! «Сорока – белобока», «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка.» и другие пальчиковые игры, в которые еще наши бабушки играли со своими детьми. Они дают возможность малышу познакомиться со своими пальчиками, с собственным телом, с членами семьи, позволяют начать ориентироваться в окружающем мире. «Папины» игры – различные виды подбрасываний (взлетаем вверх-вниз, взлетает то влево, то вправо, катание на «закорках», качание на ноге – так же имеют огромную ценность для ребенка. Именно эти игры позволяют малышу постоянно ощущать поддержку большого и сильного папы, зарождают доверие к миру. Оказавшись на папиных плечах, маленький человек может наблюдать окружающий мир сверху, чего он сам сделать не может. Папа же позволяет воспринимать мир разнообразнее. Игры с взрослым в раннем детстве – это основа формирования «базового доверия к миру». (Есть такое понятие в детской психологии). Когда есть доверие к миру, малыш гораздо активнее, смелее действует, быстрее адаптируется к новым условиям.

В моей, почти тринадцатилетней практике работы педагогом-психологом, был только один - единственный случай, когда ребенок пришел в детский сад, как к себе домой. Не было ни слезинки, ни грустных расставаний с мамой по утрам, даже проблем во взаимодействии со сверстниками не было совсем никаких! Удивительный случай, не правда ли! На родительском собрании в этой группе я не удержалась и задала маме вопрос: «Как же родителям так замечательно удалось подготовить дочку к поступлению в детский сад?» И получила совершенно неожиданный ответ: «Да мы особенного – то ничего для этого не делали». «Может быть, Вы играли дома в «Детский сад»?», - уточнила я. Оказалось, что все свое раннее детство девочка, (по словам мамы) «летала в космос», когда папа подбрасывал ее вверх, что вызывало у ребенка бурный восторг, «висела», качаясь на папиной ноге. Когда подросла, на детской площадке обязательно знакомились с другими детьми, обменивались игрушками в песочнице, вместе лепили «куличики», насыпали в одно ведерко песочек, по очереди с другими девочками катали куколку в коляске. Вот и все. Ничего особенного! Но, придя в детский сад, этот ребенок не боялся незнакомых взрослых, своих сверстников, и очень легко адаптировался. В результате поступление в дошкольное учреждение не стало стрессом, проблемой ни для ребенка, ни для родителей, как это часто бывает в других семьях. А все потому, что родители девочки, пусть и на интуитивном уровне, научили дочку доверять окружающему миру, не бояться его.

Сейчас эта девочка уже школьница. Мне не раз приходилось случайно встречаться с ней на улице. Она хорошо учится, у нее много друзей, она всегда улыбается при встрече. Остается порадоваться, что у нее оказались такие замечательные родители, с которыми ей живется легко и интересно. Потому что они, как любящие родители, умеют прислушиваться к истинным потребностям своего ребенка, способны «проживать» вместе с ним его неповторимый уникальный мир.

Только взрослый, будь это родитель, родственник, воспитатель, в силах сделать так, чтобы ребенку было хорошо. А как сделать так, чтобы и взрослому ребенок не приносил разочарований?

Активный, умный, любознательный, добрый, послушный. Примерно такие характеристики чаще всего называют взрослые, когда отвечают на вопрос, каким бы они хотели видеть своего ребенка. Это и понятно, ведь именно с таким ребенком нам, взрослым, комфортно существовать вместе. Но ничего в нашей жизни не случается просто так или по чудесному велению «волшебной палочки». Если мы хотим, чтобы ребенок нас радовал не столько своими детскими достижениями, успехами, а просто «фактом» своего существования, нам нужно для этого сделать очень важные осмысленные шаги.

Разумеется, ребенок существенно меняет нашу жизнь: ограничивает нашу свободу, порой заставляет отказаться от чего-то, для нас очень привычного. А самое главное, он нуждается в нашей вовлеченности в его детские интересы! Это и есть, на мой взгляд, главный «взрослый шаг». Дать ему почувствовать, что нам с ним ИНТЕРЕСНО. Как это можно сделать? Прежде всего через игру.

Консультируя родителей, нередко приходится слышать, что они не могут, не умеют играть с ребенком. Для многих из них ползание по ковру с малышом, прокатывая машинку в воротики, кажется несерьезной ерундой, пустым времяпровождением, да ребенок и сам, сетуют они, не очень-то стремится вовлекать их в свои игры. В этой ситуации по-другому и быть не может. Дети - на удивление мудры и проницательны. Их невозможно обмануть, они на интуитивном уровне чувствуют нас, взрослых: кому можно доверять, а кому нет, кто проявляет к ним неподдельный интерес, а кто притворяется и «фальшивит».

Поверьте, в каждом из нас живет свой собственный ребенок. Только в ком-то из взрослых он очень далеко запрятан. Его нужно просто «разбудить». И тогда вам не придется «совершать немыслимые потуги», играя с ребенком. Вот вы видите, что ваш сынишка уже долго и методично прокатывает машинку, не совершая больше никаких действий. Подключитесь к его игре: «Послушай, мне кажется, у твоей машины мотор слишком шумит. Кажется, его надо починить. Давай, я понарошку буду мастером по ремонту машин». Я уверена, сын обязательно подхватит вашу идею, и игра продолжится по - другому. Или вы наблюдаете, как ваша дочка «закормила» свою куклу кашей. Подскажите ей: «Твоя доченька, кажется, уже наелась. Она очень хочет пойти. в зоопарк, в цирк…», да – куда угодно, в зависимости от интересов вашего ребенка. Включитесь в игру, взяв на себя какую-то роль. После таких совместных игр, я вас уверяю, вы почувствуете, как налаживается контакт с вашим ребенком, если до этого его не было или он был утрачен.

Играя, ребенок пребывает в своем мире. Ему это важно, для него это необходимо. И, если мы, взрослые, своим участием в его игре поможем ему в этом, да еще и «подарим» столь необходимое ему наше внимание, то получим в награду, пусть может быть и не совсем послушного, но любящего нас ребенка. Любящего не за то, что покупаем ему машинки, куклы, а за то, что мы ему интересны, за то, что можем подарить целый мир увлекательной игры.

Ребенок и взрослый – два уникальных мира, способных приносить друг другу как радость, так и разочарование. И только при условии, если взрослый будет внимателен ко всему, что происходит в жизни ребенка: к его ощущениям, интересам, увлечениям, переживаниям, страхам, возможно их радостное пребывание вместе. Наверное, это и есть маленькое чудо, имеющее для нас большую ценность: став взрослым, иметь в своем «багаже» радость детства, ощущение любви, тепла, защищенности.

Публикации по теме:

Как отвечать на вопросы детей? Умение отвечать на вопросы детей – большое искусство. В современном мире существует множество литературы, опираясь на которую, педагог может.

«Вместе с папой, вместе с мамой». Комплекс физических упражнений (папка-передвижка для родителей) Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию несложные физические упражнения, которые понравятся вам и вашим детям! Совместное выполнение.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Ребёнок и взрослый
Опубликовано: 17 декабря 2013 в 21:27
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...